Елена Семенова: «Профориентацию детей можно начинать уже в возрасте четырёх лет»

Евгений ВАНИФАТОВ

Десногорский профориентолог объяснила, зачем подростку нужна «карта личности» и что с ней делать

Как подростку правильно построить свой карьерный путь, в погоне за престижной профессией или в первую очередь с опорой на личностные особенности? Если отвечать на вопрос «Кем быть?» с учетом талантов и предрасположенностей, в каком возрасте следует начинать «копаться» в себе и записываться на курсы профориентации, чтобы получить экспертную оценку? Куда, наконец, должны смотреть родители, какова их роль в этом процессе — молчаливая поддержка или активное давление?

Об этом «О чем говорит Смоленск» беседует с создателем и руководителем десногорского детского центра «Высший класс» Еленой Семеновой, которая предлагает начинать профориентацию уже в возрасте четырёх (!) лет.

— Елена, вы действительно считаете, что в возрасте четырех лет у ребенка уже проявляется некая врожденная и (или) приобретенная основа, изучение которой позволит определить его будущий жизненный путь?

— В данном возрасте, конечно, речь идет о «врожденной основе». Уже можно рассмотреть внутренние таланты ребенка, его склонности и способности, которые далее необходимо раскрывать. Чем раньше мы начинаем присматриваться к ребенку, видим, что у него большая склонность к спорту или, скажем, творчеству, тем раньше можем давать советы родителям, подбирать для него соответствующие развивающие курсы. А остальное переводить на уровень хобби.

Да, это во многом новаторский подход, однако я и сама по характеру новатор и пытаюсь идти на шаг впереди традиционных методик. Хотя это не означает, что в ближайшем времени наш центр начнет заниматься профориентацией четырехлетних малышей. Пока я активно работаю с подростками старших классов. Постепенно будем отходить назад шаг за шагом — средние классы, начальная школа, далее дойдем и до дошколят.

— Что сегодня дают подростку на выходе ваши курсы профориентации?

— После курсов (индивидуальных — на три занятия, групповых — на шесть) на каждого подростка составляется так называемая «карта личности» с рекомендациями и советами по карьерной траектории. При этом подчеркну, что при помощи наводящих вопросов я всегда привожу подростка к самостоятельному принятию его осознанного выбора. Все рекомендации даются уже после того, как он сам выберет свой возможный жизненный путь.

В «карте личности» я указываю, какие предметы, исходя из личностных характеристик и предрасположенностей, стоит изучать особенно прилежно, чтобы сдать их на ЕГЭ на максимальное количество баллов. И если по таким предметам у будущего выпускника не «клеится», рекомендую заниматься дополнительно с репетитором. Если ребенку подходит профессия портфольного типа, рекомендую ему завести блог, пробовать писать тексты, пробовать их монетизировать, даю ссылки на аккаунты известных людей, чтобы он видел качественные примеры.

Итоговые рекомендации всегда стараюсь подстраивать под имеющиеся у подростка увлечения и хобби. Если, конечно, они ему самому нравятся. (Есть, например, такие дети, которые учатся в музыкальной школе, но однозначно не видят себя в этой профессии и не имеют четко выраженной психологической предрасположенности к такой творческой работе.) После всего этого, на основании «карты личности» ребенок вместе с родителями принимает то или иное решение о выборе своего жизненного пути.

— Какова, по вашим наблюдениям, роль родителей в этом выборе? Насколько решающей она является?

— Меня радует тот факт, что многие родители сегодня понимают: их дети — совсем другие и давить на них чрезмерно не нужно. Нередко сами родители обращаются ко мне в ситуации, когда их ребенок не знает, кем хочет быть. Здесь также нужно сказать, что подход 1980–х, 1990–х и 2000–х, когда было достаточно выбрать одну профессию на всю жизнь, сейчас не работает. Согласно социологическим исследованиям, современная молодежь в своем большинстве понимает необходимость выбора широкой специализации. Она не планирует всю жизнь заниматься одним делом и держит в уме возможность смены десятка работодателей и нескольких мест жительства. Современная молодежь считает, что саморазвитием нужно заниматься на протяжении всей жизни, не ограничиваясь школой и институтом. Да, есть меньшинство, которое будет устраивать небольшой стабильный доход и которому не нужно никакое развитие. Но в большинстве наша молодежь находится в постоянном поиске себя, поиске новых идей. И это замечательно.

