Статья митрополита Исидора о служении будущего предстоятеля Русской православной церкви на Смоленской земле. К дню рождения Святейшего (20 ноября 1946 года)
Период второй половины 80-х годов ХХ века – первого десятилетия XXI веков стал переломным в новейшей истории Русской Православной Церкви: на фоне изменения государственного и социального строя произошел кризис и отмирание репрессивной модели государственно-церковных отношений, началось построение принципиально новой системы взаимодействия государства, Церкви и различных общественных институтов.
Для Смоленской епархии, история которой насчитывает почти девять столетий, этот период стал уникальным по своему динамизму, насыщенности событиями, глубине произошедших преобразований и неразрывно связан с личностью и служением митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, возглавлявшего Смоленскую кафедру в 1984-2009 годах.
Смоленская епархия во второй половине 80-х годов ХХ века. Начало служения архиепископа Кирилла на Смоленщине
В середине 80-х годов ХХ века, в целом характеризующихся продолжением религиозной политики Л.И. Брежнева, то есть политики полного контроля партийно-государственного аппарата за религиозной жизнью, положение в Смоленской епархии было непростым – епархия была одной из беднейших в России.
Именно в этот период Смоленскую кафедру возглавил ректор Ленинградской духовной семинарии и академии архиепископ Кирилл (Гундяев). Решением Священного Синода 26 декабря 1984 года архиепископ Кирилл был назначен правящим архиереем Смоленской епархии.
Состояние Смоленской епархии характеризовалось следующими показателями. Епархия насчитывала всего 37 приходов, которые были распределены по территории области крайне неравномерно. Многие сельские храмы находились в значительной отдаленности от населенных пунктов. Большинство храмов епархии, в том числе являющихся ценными образцами отечественной архитектуры XVIII — XIX веков, находились в крайне неблагоприятном техническом состоянии. Владыка Кирилл отмечал, что «их восстановление является важной церковно-патриотической задачей».
Многотысячную смоленскую паству окормляли 43 священнослужителя: 40 священников и 3 диакона. В основном это были лица в возрасте до 40 лет, имеющие среднее образование. Отмечая высокие нравственные качества большинства священнослужителей, правящий архиерей указывал на серьезную проблему – отсутствие богословского образования у многих клириков, рукоположенных после прохождения приходской практики и самообразования.
Именно решение вопросов восстановления и строительства храмов, устроения церковной жизни, укрепления кадров духовенства молодыми образованными священнослужителями стало определяющим в деятельности смоленского архипастыря.
С первых месяцев служения на Смоленской кафедре архиепископ Кирилл уделял большое внимание выстраиванию конструктивных и доброжелательных взаимоотношений с представителями светских властей.
Во время многочисленных посещений приходов Владыка Кирилл, помимо обычных в таких случаях встреч с духовенством и верующими, встречался с местными властями и жителями смоленских городов, сел и деревень.
Ярким примером начала диалога Церкви, государства и общества стало участие архипастыря и духовенства Смоленской епархии в праздновании 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. В Пасхальном послании 1985 года архиепископ Кирилл свидетельствовал о единстве Русской Православной Церкви и всего народа, призывал помнить великий жертвенный подвиг отцов и дедов, защищавших Отечество, и трудиться во имя мирного будущего Отечества.
Активная деятельность и незаурядные качества нового смоленского архиерея была отмечена представителями власти уже в первый год его служения на Смоленской кафедре. В Информационном отчете за 1985 год уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Смоленской области В.П. Корольков так характеризовал архиепископа Кирилла:
«За (1985 год, прим. автора) проявил себя энергичным, грамотным и активным архиереем. Быстро разобрался в проблемах, стоящих перед епархией. Особую активность проявляет в укреплении кадров духовенства молодыми, образованными, имеющими духовное образование священнослужителями. С этой целью использует свои связи с выпускниками Ленинградской духовной академии и семинарии. Выражает озабоченность неудовлетворительным техническим состоянием ряда сельских храмов. Пытается глубоко вникнуть в жизнь религиозных объединений русской православной церкви. Выезжает в городские и сельские приходы, где проводит архиерейские службы. Систематически выступает с яркими эмоциональными религиозными проповедями. Под его руководством проведена работа по упорядочиванию епархиального архива, организации делопроизводства, бухгалтерии и ведению хозяйства. В политической обстановке ориентируется грамотно. Выражает глубокое удовлетворение теми процессами, которые происходят внутри нашего общества».
