От Смоленска до Сатурна

Евгений ВАНИФАТОВ

Взгляд на главные исторические доминанты Смоленска глазами туриста и экскурсовода

Как совершить познавательное путешествие, не покидая пределы города­–героя? Куда поехать и что посмотреть? Смоленск чрезвычайно богат на культурные и исторические достопримечательности.

Смоляне и приезжие любят прогуляться по центральным улицам нашего древнего города. Здесь каждое здание хранит свою тайну, а за каждым поворотом — живая история, многие факты которой неизвестны не только широкому кругу туристов, но и местным жителям.

Энергетика этих мест настолько сильна, что очередное знакомство с историей и судьбами людей, которые эту историю творили, сделает ваше путешествие незабываемым и подарит массу впечатлений.

Вперед, читатель, за мной!

 

Искусство без очередей

Начнём с посещения художественной галереи. В этом здании собраны уникальные произведения искусства, да оно и само по себе является памятником архитектуры XIX века. Это бывшее Александровс­кое реальное училище, названное в честь императора Александра II. Среди выпускников учебного заведения известные смоляне — писатель И.С. Соколов–Микитов, исследователь Центральной Азии П.И. Козлов, художник П.З. Лаленков и другие.
Прошедшие десятилетия не могли не отразиться на внешнем облике здания, но до наших дней сохранилась аутентичная парадная лестница с ажурными чугунными ступенями.

Композиция галереи разнообразна по своему составу — здесь собраны экспонаты на любой вкус. Значительный раздел посвящен коллекции древнерусского искусства княгини М.К. Тенишевой, представленного иконами XV–XIX веков.
Также можно увидеть обширную коллекцию произведений западноевропейских художников, в числе которой примеры итальянс­кой, нидерландской, фламандской, голландской живописи периода расцвета.

Настоящие жемчужины собрания — полотна мариниста Айвазовского. В свое время выставка картин художника в Москве вызвала небывалый ажиотаж и большие очереди. Теперь увидеть картины Айвазовского можно и в Смоленске, причем без всяких очередей. В галерее представлено полотно «Лунная ночь на берегу моря» и совершенно не характерный для мариниста сухопутный пейзаж «Зимний обоз в пути» (на фото внизу). Обе также поступили в музей из коллекции княгини Тенишевой. Гордостью собрания также считаются произведения В.А. Тропинина, А.И. Куинджи, В.А. Серова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, А.Н. Бенуа и других мастеров русского искусства. Любители современного искусства могут ознакомиться с произведениями отечественной живописи и скульптуры XX века, и в том числе и смоленских художников.

 

Дворянское гнездо

Тема истории Смоленщины XIX века нашла отражение в отдельной экскурсии «Дворянство и купечество Смоленской губернии», которую проводят экскурсоводы художественной галереи.

В губернии в свое время было около 4,5 тысячи дворянских усадеб, в основном дома мелкопоместных дворян. Кстати, по количеству усадеб Смоленская земля считается третьей после Москвы и Санкт–Петербурга. До наших дней отлично сохранились три жемчужины той эпохи — Новоспасское, Хмелита и хутор Фленово в Талашкино — все это позволяет понять, как жили более века назад смоленс­кие дворяне.

Одним из представителей богатого и древнего дворянского рода являлась семья Глинок. Историю Михаила Ивановича, думаю, знают все, хотя многие подзабыли, что парк Блонье, по которому более века назад совершали променады купцы и дворяне, а ныне с удовольствием гуляем и мы, официально именуется городским садом имени Глинки. Кстати, в свое время это была окраина Смоленска. Сложно поверить, но когда–то здесь был луг, на котором паслись коровы. Существует легенда, согласно которой императрица Екатерина II, приехав в Смоленск и увидев эту неухоженность, повелела привести территорию в порядок и обустроить на ней плац–парадную площадь.

В двух шагах от сада находится улица Ленина. Она является одним из символов дворянского Смоленска. Прежде эта улица носила имена Блонная, Кирочная (от слова кирха) и Пушкинская.

Ещё в начале прошлого века здесь находились самые дорогие магазины города. Курляндский гастроном, магазин по продаже машинок Зингер и финской бумаги. Чуть дальше располагалось бывшее благородное дворянское собрание (сейчас детская библиотека), где собирались дворяне и устраивали вечера.

Было свое здание и для купеческого собрания (угловое здание библиотеки имени Твардовского). Сохранился до наших дней дом купца Павлова (Дом книги) и дом купца Будникова. Здание было построено для офицеров, а в советские годы в его стенах располагался дворец Пионеров. К 1910 году, если верить статистике, в Смоленске проживали 133 купца. Их них 59 человек входили в первую гильдию, то есть, были очень богатыми людьми. К сожалению, судьба многих после революции незавидна…

 

Мария Тенишева. «Впечатления ее жизни»

Коль скоро мы упомянули фамилию Тенишевой, самое время отправиться на хутор Фленово, где находится знаменитый «Теремок» (при Марии Тенишевой он служил библиотекой), музей — бывшая сельскохозяйственная школа, а также храм в честь Сошествия Святого Духа. В 2008 году рядом с «Теремком» был установлен памятник княгине Тенишевой.

