О войне без бравад и пафоса: что нужно знать о «Поезде Победы»

409 просмотров

Уникальный передвижной музей истории Великой Отечественной войны вновь прибыл в Смоленск. Чего ожидать от экспозиции — в репортаже «О чём говорит Смоленск»

обложка поезд

На часах 9.15 утра – в это время на железнодорожном вокзале Смоленска уже достаточно людно. Кто-то из проводников сдал смену и ждёт у главного входа такси, кто-то судорожно ищет паспорт, кто-то высматривает своих родных в толпе новоприбывших.  Я в это время просачиваюсь сквозь  них и оказываюсь внутри здания.

 К счастью (не удивляйтесь – я неделю назад вернулась из отпуска), сегодня мне никуда не надо уезжать. На вокзале я по другой причине — накануне в Смоленск прибыл «Поезд Победы», его мне предстоит увидеть впервые.

Между тем передвижной музей Великой Отечественной войны с уникальной экспозицией останавливается в городе-герое уже не в первый раз. Созданный как заключительная часть празднования Года Памяти и Славы, он приезжал в Смоленск осенью 2020 года. В рамках пилотного маршрута по регионам России поезд сделал двухдневную остановку в столице Смоленской области, ознакомиться с экспозицией успел и глава региона Алексей Островский. В этом году он лично пригласил посетить передвижной музей 10-летнего Серёжу Булычева из Рудни, который спас своего друга из-подо льда.

В этом году «Поезд Победы» снова остановился в Смоленске на два дня – посетить экспозицию можно 9 и 10 июня. Однако из-за коронавирусной пандемии организаторы ввели ряд ограничений для безопасности посетителей. Например, прийти на экскурсию рекомендуется за 15-20 минут до её начала, чтобы пройти процедуру термометрии и без спешки надеть СИЗы (маски и перчатки). Кроме этого, само посещение организовано сеансами (через каждые пять минут), в группах не должно быть более 12 человек. Для получения пригласительного билета (пропуск в музей) необходимо зарегистрироваться на сайте проекта и следовать дальнейшей инструкции.

Если вы читали описание «Поезда Победы», то, вероятно, обратили внимание на слово «иммерсивный». Вообще, именно этот пункт делает весь проект уникальным: главная его цель – целиком погрузить человека в среду, создать полный эффект присутствия.

Поезд прибывает на станцию! – звонкий голос отличается от того монотонного зубрежа, что обычно встречает пассажиров. Будто мы и не в 2021 вовсе, а… погодите? 1945?

Из сумрака в зал ожидания браво заходят солдаты. У двоих – бинтом обмотана голова. Руки устало держат котомку, стёртые сапоги покрыты пеплом и землёй.

Вот они, живые! Родные! – навстречу к ним радостно бегут девушки в ситцевых платьях. Впалые глаза бойцов засветились, минута – и все обнимаются под «Нам нужна одна победа».

Это представление – лишь часть иммерсивной экспозиции передвижного музея. Основная же расположена в восьми вагонах «Поезда Победы». Туда мы, колонной в масках и перчатках (своего рода – боевая готовность), держим свой путь.

Каждый вагон – отдельный этап «того времени». Первый вагон – довоенная пора, «цвет нации», идиллия, которую беспощадно прервала война. Уходить отсюда не хочется, а хочется вглядываться в эти умиротворённые лица, рассматривать мирный быт советских граждан. Куда едет этот студент в спортивном костюме, о чём говорит учитель музыки, что на первой полосе газеты седого мужчины?

Этого мне узнать не удастся.

Под гул сирен и пулемётную очередь я перехожу во второй вагон. Он отведён боям за Брестскую крепость. Пространство узкое – враг наступает, фигуры солдат, которые слились с кирпичом осаженной стены. Мне не хватает воздуха.

«Умираем не срамя» — надпись на кирпиче то гаснет, то загорается вновь. Как будто завет остальным – отстоять Родину, пусть даже такой страшной ценой.