Важно подчеркнуть, что первые значимые результаты налаживания государственно-церковных отношений в Смоленской области были достигнуты раньше изменения официальной религиозной политики в стране. Подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси стала поводом для последней в истории СССР атеистической кампании по «разоблачению заслуг Русской Православной Церкви в формировании русской культуры и государственности», а предпринимаемые со стороны Церкви попытки поставить вопрос о необходимости коренных изменений в этой сфере не находили понимания у руководителей государства.
В Смоленской области 1986 и 1987 годы были отмечены событием, прямо противоречащим официальному курсу государства в отношениях с Церковью. 25 июня 1986 года было получено разрешение от Совета по делам религий на строительство нового деревянного храма в поселке Монастырщина. В 1987 году был открыт Петропавловский приход в г. Ярцево. Это был первый приход, созданный на Смоленской земле в годы советской власти. Вначале богослужения проходили в молитвенном доме. Иконостас был тайно перевезен из архиерейского дома, и уже первое богослужение прошло на праздник Пасхи. А вскоре началось и восстановление полуразрушенного храма в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, переданного Смоленской епархии.
С этого времени в Смоленской области начался неуклонный рост новых православных приходов и масштабная деятельность по восстановлению храмов и монастырей.
Празднование 1000-летия Крещения Руси в Смоленской области
К 1988 году наметились определенные улучшения государственно-религиозных отношений, связанные с общим изменением общественной ситуации в стране, развитием «гласности», первыми попытками переосмысления истории СССР.
Переломным событием в развитии государственно-церковных отношений стало празднование 1000-летия Крещения Руси, предопределившее возможность быстрого и глубинного возрождения церковной жизни.
Архиепископ Кирилл в Отчете по Смоленской епархии за 1985 год Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену подчеркивал значимость масштабной подготовки к празднованию и считал празднование 1000-летия Крещения Руси главным событием 1988 года в жизни православных жителей города и области.
Смоленская область стала одним из общероссийских центров юбилейных торжественных мероприятий: событие было отмечено не только церковными торжествами, но и многими еще непривычными для региона научно-общественными мероприятиями с участием ведущих российских ученых, видных отечественных и зарубежных церковных деятелей.
Торжественные мероприятия, посвященные 1000-летию Крещения Руси, были организованы при активном участии светских властей в Смоленске и большинстве районных центров Смоленской области. Архиепископ Кирилл принял личное участие в торжествах в городах Сычевка (3 июля), Рославль (9 июля), Гагарин (6 августа), Вязьма (7 августа), Смоленск (8-10 августа), Демидов (20 ноября).
Праздничные мероприятия проходили при большом стечении народа. После служения Божественной литургии совершались Крестный ход и служение на прихрамовой территории торжественного молебна, посвященного 1000-летию Крещения Руси, по окончании которого праздничная процессия следовала главной улицей в Парк культуры и отдыха или сквер Памяти Героев для возложения венков. Возле памятников героям, отдавшим свою жизнь за Отечество, духовенство встречалось с городскими властями, вместе возлагали венки и приветствовали многочисленный народ, отмечая значение празднуемого события и подвига героев.
После возложения венков празднование продолжалось в Домах культуры, где были организованы торжественные акты и концерты светской и духовной музыки.
В ходе проведения праздничных мероприятий архиепископ Кирилл и духовенство рассказывали о значении принятия христианства для истории России, роли Церкви в становлении российской государственности и о праздновании 1000-летия Крещения Руси в Москве, Ленинграде и Киеве.
В городе Смоленске празднование 1000-летия Крещения Руси было приурочено ко дню Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Тысячи смолян стали участниками праздничных богослужений. По случаю празднования состоялся прием у председателя Смоленского облисполкома А.И. Орлова. В Смоленской областной филармонии был организован Торжественный акт: с докладами о значении Крещения Руси в истории страны выступили ведущие российские ученые.
Торжества широко освещались в областных и районных газетах и на радио, впервые в газете «Рабочий путь» было опубликовано обширное интервью с Архиепископом Кириллом «На алтарь деяний Отечества».
В Отчете по Смоленской епархии за 1988 год, направленном Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену, архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл отмечал:
«Празднование 1000-летия Крещения Руси на Смоленской земле вылилось в яркое свидетельство преданности православного народа своей Церкви, признания положительной исторической роли Церкви со стороны широкой общественности и осознания народом своего единства вне зависимости от отношения к религии.