У всех приезжающих сюда создается впечатление, словно сама хозяйка радушно встречает гостей. Вместе с тем нельзя сказать, что её жизнь была наполнена лишь радостными событиями. Она с тоской и болью вспоминала о своих детских годах и сложных взаимоотношениях с матерью.

Первый брак Марии Клавдиевны (в девичестве Пятковской) также оказался несчастливым — она вышла замуж за молодого юриста Рафаила Николаева. Позднее она решается ехать в Париж учиться пению, а, вернувшись, принимает приглашение подруги юности Екатерины Святополк–Четвертинской погостить у нее в имении в Талашкино.

Это решение станет судьбоносным. Именно здесь на одном из вечеров она знакомится с князем Вячеславом Тенишевым — богатейшим и образованнейшим человеком своего времени. Услышав голос будущей супруги, он понял, что с этой женщиной хочет связать свою судьбу. Так и случилось. После развода Марии Клавдиевны они поженились. Князь покупает у Святополк–Четвертинской имение Талашкино и спустя какое–то время (у Тенишевых также было имение на Брянщине) супруги переселяются на Смоленщину.

По договоренности, совладелицей имения остается Святополк–Четвертинская, которая до последних дней останется рядом с подругой и уедет с ней в эмиграцию. На тот момент Мария Клавдиевна уже будет вдовой. Ее супруг скончается в 1903–м в Париже, тело князя будет забальзамировано и погребено во Фленовском храме. После революции его прах перезахоронят на местном кладбище.

Школа во Фленово существовала и до Марии Тенишевой, но именно с ее появлением в здешних местах связывают развитие этого учреждения. Предполагалось, что выпускники сельскохозяйственной школы получат достаточно знаний, чтобы после окончания (а учились здесь шесть лет) они могли быть управляющими в имениях и грамотно заниматься сельским хозяйством. Для детей создаются все условия для учебы: организованы общежития, построены оранжереи, метеорологическая станция, пасека. Школьникам преподавали земледелие, ботанику, геометрию, скотоводство, землемерие, арифметику, пчеловодство и другие предметы.

Мария Тенишева считала, что все дети талантливы, надо только талант разглядеть и развить. Для развития творческих навыков учеников были созданы мастерские, где ребята занимались гончарным и столярным делом, а девочки вышивали.

Руководить мастерскими княгиня пригласила художника Сергея Малютина — того самого, по проекту которого будет построено здание музея «Русская старина». Он же стал архитектором храма во Фленове.

Фленово на рубеже веков благодаря хозяйке усадьбы станет своеобразным культурным центром, куда приезжают художники, композиторы, писатели. У Тенишевых гостили Илья Репин, Валентин Серов, а также Игорь Стравинский, который, вдохновившись красотами здешних мест, напишет здесь музыку к балету «Весна Священная».

Побывает и Николай Рерих. Он станет автором внутренних росписей храма в честь Сошествия Святого Духа и мозаики над входом «Спас Нерукотворный». К сожалению, имение Тенишевых в Талашкине не сохранилось, храм при жизни Марии Клавдиевны не был завершен и освящен, как она того хотела. В 1919 княгиня навсегда покинула Россию, а в 1928 году скончалась в пригороде Парижа.

Более подробно о судьбе княгини Тенишевой можно узнать из ее мемуаров. В октябре увидело свет переиздание книги «Княгиня М.К. Тенишева. Впечатления моей жизни». Переиздание было приурочено к 160–летию со дня рождения самой княгини Тенишевой, 175–летию со дня рождения ее супруга и 130–летию Смоленского музея–заповедника. А увидеть и узнать, как была устроена сельскохозяйственная школа и что сейчас хранится в «Теремке», можно, посетив Флёново.

 

На Соборном холме

Немало легенд связано с историей Смоленского кафедрального Свято–Успенского собора, который является символом Смоленска и одной из главных достопримечательностей древнего города.

Собор был построен на месте древнего храма, заложенного еще Владимиром Мономахом в 1101 году, и простоявшего до 1611 года. Новый собор начали строить при царе Алексее Михайловиче. Во время наполеоновского нашествия храм не пострадал. Существует предание, что поражённый величием Смоленского собора французский император Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. И, тем самым, спас святыню от разграбления. Выстоял собор и во время Великой Отечественной войны.

Сегодня здесь можно увидеть три святыни, которые почитают верующие и которые дороги каждому смолянину. Это, прежде всего, Смоленская икона Божией Матери. Первую икону привез в Смоленск Владимир Мономах. Икона была семейной реликвией, доставшейся ему от матери, дочери византийского императора. Однако во время Великой Отечест­венной войны образ был безвозвратно утерян. То, что видим сейчас — список (копия), подаренная городу в начале 17 века Борисом Годуновым во время его визита в Смоленск.

Долгое время икона висела над городскими воротами, которые территориально располагались в том месте, где находится сейчас здание православной гимназии. Несколько лет назад икону забрали на реставрацию, специалисты сняли все слои и представили смолянам образ в таком виде, в каком его лицезрели нашли предки.

Вторая святыня — плащаница, выполненная в середине 16 века и вышитая серебряными и золотыми нитями. На ней изображена известная сцена положения тела Господа во гроб после снятия с креста. Изначально плащаница хранилась в Москве. Однако во время войны 1812 году французские солдаты украли её и попытались вывезти. Обоз с награбленными ценностями был отбит смоленс­кими партизанами на территории нашей губернии. После этого плащаница осталась в Смоленске.

В соборе хранятся и железные сандалии Меркурия Смоленского, небесного покровителя Смоленска. Причем это единственная сохранившаяся до наших дней реликвия святого.

Две других — шлем и копье — были утрачены.

 

Как от Смоленска до Сатурна

Настоящей визитной карточкой туристического Смоленска стали экскурсии Михала Гойдина. Особую атмосферу создает образ гида. Вот он предстает перед туристами, облаченный в одежду капрала линейной пехоты 46 полка французской армии, и рассказывает о Смоленске 200–летней давности. А вот, благодаря образу солдата Великой Отечественной войны, он словно переносит своих гостей в 40–е годы века 20–го.

Одна из экскурсий начинается у памятника Александру Твардовс­кому и его литературному герою Василию Теркину. Сегодня мы говорим «встретимся у Теркина» и прекрасно понимаем, где это. Наши предки более 70 лет называли это место «биржей». Во время оккупации города рядом стояли двухэтажные дома, в которых немцы разместили биржу труда. Местным жителям надлежало являться сюда, чтобы получить наряды на работу. Работать предстояло по уборке улиц ремонт зданий и дорог за 200–300 граммов хлеба в день.

Рядом с биржей находилась бывшая гостиница «Смоленск» (сейчас в здании располагается арбитражный суд), здесь оккупанты обустроили клуб–казино, ресторан. Официально здание называли Домом немецкой армии, а неофициально именовали отелем Молотова. По аналогии со знаменитым коктейлем Молотова, назначение которого всем широко известно.

В 1943 году именно над зданием гостиницы «Смоленск» бойцы 331–й стрелковой дивизии водрузили красный благ, что ознаменовало собой освобождение Смоленска.

Во время войны в Смоленске располагались три отделения немецкой войсковой разведки Абвер, где готовили диверсантов и провокаторов. Известно, что советским подпольщикам удалось внедрить в отделение одной из школ своего человека, который, в свою очередь, раздобыл сведения о 50 диверсантах–предателях.

Эти истории легли в основу книги, а потом и сценария фильма «Сатурн почти не виден», посвященного подвигу разведчиков. Небесная тематика вполне объяснима — одно из отделений школы носило имя этого космического объекта.

 

От ППШ до пехотной лопатки

Даже если вы далеки от темы оружия, вас не оставит равнодушным интерактивная программа военно–исторического клуба и театра реконструкции «Порубежье». Участники клуба не только расскажут о снаряжении и экипировке бойцов Советской армии и солдат Вермахта в годы войны, но и покажут приемы рукопашного боя. Впрочем, волноваться не стоит. Участники клуба блестяще владеют и словом, и приемами самообороны.

С вооружением, которые многие видели лишь в военных фильмах, можно познакомиться вживую и подержать его в руках. К примеру, самый распространенный тип огнестрельного оружия на фронтах второй мировой войны — знаменитую русскую трехлинейку системы Мосина. Она была принята на вооружение нашей армии еще в 19 веке и служила бойцам верой и правдой и в веке 20–м. Была проста в эксплуатации, так что быстро освоить ее и мог и простой солдат.

Винтовка комплектовалась штыком, хотя поразить противника легко можно было и без него — приклад винтовки был окован металлом. Еще одно знаменитое оружие времен Великой Отечест­венной войны — пистолет–пулемет системы Шпагина, который был принят на вооружение зимой 41 года. И за время войны был выпущен в количестве около 6 млн штук.