Лица войны, представленные в «Поезде Победы» — это лица обыкновенных жителей СССР. Вглядываясь в них, понимаешь, что именно единство народа всех национальностей помогло вырвать у фашистов победу. Общее дело объединило и молодых, и взрослых, и мужчин, и женщин – каждый готов был отдать свою жизнь за страну.

 Вагоны отделены друг от друга механическими дверями, над каждой находится сенсор аудиогида – для удобства переключения повествования. Каждая новая дверь – новая часть истории. Но эту дверь мне совсем не хочется открывать.

Четвёртый номер.

Вагон «Концлагерь».

«Экспозиция вагона «Концлагерь» доступна аудитории 18+, поскольку содержит сцены жестокости, физического и психического насилия, преступления против человечности», — гласит табличка над входом. В «гармошке» у входа в вагон странно тихо.

Мне уже есть 18, а других отговорок, чтобы не входить, — нет. Жму кнопку. Дверь открывается.

Упираюсь в спину немецкого командира, который ведёт допрос пленного. На лице последнего изнеможение и боль, и ничего из того, что я видела тремя вагонами ранее.

Сбоку – брошенные в кучу сапоги, дальше – головные уборы и личные предметы узников. Что-то отобрали по приезде, что-то осталось после смерти заключённых. На прогнивших нарах не люди – тела! – точнее, то, что от них осталось: скелеты, обтянутые обветренной кожей.

От атмосферы, которая царит в вагоне, бросает в дрожь. Полное погружение в жизнь узников концентрационных лагерей достигается с помощью медиа-«примочек»: мультимедийное сопровождение делает картину цельной. Всего для создания экспозиции «Поезда Победы» были использованы 50 видеопроекторов, 18 видеостен и 12 тач-столов, которые с помощью звуковых и световых эффектов «оживляют» инсталляцию.

Под лай овчарок-охранников выбегаю из вагона. Ноги сами несут меня к победе – последнему вагону передвижного музея. Мимо блокадного Ленинграда, медчасти и научного отсека – прямиком в 1945-й, свободный для «советов» год.

концлагерь 1 (1)

Следом за мной из поезда выходит вереница детей – это ученики детской художественной школы имени М.К. Тенишевой. Сюда их привела замдиректора заведения Татьяна Еленева:

Одно из больших направлений, на которое делает упор школа, — патриотическое воспитание. Наши дети очень много рисуют на темы ВОВ. Понятно, что как эмоционально-образное впечатление, это – будет полезно особенно для рисующего человека. Здесь дети шли и фотографировали буквально каждую деталь. Думаю, уже есть и идеи для будущих работ.

Экспозиция передвижного музея «Поезд Победы» затронула за живое и ректора Смоленского государственного медицинского университета Романа Козлова. Он признался, что война – «личная история» его семьи:

Мой дед, по папиной линии, к счастью, прошёл всю войну. Поэтому, конечно, любые воспоминания о Великой Отечественной войне – те воспоминания, которыми мы гордимся. Поезд поразил своей организацией, потому что, с моей точки зрения, провести в течение короткого периода времени параллель  от начала войны (той тяжелейшей ситуации, которая сложилась в начале этой ужасной катастрофы) до победы – сложно. Организаторам это удалось.

В поезде удалось показать подвиг советского народа – вне зависимости от национальности, вне зависимости от специальности. Это блестящая иллюстрация подвига, который совершил советский народ в те годы.

Интересно, что в конце экскурсии волонтёры проводят квиз для посетителей — вопросы связаны не столько с общим впечатлением от увиденного, сколько с фактами, озвученными в ходе прохождения экспозиции. Сами добровольцы вспоминают фразу «Никто не забыт, ничто не забыто», отмечая, что память о героях тем живее, чем бережнее мы её храним.

текст, фото: Екатерина Добрая

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Мы будем Вам благодарны!

389440389440






Комментировать



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: