Осторожно, блатные дети
Дети влиятельных родителей – отличная тема для злословия их близких друзей, дальних знакомых и совсем незнакомых людей. Богатых и именитых персон все больше, дети и племянники у них множатся. Всех надо пристроить и найти достойную работу.
«Есть много способов сделать карьеру, самый верный из них – родиться в нужной семье»
Дональд Трамп
В одном из исследований McKinsey с удивлением для себя прочитала, что только 5% семейных предприятий сохраняют рыночную ценность своих акций при третьей смене поколений собственников. Соответственно остальные 95% детей попросту не могут сохранить и приумножить родительское начинание. Зато уж те, кто продержался это время, практически неуязвимы – все основные сложности переходного периода пройдены и в действие включаются другие механизмы сохранения бизнеса. Конечно, такие цифры не могут не расстраивать обывателя, но на государственном уровне все выглядит не так печально. Например, в США за 100 лет таких семейных фирм насчитывается около 15 млн.
Большинство популярных брендов имеют семейную историю: Ford, IKEA, Siemens, Sony, Samsung Electronics, Procter&Gamble и др. Отличительной особенностью таких семейных бизнесов является приверженность родовым традициям, переходящим из поколения в поколение, где, как говорится, нужно «держать марку». Именно пример этих немногих выживших предприятий подтверждает тот факт, что преданность общему делу, дружелюбная атмосфера, влияющая на весь коллектив, а также правильно выстроенные партнерские взаимоотношения позволяют достичь небывалых высот.
В нашей стране практически отсутствуют семейные предприятия (всего около 2 млн), а известные крупные семейные компании можно пересчитать буквально по пальцам: мясной гигант «Мираторг», производитель косметики Green Mama, «Лаборатория Касперского»… Это понятно, ведь со времен распада СССР прошло всего 20 лет, поэтому сама предпринимательская деятельность начала зарождаться относительно недавно, не говоря уже о наследственном семейном бизнесе.
На мой взгляд, после этой преамбулы самое время владельцам задуматься о возможностях передачи семейного бизнеса в руки потомков-продолжателей, хорошо оценив все возможные риски. Проанализировать, смогут ли их дети не только укрепить, но и развить семейное дело, начатое предками, или все будет пущено на самотек, ведь, как видим, неопытные наследники, включаясь в семейный бизнес, чаще всего приводят его к разорению. «Ребенок» может быть великолепным профессионалом, но он не создавал бизнес с нуля, не участвовал в рискованных сделках, чтобы найти выход из непростой ситуации, не боролся с конкурентами, рейдерами и т. д. Чтобы преуспевать, мало учиться на чужих ошибках, такой путь нужно пройти от начала до конца самостоятельно.
Кроме того, многие дети сами не спешат проявлять активность в бизнесе родителей: «Зачем брать инициативу в свои руки, если и так все есть?», все возникающие вопросы остаются на откуп предкам. Но в бизнесе господствуют правила, существующие по определенным законам, подчас жестоким. Тут не каждый взрослый может выдержать, а что же тогда говорить о едва оперившимся отпрыске?
Мне приходилось много раз сталкиваться с общественным мнением: мол, участие детей в семейном бизнесе – это всегда хорошо. Но если все так хорошо, то почему же мировая статистика говорит об обратном? Может; причина кроется в самих детях? Или причина в другом – в родителях? Или в том, что у детей влиятельных (богатых, сановитых, статусных, известных и т.д.) родителей возникает некая деформация личности, культивируемая окружающими, – это когда исключительное положение родителей становится исключительностью их детей, обслуги и домашних животных.
Кто бы что ни говорил, но мы, конечно же, недолюбливаем их – папенькиных и маменькиных детей, которые все получают задарма. Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что перед ними легко открываются все двери. Даже просто магия известной фамилии помогает решить им миллион житейских и карьерных проблем, которые другим приходится преодолевать самим. Приятельствовала в молодости с дочкой Людмилы Гурченко, и после замужества носящей фамилию матери. Конечно же, с бесцеремонностью молодости поинтересовалась, почему так. Ответ за давностью лет можно сократить именно до фразы: «Не могу отказаться от “магии фамилии”».