Впрочем, порой солдат спасало совсем не оружие, а… лопата — малая пехотная лопатка — чудо солдатской смекалки, ее изготовляли из качественной стали, поэтому она резала и рубила не хуже топора, а в случае необходимости и вовсе использовалась в качестве сковородки и даже бронежилета. Бронежилет (стальной нагрудник) времен Великой Отечественной в экспозиции «Порубежья» тоже есть. Он был найден на полях сражений и отреставрирован.

 

О людях в погонах

Знакомьтесь — музей смоленской полиции, открыт в 2015 году в культурном центре УВД, в самом центре Смоленска. В девяти залах представлена история развития органов внутренних дел на протяжении 400 лет. В результате кропотливой работы было найдено свыше 6 тысяч различных вещей и документов, которые и легли в основу экспозиции.

Вот пробитый пулей шлем сотрудника спецподразделения, чемоданчик эксперта–криминалиста, изъятая у «дельцов» контрафактная продукция…

Один из залов оформлен в виде кабинета сыщика. Его интерьер и обстановка были навеяны книгами о приключениях Эраста Фандорина, обнаруженными архивными документами и даже фото. В арсенале вымышленного сыщика — средства для перевоплощения, трость с трехгранным клинком и картотека. И хотя предмет мебели — из недавнего 20–го века, все надписи на ней относятся к веку 19–му. В том числе существовавшие тогда уезды Смоленской губернии и воровские профессии: «шулера», «фальшивомонетчики» и «менялы»…

В соседнем зале можно увидеть фото одного из таких персонажей. А также узнать, как чуть более века назад клеймили преступников. Если первый раз провинившегося отправляли на каторгу, ему ставили клеймо «СК», что значит «ссыльный каторжник». Во второй раз ему доставалась клеймо «КАТ», а в третий уже выжигали слово «Вор», причем прямо на лбу.

Организаторы музея постарались собрать максимум информации о смоленских милиционерах, которые творили историю органов внутренних дел.

Например, посетители могут узнать о необычной судьбе смоленского милиционера Николая Ивановича Гращенкова. Будучи в 20–х годах прошлого века сотрудником уголовного розыска, а спустя некоторое время и начальником Смоленского губернского управления милиции, он, чтобы раскрыть банду, поступил в мединститут под чужой фамилией. Милицейская операция прошла успешно. Но по ее завершении Николай Иванович решил уйти из органов и посвятить жизнь медицине.

Есть стенд, посвященный делу государственной важности, в котором не последнюю роль сыграл лейтенант Кармановского отдела милиции Николай Ветров, остановивший диверсантов, которые готовили покушение на Иосифа Сталина.

Под стеклом музея — шинель постового Курицына, который с 1943 по 1955 годы нес службу возле Дома с часами, где смоляне часто назначали встречи и свидания. И через постового передавали записки адресатам.

Организаторы музея увековечили имена своих коллег — сот­рудников органов внутренних дел, павших смертью храбрых при исполнении служебного долга и участии в боевых операциях. В том числе и тех, кто погиб, защищая Смоленск горячим летом 41–го… В здании ДК УВД с 1932 по 1941 годы работала межобластная школа милиции, где готовили милицейские кадры и занимались повышением их квалификации.

15 июля 41–го немецкие части входили в город по Киевскому шоссе (сейчас — проспекту Гагарина). У здания школы милиции и возле Дома специалистов смоленские милиционеры и курсанты милиции приняли неравный бой с ворвавшимися в город немецкими войсками. В бою полегли почти все милиционеры, включая начальника школы милиции Федора Ивановича Михайлова и старшину милиции Григория Ивановича Поддубного, который со связкой гранат бросился под вражеский танк.

В зале славы высечены имена погибших в разные годы милиционеров. Здесь лежат три железные розы в знак того, что для сегодняшних сотрудников полиции герои всегда живы.

Попасть в музей можно по предварительной записи, а для организованных групп, в том числе и детских, тут устраивают бесплатные экскурсии.

 

Загадать желание на башне «Громовой»

Настоящей машиной времени можно назвать открывшийся музей в башне «Громовой». Из школьной программы многие из нас помнят о том, что строительство крепости велось 6 лет, она включала 38 башен, а ее длина по периметру составляла около 6,5 километра. На время возведения Смоленской крепостной стены во всей стране было запрещено любое каменное строительство под страхом смерти…

Посетители музея смогут узнать не только о тайнах стены, но и об обороне Смоленска от польских захватчиков в 17 веке, о роли воеводы Михаила Шеина и об осаде города. Экспозиция и гид расскажут о том, как одевались воины того времени, какие украшения носили женщины и почему польских гусаров называли ангелами смерти. И если не боитесь высоты, обязательно поднимитесь на самый высокий ярус, станьте под куполом башни и загадайте желание.

Говорят, оно непременно сбудется.

 

текст: Леся Томашова

290733290733