Таблетка для искалеченной памяти, или Что хранит последний вагон «Поезда Победы»
Украинский Талибан*, «инопланетная Рашка» и свастика – что изменилось в экспозиции передвижного музея, рассказывает «О чём говорит Смоленск»
Передвижной музей «Поезд Победы» в этом году задержался в Смоленске на два дня – прийти на экскурсию можно было 6 и 7 июля. Интерес к нему, кажется, с каждым годом разгорается всё больше: в этот раз новость о приезде поезда разлетелась среди смолян быстро. А билеты смели уже в первые часы с открытия регистрации. Не буду кривить душой: во многом повышенный ажиотаж связан с последним обновлением – в экспозиции сразу два дополнения, отражающие актуальную повестку.
— Страшные вещи, я хочу это развидеть…
Из последнего вагона «Поезда Победы» выходит женщина, на первый взгляд ей за 55 лет. Снаружи ждёт внук, который хватает её за рукав и теребит кофту:
— Ну что там такое?
— Подрастёшь, сам увидишь. Дай деду позвоню.
Женщина по телефону начинает бегло рассказывать мужу всё то, что увидела в 10-м вагоне «Поезда Победы».
— Это уму непостижимо, я не хочу, чтобы внук там оказался, это нельзя, просто нельзя спокойно переваривать. Это надо душить.
Внук всё рвётся в последний вагон, но на вход установлен возрастной ценз – 18+. Всё дело в экспозиции: каждая деталь — документальное свидетельство украинского неонацизма.
«Здесь рассказ о том, что нацизм вновь поднял голову. Его не удалось победить до конца, с проявлениями неонацизма мы сталкиваемся сейчас на Украине, с этим сталкивались на протяжении восьми последних лет жители Донбасса. С одной стороны вагона представлены материалы, собранные с освобождённых территорий представителями созданной под эгидой РИО межмузейной рабочей группой. Сотрудники музеев как во времена ВОВ идут следом за наступающей армией и собирают материальные свидетельства происходящих событий», — пояснил председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский.
Примечательно, что в вагоне привычных взгляду картин, с которыми все привыкли отождествлять нацизм, нет. С аккуратизмом историки собрали отрывки реальности по ту сторону спецоперации. Здесь кроме карт запрещённого в РФ так называемого нацбатальона «Азов»* с тактическими целями в Донбассе, литература с кричащими радикальными названиями про «москалей» и «рашку» и свастика на бархатной подушке. Проходя по вагону, посетители сами, словно пазл, собирают картину (мира ли?).
«Мы видим, что в местах расположения этих националистических формирований находится большое количество разного рода нацистской символики – это такой беспримесный, концентрированный и очень продуманный нацизм. Кажется, что такого: играется кто-то так, свастику нарисовал. Но это не игры, это – человеконенавистническая идеология», — отметил Константин Могилевский.
Деталь первая: «Сказки украинского Талибана*», абсолютно официально изданная книга. Открываем одну из страниц – сказка о том, что «хороший русский – мёртвый русский».
Или вот – календарь «Азова»* с памятными им датами, в котором помечены даты смерти боевиков со специально отведёнными местами под 2022 год. Это так, пару пазлов, в какую они сложатся картину – решает каждый посетитель сам для себя. Хотя как не крути эти части – пазл складывается одинаково и картинка на нём далеко не радужная.
Читайте также: «Никогда не думала, что в 41 год стану беженкой». Диалог на безопасном расстоянии
Таблеткой для памяти организаторы считают и первый вагон «Поезда Победы» — теперь посетители могут увидеть здесь историю Донбасса как русской территории: этому свидетельствуют многочисленные агитки, копии архивных документов и исторические «разрезы» на полу вагона.
«Вы знаете, что после революции жители Донбасса сформировали съезд, который принял решение о формировании отдельного государства? Изначально был план включения в состав СССР именно Донецко-Криворожской республики. Но Ленин (руководствуясь тактическими соображениями) принял решение о том, что нужно Республику включить в состав Украины и принять Украину в союз целиком. Таким образом, получилось искусственно склеенное образование, которое не имело никогда никакого отношения ни к условной Украине ни к так называемой Малороссии», — продолжил свой рассказ Константин Могилевский.
О важности исторической памяти говорит каждая деталь вагона – снизу расположены исторические вехи становления Донбасса, с каждым шагом по ним посетитель совершает «прогулку по времени» и, в конечном счёте, добирается до точки старта,которую упорно пытаются перенести.
Подробнее ознакомиться с остальной экспозицией «Поезда Победы» можно в большом материале информагентства «О чём говорит Смоленск».
* запрещенные в России террористические организации
текст, фото: Екатерина Добрая