Эта же магия фамилии действует и при поиске работы для ребенка известного лица. И тут опять большинство людей оказывают им медвежью услугу – сами без просьб предоставляет им лучшие места и лучшие куски, не поясняя, как правильно выстраивать свою карьеру и что до каждой должности надо расти и как человеку, и как профессионалу. Хотя по большому счету – это им должны были объяснить их отцы, не правда ли?
Не понаслышке знаю, что прежде чем пустить детей и родственников в семейный бизнес, многие западные семейные компании требуют, чтобы они сначала поработали на низовых должностях и/или в других организациях. Однако в России это чревато осложнениями. Руководство принимающей компании должно давать себе отчет – готовы ли они на свой страх и риск принимать таких детей? Не возникнут ли в дальнейшем проблемы с влиятельными родителями в случае неудач их детишек?
Сразу вспомнился случай из собственной практики. Работала я как-то в «дочке» крупного нефтяного холдинга, и вот к нам спустили по цепочке от президента компании сына тогдашнего министра энергетики с резолюцией «подобрать что-нибудь». Почему-то никому (кроме меня, а меня не спрашивали) даже не пришло в голову предложить ему должность специалиста первой категории. Нет, все наперебой предлагали на выбор стать замом генерального директора любого из 4 существующих направлений деятельности дочки: НИОКР, имущественные отношения, выставки и стратегическое развитие. Надо ли говорить, что мальчик захотел заниматься разработкой стратегии для компании, при этом не имея релевантного опыта работы. Надо ли говорить, что в те годы именно я занималась разработкой стратегии. Слава богу, что президенту компании совершенно не хотелось, чтобы министр был в курсе всех тонкостей стратегии развития холдинга, и ситуацию спустили на тормозах. Я осталась на своем месте и при своей должности. А если бы нет?
Кстати, в противовес министру сам президент компании поступил очень грамотно, в соответствии с западным опытом отправив своего старшего ребенка для начала на низовую должность на стороне, потом в компании. Да, он не определил его на промысел, но то, что тот в конторе прошел все ступени – это 100%, а не сразу же – «Приходите нами владеть!».
Пожалуй, самый важный с точки зрения управления любым бизнесом риск – непрофессионализм наследников. Согласитесь, что невозможно в одном лице грамотно сочетать в себе CEO, главного бухгалтера, юриста и т. д. В такой ситуации отличным выходом было бы создание профессиональной команды под отпрыска. Но для начала призываю вип-родителей задуматься о будущем своих детей – действительно ли они хотят заниматься не просто руководством бизнеса, а именно делом, основанным вами? Есть ли у них для этого не только способности, но и силы? Может быть, стоит это как-то проверить? Ну, взять за пример практику западных миллионеров с обязательным началом карьеры отпрысков со стрижки газонов, мойки машин, продажи газет. Чтобы посмотрели на жизнь в реальности, научились, укрепились, возмужали бы сами по себе, вне зависимости от успешности или неуспешности своих родных и близких?!
В свою очередь руководителям компаний необходимо сто раз подумать, а зачем они берут навязываемых им детей? Каковы риски и кого вы берете к себе – работника или проблемы в будущем? Готовы ли относиться к ним, как ко всем остальным сотрудникам или будете разлагать коллектив, привнося в него двойные стандарты и отношения?
Также не теряет актуальности в современном бизнес-сообществе проблема конкуренции с «блатными детьми». Устраиваясь на работу, вы должны отдавать себе отчет в том, что если вашим соперником является чей-то ребенок, скорее всего, возьмут его, а не вас. Даже просто потому, что ребенок влиятельного человека – это всегда дополнительные возможности для компании, а их упускать нельзя. Однако это совершенно не значит, что следует опустить руки и смириться с таким положением дел. Нужно быть лучшим в своей профессиональной деятельности, постоянно развиваться и не бояться ставить высокие планки – и тогда у вас не будет соперников, поверьте, результаты не заставят себя ждать!
Автор: Лариса Иршинская, руководитель направления «Специальные проекты» компании Cornerstone
Практический журнал по управлению финансами компании «Финансовый директор»