Наталья Кубарева: «Игровая деятельность — главная для дошколят»

Евгений ВАНИФАТОВ

Смоленский педагог рассказала о собственной методике подготовки детей к начальной школе

А вы знали, что 8 ноября отмечался международный день STEM–образования? Это аббревиатура (Science, Technology, Engineering, Mathematics) педагогической модели, объединяющей в единую систему естественные науки и инженерные предметы. Иногда к ней еще добавляют «A» — Art, искусство (тогда она звучит как STEAM и подразумевает обязательное присутствие в обучении творческого процесса).

Несмотря на то, что данная аббревиатура знакома далеко не всем, в российском образовании принципы STEM используются уже не первый год. Как в школьной, так и в дошкольной программе. В Смоленске этим, в частности, активно занимаются детские подготовительные курсы «Дошколенок» (четырнадцать филиалов, в том числе в десяти городских школах). Директор центра Наталья Кубарева, выпускница педуниверситета, имеющая в своем багаже уже 25–летний опыт педагогической работы, придумала и воплотила в жизнь собственную методику подготовки к начальной школе, основанную на внедрении развивающей среды в процесс обучения дошкольников. И вполне может статься так, что некоторое время спустя ее наработки будут использовать в детских садах и школах Смоленска.

Почему игровая форма обучения является лучшей для подготовки к начальной школе, какую тенденцию создают родители в погоне за успешностью своих чад, а также — как изменилась российская школа за последние два десятилетия? Об этом Наталья Кубарева рассказала в интервью «О чем говорит Смоленск».

— Наталья, приятно осознавать, что смоленские педагоги двигают науку, в том числе, и в практическом русле. Как вы пришли к необходимости разработки собственной методики обучения дошколят?

— Путь к ней начался после того, как я осознала необходимость изменений в развитии своего центра. Если первые пять–шесть лет его работы [с 2010 годаавт.] мы занимались, в первую очередь, масштабированием, увеличением количества филиалов, то далее пришло понимание того, что нужно менять качество обучения, искать его новые формы. Тогда я начала присматриваться к мировым тенденциям в сфере образования. Изучила интересные развивающие направления, познакомилась с концепцией STEM–обучения. Главная цель, к которой я стремилась, заключалась в том, что процесс обучения в филиалах центра должен быть выстроен так, чтобы у детей возникал живой интерес, чтобы они шли на занятия с радостью, знали, что здесь они сами будут добывать знания в творческой среде. Всё–таки, игровая деятельность — главная для дошколят, и я считаю, нельзя их ее лишать. Через игру они познают мир.

Переломным в плане исследования стал пандемийный 2020 год. Именно тогда все мои мысли окончательно привели к идее создания серии интерактивных образовательных пособий. Сам же процесс обучения я решила «упаковать» в виде рабочих тетрадей. После создания программы и методики, рукописных материалов, рисунков и набросков нашлись специалисты, которые помогли с дизайном и печатью этих тетрадей. Далее пришла очередь материализации самих образовательных пособий, к которым тоже было нужно приложить руку дизайнера и изготовителя.

В итоге сегодня мы имеем в наличии десять методических пособий (логические квадраты разных уровней, счетные лесенки, графические доски, комбинаторные домики и другие) и две рабочие тетради. Пособия используются в процессе обучения как материал для практической познавательно–исследовательской деятельности, позволяющий понять и полнее ощутить, например, те или иные математические или логические понятия. А сам процесс обучения проходит в учебно–игровой форме, при этом дети учатся работать вместе, в команде, что тоже крайне важно.

— Сегодня все ваши филиалы уже работают по новой методике?

— Пока еще не все. Это перспектива следующего года. Вопрос упирается в финансы. Изначально на реализацию проекта в прошлом году мы получили грант для социальных предпринимателей от департамента инвестиционного развития Смоленской области, который мне помог получить смоленский центр «Мой бизнес». Мы добавили собственные средства и изготовили первую партию пособий и тетрадей. Без грантовой поддержки было бы куда тяжелее. При этом я никогда раньше никакие гранты не выигрывала и в общем–то не отслеживала это направление. О центре «Мой бизнес» мне рассказала знакомая, и я как человек, чуткий ко всему новому, решила сходить, посмотреть… Пришла, увидела очень доброжелательное к себе отношение. Узнала об их грантах, мне предложили попробовать поучаствовать. Сказали, что будут рядом. И действительно, помогали на каждом этапе: вместе мы изучали документацию, вместе писали бизнес–план. Какой–то невероятный для Смоленска уровень. И в итоге все сложилось — грант мы выиграли (улыбается).   

