Из–за парты — на встречу к Путину
Что последовало за поездкой смоленской школьницы Даши Серой на встречу с президентом Владимиром Путиным
Уже больше года в школах России понедельники начинаются с «Разговоров о важном». В сентябре 2022 года их ввели не просто для воспитания патриотизма среди российских школьников — они затрагивают важнейшие аспекты жизни страны. Сначала такие «разговоры» проходили в формате классных часов, где основным спикером был классный руководитель, а затем к таким беседам стали подключать выдающихся личностей и истинных патриотов своей страны. Дело дошло и до «верхнего эшелона» — в «Разговорах о важном» принял участие президент Владимир Путин. И на этой беседе оказалась ученица смоленской школы №8 Даша Серая, победительница конкурса «Детская школа наставничества» Российского общества «Знание».
Даша вот–вот встретит своё шестнадцатилетие. Она только перешла в десятый класс, но уже имеет чёткое представление о своём будущем. В планах — связать свою жизнь с дипломатией и международными отношениями. А ещё Даша изучает семь языков.
— Я изучаю английский, французский, польский, немецкий, испанский, японский и латынь, так, для себя. Самый сложный для изучения — японский (он восточный, непривычный, в нем три азбуки, что нехарактерно для других языков). Это разная символика: для общения на исконно японских словах, заимствованных и иероглифы — пунктуация. Английский я начала изучать с четырех лет, потом в школе добавился второй основной — французский. Затем, пообщавшись с детьми–носителями этих языков, я поняла, как здорово без помощи взрослых понимать других ребят. Я начала языковую базу нарабатывать, читать в оригинале — это тоже способствовало изучению. Недавно я прочитала «Маленьких женщин» на английском. Из любимой классики — «Маленький принц», всегда плачу. Потом — «Молодая гвардия» (так как я за патриотику, а это очень сильное произведение). И «Анна Каренина». Люблю автобиографии. Из личного ТОПа — автобиография Марии Склодовской–Кюри, Юрия Никулина и Владимира Познера.
— Даша, нет ощущения, что за всеми уроками ты теряешь юность?
— Занятия в нашей юности — это инвестиции в наше будущее. Конечно, я живой человек. Но я редко могу позволить себе бездельничать — впереди ЕГЭ, хочется достичь высокого результата. В свободное время я читаю, могу включить себе научное или историческое кино для расширения кругозора. Но, в основном, мое свободное время — это сон.
Сейчас я рассматриваю для поступления РУДН, Московский лингвистический университет, МГИМО и Санкт–Петербургский университет. Хотя в моей семье никто с языками не связан. Родители оба работают в Смоленском государственном университете — папа преподаёт экономику, мама — гражданское право. Семья у меня достаточно большая, они меня поддерживают во всех начинаниях. Я очень надеюсь, что оправдаю их доверие.
«Ожидание было более волнительным, чем встреча»
— Встреча проходила на территории Мастерской управления «Сенеж». Само ожидание было более волнительным, чем встреча. Нам объяснили предварительно, с кем у нас будет встреча. Но когда сам Владимир Владимирович зашел в класс — волнение рассеялось. Он большой человек, у него невероятная энергетика, к нему тянешься. Невероятно добрый, с нами общался радушно и даже продлил тайминг встречи, чтобы охватить большее количество участников. Его интересно слушать, а в ответах много можно подчерпнуть для себя. В том числе, «подучиться» азам дипломатии и переговоров.
На территории «Сенежа» для Урока был оборудован класс — парты для учеников, но не было учительского стола, президент сидел в кресле.
Мне, как и другим ребятам–участникам разговора с президентом, удалось рассказать Владимиру Путину о своих идеях, которые можно внедрить в учреждениях страны. Мои инициативы вытекали из моих интересов. Первое — я высказала предположение о том, возможно ли сделать доступным изучение иностранных (восточных) языков. Сейчас, к сожалению, такой возможности нет — это или репетитор, или частные школы. Знаю многих ребят, у которых возможности посещать частную школу или репетитора нет. Хочется отметить, что я подразумевала не обязательное обучение, а дополнительный кружок. Нет, не нужно добавлять восьмой урок к уже имеющимся в расписании семи.
— Ты столкнулась с негативной реакцией по итогам предложения, озвученного президенту?
— Были люди, которые к моей инициативе отнеслись с отрицанием. Я уважаю и принимаю любую точку зрения, но многим не отвечала. Зачем мне тратить время, которое я могу посвятить учебе, навязывая свою точку зрения, если человек твердо стоит на своей? Спорить с людьми я не люблю, я неконфликтный человек. Хейт — это часть жизни, закрываться от него не вижу смысла.
Самая частая претензия — дети, мол и так загружены в школах. Но, как мне известно, есть те, кто готов поддержать проекты, о которых я говорила в эфире. Этим летом я написала проект (хорошая новость — я выиграла грант на его реализацию). Хочу сказать спасибо уполномоченной по правам ребенка в Смоленске Наталье Александровне Михайловой, она поддержала инициативу, когда проект разрабатывался, писала рекомендательное письмо. Кстати, дома о том, что я делаю, не знали. Я решила, зачем волновать лишний раз, держала в секрете — дадут грант, не дадут. Но все вышло хорошо.
«Мир нужно привести ребенку в больницу»
— Целевая аудитория моего проекта — маленькие дети с онкозаболеваниями. Один специалист, работник онкоклиники сказал: «Хуже онкобольного подростка только онкобольной ребенок». Проект заключается в организации моральной поддержки таким ребятам. Это проведение мероприятий, встреч с волонтерами, подарки на отдельные даты (например, 15 декабря — день онкобольного ребенка): если ребенок не может выйти из больницы и посмотреть мир, это значит, что мир нужно привести ребенку в больницу. Представьте: ребенок, пять лет, его отгородили от мира и замкнули в проблеме. Так быть не должно. Мой проект носит название «Пламя надежды». У ребят нет ничего, кроме надежды на то, что все это временно, все пройдет.
Мою семью коснулась тема онко. Мой дед ушел из жизни — у него были проблемы с поджелудочной железой. У меня есть представление, насколько это страшно. Я видела детей, которые болеют этим, общалась с ними. Это очень печально.
Идея возникла в июле, я просто села и начала писать, писать, писать. Реализация проекта — моя цель, я сделаю все возможное, чтобы все получилось.
Реализовать проект планирую на территории Смоленской области. У нас есть несколько детских учреждений, которые оказывают необходимое лечение и реабилитацию детям. Сейчас идет разговор с ними о сотрудничестве. По мере того, как проект будет развиваться, сотрудничества будет больше (у меня в планах расширить географию проекта на другие регионы). Финансы здесь играют не последнюю роль, я буду делать все возможное, чтобы проект жил.
По миру с онко сталкиваются миллионы людей, посвящаю этот проект всем, кто болеет этим страшным заболеванием.
текст: Екатерина Сидоренко