Последнее следует подчеркнуть особо. Единство верующих и неверующих было одной из главных тем прошедших торжеств. Эта тема не только звучала в проповедях и выступлениях, но и в реакции на Юбилей простых людей. Можно с уверенностью сказать, что 1000-летие укрепило здоровое чувство патриотизма, помогло осознанию исторической связи поколений, в каком-то смысле примирило людей, явилось поводом для очень трогательного видимого выражения единства нашего народа. Во время празднования была ясно обозначена позиция Церкви в отношении перестройки, её готовность содействовать духовно-нравственному, политическому и социальному переустройству общества. Следует особо подчеркнуть то значение, каковое имело участие в праздновании местных властей, как в самом Смоленске, так и в районных центрах. Это участие было тепло встречено не только общественностью, но и широкими народными массами. Совместное с представителями церкви возложение венков к могилам павших героев, участие в торжественных актах, теплые и доброжелательные выступления местных властей, – все это явилось зримым выражением начавшейся перестройки церковно-государственных отношений, знаком того, что перестройка осуществляется не только в центре, но и на местах. Для простых людей это – лучшее подтверждение существующего соответствия между словами и делами».
Создание системы духовного воспитания и образования
Начавшиеся в конце 1980-х годов изменения государственно-церковных отношений способствовали становлению системы духовного образования. Трудами смоленского архипастыря Смоленщина стала первым регионом страны, в котором была создана трехуровневая система православного воспитания и образования.
Смоленская Православная Духовная Семинария
30 ноября 1988 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла было основано Смоленское межъепархиальное духовное училище. Училище стало одним из первых богословских учебных заведений в нашей стране, открытых после долгого перерыва.
Первоначально училище включало два отделения: пастырское и регентское. Первое готовило будущих священнослужителей, второе — регентов и певчих церковных хоров, псаломщиков. Учебный процесс в Смоленском духовном училище начался 1 сентября 1989 г. Первоначально занятия проходили в зале Смоленского епархиального управления, училищным храмом был Малый Богоявленский собор.
14 октября 1990 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие комплекса зданий Смоленского Межъепархиального Духовного училища. После Божественной литургии в освященном в тот день Покровском храме, архиепископ Кирилл освятил учебный и жилой корпуса.
27 мая 1991 года состоялся первый выпуск Смоленского Межъепархиального Духовного училища. Выпускной акт возглавил архиепископ Кирилл. На литургии и пленарном заседании присутствовали представители администрации Смоленска, художники, писатели, журналисты.
С первых лет своего существования духовное училище стало центром научно-богословской науки. Здесь стали регулярно проходить научно-практические конференции, чтения, семинары.
По благословению Священноначалия студенты училища, окончившие в 1993 году II курс пастырского отделения, продолжили обучение на III курсе по программе духовной семинарии. Таким образом, создались необходимые условия для преобразования духовного училища в семинарию. Решение о преобразовании Смоленского Межъепархиального Духовного училища в семинарию было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 5 мая 1995 года.
Главной задачей Смоленской духовной семинарии по-прежнему была подготовка всесторонне образованных пастырей. Семинария успешно справлялась со своей миссией. К середине 1990-х годов уже половину клириков Смоленско-Калининградской епархии составляли либо выпускники, либо студенты Смоленской семинарии. В 1996 г. выпускники семинарии заполнили практически все священнические вакансии в епархии.
В 2009 г. духовная семинария получила лицензию на реализацию Государственного стандарта «Теология», в 2011 году — государственную аккредитацию по направлению «Теология».
24 июня 2012 года в Смоленской православной духовной семинарии состоялся выпускной акт. Впервые в истории российского духовного образования выпускники семинарии получили дипломы государственного образца с присвоением квалификации «Бакалавр теологии».
Смоленское Межъепархиальное Православное Духовное училище
29 декабря 1998 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви из состава Смоленской духовной семинарии было выделено регентское отделение. На его основе в 1998-1999 гг. было создано Смоленское Межъепархиальное Духовное училище с тремя отделениями: сестер милосердия, иконописным и регентским. В настоящее время училище преобразовано в Центр подготовки церковных специалистов – это духовная профессиональная образовательная организация, имеющая государственную аккредитацию.
Православные гимназии
Знаменательным событием не только для Смоленской епархии, но и для всей Русской Православной Церкви стало открытие в 1992 году в городе Смоленске Православной гимназии № 1, получившей лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Это был первый шаг, связавший государственные структуры с церковной школой и положивший начало организации школ подобного типа. В 1996 году в городе Рославле была открыта Православная гимназия № 2.
Обе гимназии получили государственную аккредитацию и выдают своим выпускникам аттестаты государственного образца.
Православные детские сады
В начале 1990-х годов многие детские дошкольные учреждения закрывались ввиду сложных экономических условий и падения рождаемости. Именно в это непростое время, в 1992 году в Смоленске был открыт первый в России Православный детский сад № 1. Через четыре года, в 1995 году, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил Православный детский сад № 2 в городе Велиже.
Таким образом, уже в первое десятилетие служения митрополита Кирилла на Смоленской кафедре была сформирована целостная система духовного образования. Об этом опыте смоленский архипастырь говорил: «Наша епархия уникальна в том отношении, что здесь действует стройная трехуровневая система православного воспитания: детский сад – гимназия – вуз».
Развитие приходов. Восстановление и строительство храмов и монастырей
Одной из приоритетных задач своего служения архиепископ Кирилл еще в первые годы своего служения на Смоленской кафедре определил организацию приходской жизни, возвращение и восстановление храмов и монастырей, храмостроительство.
После 1988 года начался неуклонный рост числа православных приходов: каждый следующий год учреждалось несколько новых приходов. В 1988 году были открыты приходы в Ельне, Сафоново, Дорогобуже, Велиже, в 1989 году – в Смоленске, Десногорске, поселках Озерном, Красном, Шумячи.
Благодаря ходатайству правящего архиерея в этих городах в пользование Русской Православной Церкви переданы ранее закрытые храмы, требующие капитальных ремонтно-восстановительных работ.
В 1991 году возобновились богослужения в древних храмах Смоленска: храме в честь Святых Апостолов Петра и Павла и храме в честь Архангела Михаила. Открылись новые приходы в городах Рославле и Вязьме, поселках Верхнеднепровском, Пржевальском. Стали действующими Иоанно-Предтеченский монастырь в Вязьме и Свято-Троицкий Болдин монастырь в Дорогобужском районе.
Несмотря на загруженность общецерковными делами, митрополит Кирилл регулярно совершал в храмах епархии богослужения, посещал самые отдаленные села и деревни Смоленщины.
К 2009 году, когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран на Патриарший престол, в Смоленской области насчитывалось более 140 приходов.
Особого внимания заслуживает история восстановления и строительства храмов. Годы, антирелигиозная политика Советского государства, Великая Отечественная война не пощадили смоленских святынь. Храмы находились в удручающем состоянии, большинство из них представляли руины или, в лучшем случае, полуразрушенные, едва стоявшие оскверненные коробки. К 1 января 1986 года на территории Смоленщины насчитывалось 39 храмов, не было ни одного действующего монастыря. Храмы были заняты светскими учреждениями, в лучших случаях – учреждениями культуры, а чаще фабриками, складами удобрений.
Благодаря неустанным трудам смоленского архипастыря были воссозданы из руин многие памятники исторического и культурного наследия России, многие храмы построены с нуля.
Яркими примерами храмостроительства стало восстановление уникального ансамбля Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря и возведение храма в честь Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской города Смоленска.
Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь, один из богатейших монастырей России, основанный в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским, к концу 80-х годов XX века находился в руинах: от величественного монастырского ансамбля осталась лишь колокольня, восстановленная в 1960-х годах.
В 1989 году по благословению архиепископа Кирилла был отремонтирован маленький храм Тихвинской иконы Божией Матери. В день памяти преподобного Герасима Болдинского, 14 мая 1990 года, на территории монастыря была проведена первая служба. Через год митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил возрождающийся монастырь, который был официально передан Русской Православной Церкви.
В декабре 1997 года был торжественно освящен вновь отстроенный огромный двухэтажный Введенский храм. В последующие годы были восстановлены настоятельский корпус, кельи.
В июле 2001 года во время расчистки руин взорванного храма Святой Троицы открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. По благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 20 июля считается датой мощей преподобного Герасима Болдинского.
6 июня 2010 года во время визита в Смоленскую епархию Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого собора Болдинского монастыря и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. В своем обращении к собравшимся Патриарх Кирилл рассказал о том, как он более 20 лет назад впервые посетил Болдинский монастырь, когда нес архипастырские труды на Смоленской кафедре:
«Однажды я приехал в это место, где, мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел? – развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадил этого собора, построенного, по мнению ученых, Феодором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, который воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска.
Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. И отец Антоний был назначен на эти руины, где негде было жить, он начал собирать братию и восстанавливать обитель. И сегодняшним освящением Свято-Троицкого собора мы как бы ставим точку после первого, может быть самого важного этапа жизни монастыря от всей программы его восстановления».
Храм Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской построен по благословению и при активном участии митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла стал первым за 170 лет новопостроенным храмом в Смоленске.
Камень в основание нового храма был заложен 28 августа 1994 г. в Парке имени 1100-летия Смоленска. Через два года – 17 ноября 1996 г. возле строительной площадки был освящен временный деревянный храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
25 сентября 2001 года белоснежный пятикупольный каменный храм был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Для Смоленска возведение нового храма стало событием, сопоставимым с воссозданием Храма Христа Спасителя в Москве.
По совершении чина великого освящения Владыка Кирилл обратился к верующим:
«Мы освятили храм в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских — первый новопостроенный храм в Смоленске за почти два столетия… Пришел этот светлый день в жизни нашего Отечества, когда новопостроенными православными храмами вновь стала украшаться Земля Русская, ибо так восхотел Бог и так задумал народ. Сегодня мы являемся самовидцами и участниками чуда воскрешения нашей веры, нашей молитвенной жизни. Пройдя через десятилетия убиения и распятия веры, мы сегодня свидетельствуем перед Богом о том, что сохранили Его в своем сердце».
В поздравительном послании митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил:
«Отрадно, что после долгого перерыва, продолжавшегося более полутора столетий, в древнем городе на Днепре впервые возведен новый храм. Строительство завершилось на удивление быстро, потому что святое дело объединило усилия духовенства и мирян, представителей администрации и предпринимателей, всех общественных сил Смоленщины. Это еще раз убеждает нас, что святая православная вера, унаследованная нами от славных предков, и ныне является тем объединяющим началом, которое так необходимо народу, уставшему от разделений.
Убежден, что и в дальнейшем новопостроенный храм будет местом духовного единения жителей Смоленска. Храм как средоточие нового жилого района, храм, являющийся местом не только богослужебного, но и дружеского христианского общения, храм, где память о прошлом органически соединяется с участием в современной жизни и устремленностью в будущее, где на основе многовекового предания строится новая культурная и общественная жизнь, — именно такой храм нужен был смолянам. Он стал ярким символом духовного возрождения нашего общества».
В общей сложности трудами Святейшего Патриарха Кирилла за годы его служения на Смоленской кафедре было восстановлено и построено более 140 храмов. Возрождено 6 монастырей: Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь в Дорогобужском районе, Рославльский Спасо-Преображенский мужской монастырь, Иоанно-Предтечев женский монастырь в г. Вязьме, женский монастырь во имя Димитрия Солунского в г. Дорогобуже, Свято-Троицкий женский монастырь в г. Смоленске, Спасо-Вознесенский женский монастырь в г. Смоленске, стали действующими 6 монастырей.
Дальнейшее развитие государственно-церковного сотрудничества и расширение сфер общественного служения Церкви
В начале 1990-х годов в Смоленской области на фоне конструктивного создания новой модели государственно-церковных отношений началось стремительное расширение различных сфер церковной жизни.
Наряду со становлением приходской жизни, восстановлением и строительством храмов, развитием системы духовного образования была развернута широкая катехизаторская и просветительская деятельность, сформировалась модель социального служения и церковной благотворительности, созданы модели взаимодействия с силовыми ведомствами, научным сообществом, творческой интеллигенцией, заложены основы сотрудничества в информационной сфере.
Многие важные общецерковные инициативы сначала осуществлялись в Смоленской и Калининградской епархии, где разрабатывались методы управления в новых исторических условиях, приобретался новый опыт.
Одним из таких примеров стало празднование Дня славянской письменности и культуры, ставшего первым в России государственно-церковным праздником. У истоков возрожденного праздника стоял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о проведении «Дней славянской культуры и письменности». С этого времени ежегодно, 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, организуются праздничные мероприятия. Ежегодно в качестве главного средоточия юбилейных торжеств выбирались крупные региональные и культурно-исторические центры, первым из которых стал город-герой Смоленск. С 2010 г. по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла главным центром общероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры стала Москва.
Уникальной является созданная в Смоленской области модель социального партнерства Церкви и государства в сфере духовно-нравственного просвещения и воспитания, выстраивание которой началось в конце 1980-х годов.
