Роман Козлов: «Нужно меньше говорить, а больше делать, эффективность работы определяется результатами»

Светлана САВЕНОК

Новый президент Федерации футбола Смоленской области — о перспективах смоленского футбола, о кадровой политике и о том, зачем нам нужен профессиональный футбол

Избрание ректора Смоленского медуниверситета Романа Козлова на пост президента Федерации футбола Смоленской области вовсе не стало неожиданностью. Более того, это решение видится абсолютно логичным, учитывая личную приверженность футболу Романа Сергеевича и достижения в этом виде спорта команды Смоленского медицинского университета, которую он и возглавляет.

Здесь, кстати, сложно удержаться от аналогии с избранием на главный руководящий пост Федерации хоккея Смоленской области Максима Степанова и последовавшим за этим апгрейдом смоленского хоккея. Теперь смоленская команда вполне достойно представляет наш регион в Экстралиге открытого чемпионата Республики Беларусь.

О нынешней ситуации и перспективах смоленского футбола, кадровой политике и о том, зачем Смоленской области нужен профессиональный футбол, мы поговорили в эксклюзивном интервью с новым президентом региональной Федерации футбола романом Козловым.

— Роман Сергеевич, начать нашу беседу хочу с вашей «установочной» встречи с губернатором Василием Анохиным, в ходе которой он поставил серьезную задачу: вывести смоленский футбол на профессиональный уровень. Задача масштабная, многоступенчатая и очень непростая. То, что именно сейчас вы решили возглавить Федерацию футбола Смоленской области, это смелый шаг. Не было сомнений?

— Как говорится, только глупец ни в чем не сомневается. Конечно, мое решение баллотироваться на пост кандидата в президенты Федерации футбола не было спонтанным. Не думаю, что открою большой секрет, если скажу, что предварительно решение проговаривалось с Василием Николаевичем Анохиным, и мы подробно обсуждали все нюансы. Я занимаюсь футболом достаточно давно. Понятно, что я не играл на профессиональном уровне, но мы выигрывали достаточно много соревнований, и наши студенты, кстати, очень успешно выступают. Понимаете, я родился в Смоленске и хорошо помню славную историю нашего футбола, я ее застал. И, кстати, успел поиграть на одном поле со многими людьми, которые являются легендами нашего футбола (с тем же Валерием Валерьевичем Соляником). И, конечно, я помню, насколько популярен был футбол в нашем городе, когда он находился на подъеме.

— Можно ли говорить о том, что футбол умер в Смоленске после того, как был ликвидирован последний профессиональный футбольный клуб?

— Ну что вы! Я бы так не сказал. Футбол по-прежнему остается самым популярным видом спорта, самым массовым и самым доступным. По большому счету, чтобы играть в футбол, тебе не нужно никакое дорогостоящее оборудование, какая-то специализированная форма, нужен мяч и поле. И сейчас у нас в регионе реализуется программа, по которой во многих школах постелена нормальная синтетическая трава, на которой можно играть, это фантастическое достижение, я считаю. Второе. В Смоленске большое количество частных школ — порядка 20 школ учат наших детей играть в футбол. И при всем этом мы — единственный регион в ЦФО, в котором нет профессиональной футбольной команды! Ну, прямым текстом скажу, это моя боль как смолянина, и думаю, это чувство многие разделяют. Поэтому меня очень обнадежило и вдохновило, когда решением Василия Николаевича получила региональную господдержку команда Смоленского государственного университета спорта. В прошлом году, с моей точки зрения, команда сделала невозможное — они стали третьими в чемпионате России среди Союза Федераций футбола «Центр». Третьими из 18 команд. И они смогли попасть в тройку, имея совсем небольшой бюджет. Наши ребята играли без зарплат, но обошли другие команды, у которых бюджет в разы превышал наш (по 50-60 миллионов рублей там были бюджеты). Но наши стали третьими, это фантастика!

А учитывая, что две команды, опередившие смолян, отказались от завоеванного по спортивному принципу, есть официальное письмо о том, что команде из Смоленска предложили войти в профессиональную лигу по спортивному принципу. И, конечно, это очень такая серьезная вещь.

Когда Василий Николаевич встречался с нашими футболистами после этого их успешного выступления, он сказал о том, что у нас будет создана профессиональная команда. И это его решение чрезвычайно важно, потому что заниматься развитием футбола, когда ты не видишь, что на вершине пирамиды подготовки кадров стоит профессиональный клуб – ну, это неинтересно и несерьезно. И еще раз повторю, учитывая никуда не девшиеся амбиции смоленского футбола, я считаю совсем неправильным, что при этом мы остаемся единственными без профессиональной команды.

Понимаете, профессиональный футбольный клуб — это не просто спортивная организация. Это важный элемент социально-экономической жизни региона. Его наличие оказывает значительное влияние на различные аспекты жизни, включая экономику, инфраструктуру, социальную сферу и имидж региона. Кроме всего названного, это еще и сильный ресурс для патриотического воспитания молодежи.

Наша задача, чтобы и молодежь, и родители с детьми приходили на стадион — целыми семьями, как это было раньше в Смоленске всегда. Я вижу сейчас множество историй, когда детишки занимаются — старший брат, потом приходит и младший, там родители приходят на тренировки, смотрят, как дети учатся брать «свою первую высоту». Это на самом деле очень такая востребованная тема. Профессиональный футбол — это определенный социальный проект.

— Поговорим об амбициях. Какая задача ставится перед смоленскими футбольным командами?

