Россияне поддерживают идею вернуться к школьной форме

65 просмотров

Вопрос, что первично — форма или содержание, в прежние школьные годы всегда имел однозначный и далеко не философский ответ. Пришел в школу без формы — содержание твоего дневника пополнится «неудом» по поведению, а словарь родителей — яркими и образными выражениями в твой адрес после вызова на ковер к завучу, сообщает «Российская газета».

Потом наступила эпоха вольницы: форму сделали необязательной и сохранили лишь в виде каких-то «элементов» на усмотрение каждой школы. Сейчас в дискуссии на тему того, надо ли возвращать в российские школы единую форму одежды, выступил даже президент страны (он, напомним, предложил регионам «подумать» над этим вопросом).

Пока регионы пребывают в задумчивости, социологи Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru выяснили, как к идее снова ввести в школах единую форму относятся активные работающие россияне-пользователи интернета.

Оказалось, что идея в обществе воспринята в целом благожелательно. Только четверть (25%) экономически активных россиян выступают против возвращения школьной формы. Остальные (пусть даже с некоторыми оговорками) все же за. 39% считают, что такая форма должна быть единой для всей страны, еще 29% — что каждой школе нужно что-то свое, «фирменное».

Дискуссии на эту тему идут уже не первый год. С точки зрения педагогов и психологов, здесь все неоднозначно. Кто-то считает, что подобная «униформа» унижает детей, не даёт им возможности выразить себя и блокирует развитие творческой составляющей личности. Другие же, напротив, видят в одинаковой одежде массу плюсов — к примеру, повышается уровень дисциплины, у детей развивается «командный дух» и т.д.

Свое мнение те россияне, которые выступают за введение единой формы для всей страны, аргументируют тем, что форма «дисциплинирует и красиво смотрится», «даёт возможность полноценно развиваться каждому из учеников независимо от материального положения родителей». Чаще других за такое единообразие ратуют респонденты 35-44 лет (50% против 27% среди участников опроса моложе 24 лет). Кстати, с каждым годом число сторонников обязательной школьной формы растёт: если в 2007 году за её введение высказывались 30% опрошенных, то к 2012 их число выросло на 9 процентов.

У тех, кто предлагает ввести в каждой школе собственную форму одежды, логика тоже вполне понятная: «Не стоит одевать всех школьников страны по единому стандарту, но каждая отдельная школа вполне может ввести свою форму с целью обеспечить соблюдение дресс-кода и ввести дополнительный элемент собственной культуры». Эту точку зрения чаще разделяют женщины (33% против 25% среди мужчин), россияне до 24 лет (33%), а также участники опроса, зарабатывающие до 25 тысяч рублей в месяц (32%).

Против введения единой школьной формы высказывается каждый четвёртый участник опроса (25%). Среди них больше мужчин (27% против 23% среди женщин), опрошенных в возрасте до 24 лет (33%) и респондентов с ежемесячным окладом менее 25 тысяч рублей (30%).

Их комментарии были порой достаточно сердитыми. «Зачем из школы делать армию? Нужно, конечно, придерживаться определённого стиля в одежде, но вводить форму я считаю ненужным». «Думаю, что это должна решать сама школа, администрация и органы самоуправления. Не считаю, что это вопрос федерального уровня». «В стране нищета, и каждый одевает своего ребенка так, как может». «Навязанная школой форма чаще всего хуже по качеству и дороже по цене, чем то, что родители могут сами подыскать в магазинах. Нужен своего рода офисный стиль, может быть, в единой цветовой гамме данной школы». «Считаю, что наличие школьной формы или её отсутствие не есть главная проблема школ. Куда важнее такие вопросы, как наличие одинаковых учебников и программ в школах (если, конечно же, они не специализированные)». «Им больше заняться нечем? Пусть спросят у детей и их родителей, что им на самом деле необходимо…»

Затруднились дать ответ на поставленный вопрос 7% россиян: «С одной стороны, школьная форма не нужна, поскольку не всем по карману её приобретение: качественная одежда производится не из дешёвого материала. Но если предложенная форма будет красивой и доступной для большинства российских семей, то программу можно запустить»; «Одежда — это форма самовыражения, и через неё проявляются способности подрастающего человека. Но в определённых случаях форма все же нужна».

Правда, даже сторонники единой формы не удержались от опасений, что благое намерение может на практике дать не лучшие результаты. Да, форма нужна, но — «если государство предоставит ее бесплатно для родителей учеников». Или не будет обязывать носить униформу учеников старших классов. В любом случае, говорят, они, важно, чтобы форма была «недорогая и ноская. Просто может получиться, как всегда, — благие намерения могут превратиться в кормушку для исполнителей воли. И форма будет единой, дорогой и безальтернативной». Вопрос цены вообще «проходит красной нитью» во многих высказываниях — как правило, люди сходятся в том, что введение формы позволит детям не хвалиться достатком их родителей и, наоборот, не страдать от того, что мама с папой не могут себе позволить покупку слишком дорогой одежды для ребенка-школьника.

Были и комментарии из серии «все правы»: «С одной стороны, школьная форма не нужна, поскольку не всем по карману её приобретение: качественная одежда производится не из дешёвого материала. Но если предложенная форма будет красивой и доступной для большинства российских семей, то программу можно запустить».

Ну что ж, школьники и родители высказались, теперь надо ждать итогов региональных «раздумий» на тему школьной формы.
Личный опыт

В нашей школе особых зверств по поводу формы я не припомню. Но, конечно, в старших классах не обходилось без локальных конфликтов между старшеклассниками и завучем. Завуч была дамой строгой, курпулентной, одевалась в стиле «завроно на партсобрании», очень не одобряла сережки, косметику, разные шарфики-платочки-значки и иногда впадала в раж, пытаясь с этим бороться. У меня сережек не было, украшений тоже, зато упрямства хватало на троих. Это лучшее украшение. Поэтому когда однажды завуч мельком заметила, мол, «у тебя, Добрынина, что-то юбка коротковата», я приняла это близко к сердцу. Уроки труда я ненавидела, но в этом случае пришлось их вспомнить. Дома, отчаянно чертыхаясь и переколов все пальцы иголкой, я распорола старое школьное платье, сделала из него длинную, собранную «на живую нитку» оборку и пришила ее к «слишком короткой», по мнению завуча, юбке. Юбка стала фактически цыганской — широченной и «в пол». Ходить в ней было жуть как неудобно, но чего не сделаешь ради принципа!

В школу я явилась, подметая подолом линолеум. На голове же вместо обычной длинной косы у меня красовалось тоже цыганское «нечто». Ради этой прически пришлось заплести на ночь 25 мокрых косичек, а утром их расчесать до состояния «свободу Анжеле Дэвис» («химию» делать на очень длинные волосы было жалко). Одноклассники хихикали, а завуч потеряла дар речи и даже вспомнила, как меня зовут. «Катя, — сказала она растерянно. — Это что?» «Все как вы сказали, — бодро рапортовала я. — Юбка длинная. А на голову понятие формы не распространяется. В голове только содержание!».

Длинную юбку я носила до конца четверти. Как же я намучилась, бегая в ней по лестнице, как сочувствовала гимназисткам и барышням из Смольного института. Но — принцип же!
Завуч мимо нашего класса ходила почти зажмурившись. Даже не реагировала на сережки и косметику моих однокашниц. Победа была за нами.

 «Российская газета»
Текст: Екатерина Добрынина

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Мы будем Вам благодарны!

68466846


Следите за важнейшими новостями в Telegram


Комментировать

 



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: