7 октября. День в истории Смоленщины
115 лет назад (1901) в Смоленске состоялось открытие трамвайного движения.
Идея строительства трамвая в Смоленске возникла в 1898 году. 26 марта 1899 года Постановлением Смоленской городской Думы строительство электрической станции для освещения и электрической железной городской дороги было предоставлено на концессионных правах электрическому обществу «Унион».
Смоленская городская управа отвела участок для строительства трамвайного управления на левом берегу Днепра, за крепостной стеной, ниже Армянской улицы (ныне улица Соболева). Необходимо было построить электростанцию, трамвайное депо, трамвайные пути, установить опоры, подвесить контактный провод, установить стрелочные переводы, перепланировать ряд улиц, по которым пройдет трамвай, сделать проходы в крепостной стене возле Никольской и Молоховской башен. Рабочих набирали по всей России, все строительство происходило под контролем и руководством Я.А. Соболева. Работы велись одновременно на всех объектах с утра до позднего вечера, а платили всего 65 копеек в день.
Строительство шло с марта 1899 г. по август 1901 г. За этот период в Смоленске было построено два участка трамвайных путей:
– Вокзал – ул. Кашена (Петропавловская ул.) – участок от моста через Днепр до Собора (Троицкое шоссе) – Б. Советская ул. (Б. Благовещенская ул.) — поворот на ул. Ленина (Пушкинскую ул.) – поворот на ул. Дзержинского (Энгельгардовскую ул.)
– От вокзала тот же маршрут до ул. Никольской – поворот на ул. Тухачевского (Никольскую ул.)
Длина трамвайного одноколейного пути составила 6 вёрст, или 6,39 км.
Электроподстанцию начали строить летом 1900 года, включая 2 паровые машины мощностью 190 и 260 л.с., 2 генератора постоянного тока 460 и 700 вольт, мощностью 150 кВт. Построили ремонтное депо для 5 вагонов с двумя местами для текущего ремонта.
Трамвайное движение было открыто 7 1901 года и два раза останавливалось: с 1919 по 1922 и с 15 июля 1941 до 6 ноября 1947. Ширина колеи первоначально составляла 1000 мм, с 1947 года она составляет 1524 мм. Смоленск стал 21 городом с трамваем в России.
С открытием трамвайного движения были проложены рельсы вокруг северной и западной стороны парка Блонье. Трамвайные пути проходили по улице им. А.С.Пушкина (ныне В.И.Ленина) между садом и зданиями присутственных мест и поворачивали на Ильинскую улицу (ныне Октябрьской революции), и далее шли через губернаторский пролом на улицу П.И.Энгельгардта (ныне Дзержинского).
С первого дня работы вагоны курсировали по двум маршрутам: «Вокзал» — «Никольские ворота» («Офицерская слобода») и «Вокзал» — «Губернаторский пролом». Первое депо трамвая с момента открытия и до 1960-х годов находилось на левом берегу Днепра.
С 1 октября 1903 года началось движение трамваев по Молоховской площади, для чего была устроена арка в крепостной стене. Последний трамвай с площади отходил в 9 часов вечера. На основании Постановления городской Думы от 31 октября 1903 года плата за проезд была установлена по 5 копеек с каждого человека за один перегон, кроме чинов полиции. Учащиеся в учебных заведениях, если они в форменной одежде или с установленными для этих заведений знаками, платили за каждый перегон по 3 копейки. Поэтому плата в 5 копеек была высокой и делала трамвай отнюдь не массовым и демократическим видом транспорта. Кроме того, «зайцем», без билета, проехать было невозможно, так как в каждом вагоне работал кондуктор.
Работа вагоновожатых и кондукторов была тяжелой, так как площадки были открытыми, в осеннюю и зимнюю стужу было холодно. До 1914 года в Смоленском трамвае работали только мужчины, а когда началась война и мужчин стали призывать в царскую армию, на работу начали принимать женщин.
Информация о работе трамвая в 1924-1925 годах: протяжённость пути та же— 6,39 км, выпуск вагонов на линию — 6 единиц, резерв вагонов — 3 единицы, в ремонте — 5 единиц. Среднесуточная продолжительность работы вагона — 17,1 часа, средняя скорость движения — 9,5 км/час.
100 лет со дня рождения Леонида Иосифовича Головлева (1916-1944), Героя Советского Союза, лейтенанта, командира роты. Родился в д. Большие Кириллы Рославльского р-на.
Леонид Головлёв родился 7 октября 1916 года в деревне Большие Кириллы (ныне — Рославльский район Смоленской области) в крестьянской семье.
Окончил неполную среднюю школу в родном селе и школу фабрично-заводского ученичества в Рославле. Работал на Рославльском вагоноремонтном заводе и авторемонтной базе.
В 1938 году Головлёв был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Окончил школу младших командиров. Был демобилизован, работал на рыбных промыслах в Астрахани. В июне 1941 года Головлёв повторно был призван в армию и направлен на фронт. Принимал участие в боях на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. К сентябрю 1943 года лейтенант Леонид Головлёв командовал пулемётной ротой 69-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии Воронежского фронта. Отличился во время битвы за Днепр.
В ночь с 21 на 22 сентября 1943 года рота Головлёва, несмотря на массированный вражеский огонь, на подручных средствах переправилась через Днепр в районе села Зарубинцы Каневского района Черкасской области Украинской ССР. Головлёв первым достиг западного берега реки и повёл своих бойцов на штурм укреплений противника. Во время боя за плацдарм рота своим огнём поддерживала действия соседних стрелковых подразделений. В ходе боёв за освобождение сёл Зарубинцы, Луковица, Григоровка рота Головлёва в общей сложности уничтожила около 600 солдат и офицеров противника, 15 огневых точек. Головлёв всегда находился на наиболее важных участках боёв. Во время штурма населённого пункта Малый Букрин, когда рота залегла под массированным пулемётным обстрелом, Головлёв, несмотря на риск для своей жизни, первым поднялся в атаку и увлёк за собой бойцов. В рукопашной схватке непосредственно в Малых Букрах ротой было уничтожено 79 вражеских солдат и офицеров.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» лейтенант Леонид Головлёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Однако орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» он получить не успел, так как 25 января 1944 года пропал без вести.
Был также награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В честь Головлёва названа улица в Рославле и Кирилловская средняя школа.
Также в этот день:
117 лет со дня рождения Сергея Дмитриевича Ижевского (1899 – 1985). Живописец-график. Работал над пейзажем. Учился в Смоленской изостудии (1923 – 1925).
текст: Семён Писарев