В 1989 году в Институте усовершенствования учителей г. Смоленска состоялось первое заседание круглого стола педагогов г. Смоленска и области на тему: «Точки соприкосновения духовного и материального в вопросах нравственного воспитания молодежи». В конце этого же года открыта воскресная школа при Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска, ставшая первой воскресной школой в России. Ее слушателями стали более 150 человек.
В 1992 году в г. Смоленске начали проводиться первые семинары для учителей с участием священников. С 1993 года введено факультативное преподавание Закона Божия в школах и других учебных заведениях.
В 1999 году между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви был подписан первый Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности.
Подписание Договора позволило ввести в образовательный процесс муниципальных и областных образовательных организаций (школ, профессиональных училищ и техникумов) факультативные курсы по основам православной культуры. Для того времени введение обязательного предмета по православной культуре было делом неслыханным.
Этот договор стал базовым документом, определившим современный вектор сотрудничества государства и Церкви в этой духовно-нравственного образования и просвещения.
В 2003 году на Третьем Народном Соборе жителей Смоленщины было принято решение о введении учебных курсов «Азбука Смоленского края» для начальной школы и «История православной культуры земли Смоленской» для основной общеобразовательной школы в качестве обязательного учебного предмета.
Учитывая общественное мнение, выраженное в решении Народного Собора, данные учебные курсы с 2003-2004 учебного года были введены в Базисный учебный план Смоленской области в качестве регионального компонента.
В 2008/09 учебном году в Смоленской области духовно-нравственным образованием было охвачено более 17 тысяч учащихся общеобразовательных школ и школ-интернатов, студентов среднего специального и высшего образования. В 8-х классах школ Смоленской области факультативно изучали предмет «История православной культуры земли Смоленской» (ок. 9 тыс. учащихся почти в 500 школах); еще более 4 тыс. детей в 255 школах изучали основы веры в специализированных кружках.
В 90-х годах в Смоленской епархии началось социальное служение, оказание помощи незащищенным слоям населения. Выпускники отделения подготовки сестер милосердия Смоленского Межъепархиального Духовного училища работали в военном госпитале при Смоленской областной больнице, в Геронтологическом центре Смоленска. Росло число социально ориентированных храмов: были открыты храмы храмов при учебных заведениях, больницах, домах престарелых, в тюремных учреждениях.
При поддержке митрополита Кирилла монастыри епархии становились центрами не только духовной и богослужебной жизни, но и социальной и благотворительной деятельности: к 2009 г. под постоянным попечением обителей находились Смоленский областной онкологический центр и больницы, детские дома и дома престарелых. В 2008 году создан Православный детский дом.
Развивая взаимодействие с воинскими частями и военными учебными заведениями, митрополит Кирилл поручал священнослужителям епархии окормление военных подразделений. Архиерей неоднократно посещал военные части, беседовал с офицерами и солдатами, освящал военную технику.
Особое внимание уделялось развитию епархиальных СМИ и взаимодействию со светскими изданиями, радио и телевидением. Выступления архиерея стали звучать по радио и публиковаться в местной печати. По инициативе митрополита Кирилла православные полосы или приложения были не только в областных, но и во всех районных газетах Смоленской области.
Ежеквартальный журнал «Смоленские епархиальные ведомости» в начале 2000-х гг. имел тираж в 1 тысячу экземпляров. Начался выпуск миссионерской газеты «Смоленск православный».
Заключение
Во второй половине 80-х годов XX века были заложены основы высокого уровня взаимопонимания и соработничества Церкви и государства во благо Смоленской земли и ее жителей. Это стало определяющим для принятия положительных решений о передаче Церкви храмов и церковных зданий, развития приходов, создания системы духовного образования, возрождения традиций православия в системе светского образования и духовно-нравственного воспитания.
Восстановление храмов и монастырей, появление новых православных приходов, становление системы духовного образования и воспитания, создание на уровне региона новой модели взаимоотношений с властями, развитие социального служения, экономической деятельности, выстраивание новых механизмов сотрудничества с учреждениями культуры, образования, здравоохранения, силовыми ведомствами – эти и многие другие преобразования, ставшие возможными на Смоленской земле благодаря личным качествам, инициативам и деятельности смоленского архипастыря, впоследствии транслированы на многие другие епархии и регионы и оказали определенное влияние на развитие Православной Церкви в современной России.
источник: http://smoleparh.ru/