— Не хотите защитить разработанную методику авторским правом?

— А мы уже это сделали и тоже с помощью господдержки со стороны центра «Мой бизнес». Авторское право позволит нам предлагать ее другим частным детским центрам. После прохождения стандартизации, в случае соответствия нашей методики госстандарту образования сможем предлагать ее муниципальным детским садам и школам для подготовки детей старшего дошкольного возраста к начальному общему образованию.

— Говоря о подготовке детей к школе, наиболее общим образом формулируется следующая проблема: без подготовки многие из них будут чувствовать себя в первом классе некомфортно. Есть такая проблема?

— Это не проблема. Готовить детей к начальной школе — это модная тенденция в нашем обществе. При этом по сути программа начальной школы построена так, чтобы ребенка с нуля научить читать и считать. К примеру, с сентября и до декабря у первоклашки идет букварный период: он обучается чтению, фонетике, печатанию. Но все равно более половины всех родителей ведут детей на дошкольную подготовку, чтобы те не стали в первом классе отстающими на фоне подготовленных первочков. В этом, конечно, есть определенный смысл. Да, учитель научит того, кто не научился читать и считать на подготовке. Но такому ребенку придется постоянно доказывать остальным, что он не хуже.

— Не наблюдается ли обратного, когда прошедшие подготовку первоклашки чувствуют себя «королями» в начале обучения, а, скажем, ко второму классу, когда начинается программа, которую они не знают, «скисают»?

— Нет. В школьной программе предусмотрен дифференцированный подход к обучению. Кому–то нужно больше помощи, кому–то меньше. Также сам материал дифференцирован. На одном и том же уроке учитель применяет разный подход к ученику, который уже умеет читать, и к тому, кто еще нет. Нечитающий, например, будет работать со слогами, а читающий — с предложениями. Таким образом первый будет постепенно догонять второго. Вместе с тем, мы, конечно, рекомендуем хорошо подготовленным детям не расслабляться. Их знания легко утрачиваются, память во многом еще кратковременная, они запоминают яркие эмоции, сильные впечатления, а учебный материал — он всё–таки монотонный и требует постоянного повторения для закрепления его в долговременной памяти. При этом наша программа не дублирует материал первого класса, поэтому в школе они будут получать новые знания и умения.

— Как в целом меняется начальная школа на протяжении последних десяти–двадцати лет? Что вы наблюдаете?

— Школа меняется, но не теми темпами, какими хотелось бы. Меняются федеральные стандарты образования, вслед за ними начинают меняться программы. Сейчас в дошкольной программе и программе начальной школе наметилась четкая тенденция к формированию познавательно–исследовательской развивающей среды. Раньше учитель был в роли авторитета. Он сказал — ученик обязан выучить. То есть присутствовало в некотором роде навязывание информации. Сегодня же роль учителя — наставник. Он предлагает детям внедриться в развивающую среду, где каждый ученик может вынести для себя то, что ему более интересно, а потом, выйдя из школы, изучить дополнительный материал по теме, если она вызвала у него интерес.

Все больше и больше в школе применяются различные методы упомянутого выше STEM–обучения, которые позволяют теорию перенести на практику. Например, если на уроке идет изучение понятие массы, то на столе у учеников есть наглядные пособия, с помощью которых они могут исследовать на практических действиях физический смысл понятий «тяжелее», «легче», «уравновешено».

С другой стороны, на мой взгляд, школам все–таки не хватает материальной базы. Да, интерактивные доски и проекторы применяются почти везде. Но это уже почти обыденность. А хочется чего–то более нового, прогрессивного, соответствующего мировым тенденциям в сфере образования.

текст: Николай Жданов

фото: «Дошколенок»

467060467060