— Мы сейчас не говорим о том, что наша команда должны сразу бежать в Первую лигу, в Премьер-лигу и так далее. Не это главное, когда мы говорим о возрождении профессионального футбола в регионе. Главное в том, что ребенок, занимающийся футболом в Смоленске и выбирающий в своей карьере профессиональный спорт, должен видеть: если он хорошо играет, учится, тренируется, занимается собой, то он может попасть в команду мастеров, которая представляет свой регион. Я считаю, что это такая обязательная вещь, которая и создаст дополнительные кадры.

У нас совпадает это видение с Алексеем Анатольевичем Обвинцевым (ректором Смоленского государственного университета спорта — Ред.), с которым мы очень дружны. У нас есть базовый вуз, который готовит кадры для развития спорта. И мы должны делать всё для того, чтобы закреплять молодые кадры в регионе, о чем неоднократно говорил Василий Николаевич.

Если в Смоленске будет профессиональная команда, то и университет спорта не будет испытывать сложностей с набором абитуриентов. Здесь, в Смоленске, будут оставаться выпускники, сюда будут приезжать люди, которые умеют играть в футбол уже базово и которые, учась здесь, будут пополнять нашу команду. Точечно это могут быть и представители других городов, но я считаю, что все равно нужно основываться на смоленских игроках. Мое видение такое.

— Помимо кадров есть еще одна проблема, которую надо решать «на новых скоростях», — футбольное поле, где смоленская команда могла бы принимать гостей.

— Да. На сегодняшний день в Смоленской области нет ни одного сертифицированного поля, которое позволяет участвовать даже нашим детям в юношеской футбольной лиге. И здесь очень важно, что Василий Николаевич и Анастасия Александровна четко понимают, что самый главный вопрос сейчас — это вопрос поля. Нужно менять поле в университете спорта. И здесь мы большие надежды возлагаем на Василия Николаевича.

Он говорил о том, что у него будет ряд важных встреч в Москве, и я уверен в том, что с его таким энтузиазмом, обоснованными подходами, административным ресурсом он все-таки добьется того, что в Смоленске появится сертифицированное поле. Но это надо делать очень быстро, чтобы мы успели заявиться.

И, конечно, в Смоленске нужно еще одно поле, здесь мы очень ждем помощи бизнеса. Очень важно, что и здесь Василий Николаевич очень нас поддерживает, есть предварительные договоренности с некоторыми серьезными бизнесменами, которые примут участие в этом большом деле — вложат свои средства в инфраструктуру, и будет создано еще одно поле. Не хочу пока поговорить о локации.

— Речь о стадионе «Спартак»?

— Нет, в другом месте. Но на стадионе Спартак тоже будет создана инфраструктура, и это тоже очень важно. Смоленску нужен полноразмерный закрытый манеж. Это очень большие деньги, но он нужен. Маленький манеж есть в Тихвинке, человек на собственные деньги его построил, за что ему большое спасибо, еще приходят коллеги с предложениями построить манежи 60 на 40. Но я против таких манежей, потому что тренировки там теряют весь смысл. Нужно, чтобы человек, играющий в футбол 11 на 11, зимой и в межсезонье мог приходить в крытый манеж и продолжать играть 11 на 11, а не в усеченном составе. А это можно сделать только в полноразмерном манеже — хотя бы 90 на 45 (это минимальный размер).

Такие манежи есть и в Витебске, в других городах, в Москве их много. Понимаете, если ты переходишь в маленький манеж, ты переходишь играть в зал, а это совершенно другой футбол. И у нас получается, что дети все тренируются на большом поле только, условно говоря, четыре-пять месяцев в году. Это недопустимо. Ты не можешь расти профессионально, если нет возможности тренироваться на нормальном поле. Поэтому задач действительно много. Есть государственные программы. В начале февраля я в качестве делегата от Смоленской области посетил конференцию РФС, на которой обсуждались задачи, стоящие перед Федерацией, и искренне говорю, я сам для себя открыл много программ, которые, оказывается, существуют, и нам обязательно нужно в них входить. Об этом я докладывал членам президиума ФФСО.

— На региональной конференции Федерации футбола был переизбран не только президент, но и президиум. При этом часть прежнего состава президиума осталась. Как складываются отношения в президиуме? Нет внутренних противоречий?

— Я четко понимаю, что не все будут разделять мою позицию в каких-то аспектах. Они и не должны. Для меня это никогда не было проблемой. Люди, которые профессионально занимаются футболом, создают какие-то клубы, они должны принимать активное и деятельное участие, высказывать свою точку зрения. Единственное, о чем я просил президиум: чтобы, когда мы что-то обсуждаем, мы делаем это не ради того, чтобы поспорить, а для того, чтобы принять решение. То есть, по итогу должен быть либо консенсус, либо мы принимаем то решение, которое поддержало большинство членов. И после принятия решения мы должны сплоченно работать на его реализацию. После того, как решение принято, не должно быть какого-то ненужного противостояния, потому что это непродуктивно, скажу больше — вредно для дела. Нам пока вообще «делить» нечего. Для меня показатель эффективности один: человек тренирует, что-то делает и при этом достигает результата. Результат — вот показатель. Это спортивный принцип. А если он много говорит, описывает красивые воздушные замки, а по факту на выходе ничего нет, для меня это тоже показатель, чтобы поднять вопрос о профессионализме.

Мы все должны понять, что работы действительно очень много, и здесь должна быть работа всех заинтересованных в развитии футбола на Смоленщине сил. Один президент Федерации с этим не справится.


Читайте также: «Смоленскому футболу быть». Приоритеты Анохина: профессиональный и массовый спорт

581095581095