— Вы живете и работаете в Десногорске — городе атомщиков, в котором АЭС является градообразующим предприятием. У вашей молодежи, наверное, вообще не должно быть никаких вопросов о том, кем стать?

— Несмотря на то, что в среде атомщиков достаточно сильны династийные традиции, некоторый отток молодежи из Десногорска присутствует. И здесь я как патриот своего города в меру сил ориентирую талантливых подростков строить карьеру на АЭС. Тем более, что атомщик — это престижная и хорошо оплачиваемая профессия.

— Ваш центр занимается также подготовкой детей к начальной школе. Какой процент родителей понимает важность дошкольной подготовки?

— Дошкольная подготовка — самое востребованное направление в нашем центре. Уже из этого можно сделать вывод, что многие родители понимают ее важность. Хотя, честно сказать, когда мои собственные дети готовились к школе, эта дошкольная подготовка меня немного раздражала, потому что я сама когда–то пошла в школу абсолютно не умея читать, но меня этому (как и всему другому) прекрасно научили, и никаких проблем не было.

Аналогичным образом и сегодня рассуждает часть родителей: мол, моему ребенку никакая дошкольная подготовка не нужна. Однако мы наблюдаем в целом по России примерно одинаковую ситуацию. Те родители, которые ранее отдавали своих детей на подготовку, в итоге подняли планку обучения насколько высоко, что учителям стало удобнее заниматься в классе с подготовленными детками. А тем, кто не успевает (несмотря на, возможно, хорошие задатки), просто не уделяют должного внимания, и они плохо учатся. Поэтому сегодня подготовка к начальной школе — это своего рода залог комфортного и успешного обучения.

— С какого возраста вы рекомендуете готовить будущих первоклашек?

— Два самых классических варианта дошкольной подготовки — за год или за два до первого класса. Программа подготовки достаточно стандартная: дошколят нужно научить как минимум читать, писать и считать. Мы вот в своём центре, например, дополнительно к этим «трем китам» добавляем изучение окружающего мира. Считаю это важным, поскольку многие наши дети, к сожалению, мало общаются, они тотально поглощены гаджетами, в результате чего плохо умеют высказывать свои мысли и выстраивать предложения в связный текст. Кстати говоря, обычные репетиторы не часто занимаются этими вещами. Мы же уделяем им такое же внимание, как чтению, письму и счету. В целом концепция подготовки к школе в нашем центре состоит в том, чтобы замотивировать детей на учебу, показать им, как надо мыслить. Для этого в программе много задач на развитие памяти, внимания, логического мышления. Мы учим детей учиться, прививаем им навык самостоятельного поиска информации. В результате, после наших курсов сами школьные педагоги говорят о том, что дети дружные, дисциплинированные, они умеют общаться, работать в команде. Значит, мы не зря едим свой хлеб (улыбается).

— Елена, у вашего центра очень информативная, живая группа ВКонтакте. Вы сами её ведёте и развиваете?

— В основном, да. Некоторое время назад нам помог смоленский центр «Мой бизнес»: так как мы являемся социальным предприятием, то с его помощью провели рекламную кампанию группы. Теперь дело за малым — постоянно поддерживать информационную активность, показывать нашим ученикам, их родителям и всем остальным жителям Смоленской области, чем и как живет наш детский центр.

С центром «Мой бизнес» я сотрудничаю уже несколько лет. Помимо рекламы ВКонтакте, он помог зарегистрировать собственный товарный знак «Высший класс» и логотип бренда. Должна сказать, что его сотрудники очень грамотные специалисты своего дела, всегда подскажут, проконсультируют, помогут. Это дорогого стоит. Видя такое уважительное отношение с их стороны, в этом году я решила вступить в ряды социальных предпринимателей и побороться за грант, на средства которого хочу открыть в центре так называемую «соляную пещеру». Это моя давняя мечта. Уже подготовила бизнес–план, и в конце ноября планирую передавать итоговый пакет документов в департамент инвестиционного развития Смоленской области, где будет рассмотрена заявка.

Если все получится, расположим соляную пещеру в одном из холлов нашего центра (там, где раньше просто сидели родители, ожидая своих детей), и каждый желающий сможет в ней оздоровиться. К сожалению, собственными силами нам такой проект не потянуть. Так что надеемся на грантовую помощь.

текст: Николай Жданов

фото: Детский центр «Высший класс»

469016469016