В Смоленске возродили уникальный портрет княгини Куракиной

Анатолий ГАПЕЕНКО

Работа по реставрации полотна неизвестного пока мастера заняла три года. На очереди — портрет князя

Смоленск, 4 апреля. в фонды городского музея-заповедника готовят вернуть живописное произведение мастера XIX века — Юлии Федоровны Куракиной (урождённой Голицыной). Возрождение написанной в Париже картины прошло в реставрационном отделе музея. Как проходил этот процесс, рассказала специалист-реставратор первой категории Ольга Куликова:

«Картина поступила на реставрацию в крайне тяжелом состоянии. В свое время от глобальных повреждений и подмочек холст истлел, потерял прочность и эластичность. Произошли многочисленные утраты и осыпи живописных слоев, глубокое разложение  лака и деструкция связующих  красочного слоя, покрывные лаки пожелтели и искажали авторский колорит. Известно, что в процессе старения лак темнеет. Сквозь такую лаковую пленку цветовые отношения живописи стали восприниматься искаженно. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что  картина неоднократно подвергалась «ремонту», и со временем были изменены её размеры.
Полотно прошло длительную масштабную  реставрацию, первоначальные размеры восстановлены, картина дублирована на новый холст, закреплена на новом подрамнике.  После раскрытия красочных слоев были сделаны тонировки, картина покрыта  реставрационным лаком. Портрет приобрел экспозиционный вид, изменился колорит, некоторые детали, ранее скрытые темными лаками, стали яснее и заметнее».

При исследовании полотна, которое обязательно проводят при реставрационных работах, выяснились подробности его драматической истории, и, соответственно, стали более понятны и живописные методы, которые использовал при создания полотна  неизвестный  художник. Его имя ещё предстоит установить.

В музей картина поступила из усадьбы Скугарево Гжатского уезда (ныне это в Тёмкинском районе) — бывшего имения министра юстиции, статс-секретаря Николая Муравьёва. В левом углу на оборотной стороне холста картины есть надпись:

«Гофъ-Мастерины
Портретъ Княгини Юлiи
Федоровны Куракиной, рожд: Княжны Голициной.
Писан: въ Париже въ 1849 г.»

Не менее важна другая особенность: портрет княгини — парный к хранящемуся также в фондах смоленского музея портрету князя Алексея Куракина. Об этой выдающейся фамилии, среди прочих, smolensk-i.ru недавно рассказывал подробнее.

Картину автор написал в 1849-м. На большом портрете изображена княгиня Юлия Федоровна (1814 -1881), в девичестве Голицина — статс-дама и обер-гофмейстерина  императорского двора, супруга Алексея Борисовича, служившего в министерстве иностранных дел секретарем российских посольств в Вене и Париже, и при этом гофмейстера двора великой княгини Марии Николаевны.

Из истории известно, что роды Голицыных и Куракиных являются самыми разветвленными среди фамилий русской аристократии. Они дали России талантливых дипломатов, военачальников, ученых, государственных деятелей, уточняет реставратор . Художник постарался передать  важность своей модели, принадлежности ее к титулованной особе. Например, парадность изображения красного занавеса является символом высокого общественного положения. Во время написания портрета Юлия Федоровна  переживала тяжелую болезнь, и художнику удалось отразить её сложное эмоциональное состояние. Символичное  изображение лекарственных флаконов, лежащей розы на блюде,  и при этом ползающие ящерица, жучок, червячок, улика, и наконец, раскрытая книга, тем самым художник передает борьбу жизненных сил с тяжелой болезнью.  Потрет написан широкой, сочной кистью, в хороших традициях академической живописной школы. Очевидно, что княгиню Куракину в таком состоянии мог писать художник, особо приближенный к императорскому двору.

«Портрет Юлии Федоровны Куракиной» — единственное известное непарадное изображение княгини. Сейчас в реставрационной мастерской музея-заповедника начнут восстановление портрета князя — также кисти неустановленного пока художника. Окончить работы планируют в следующем году.

 

текст: Анатолий Гапеенко

236156236156