3 мая. День в истории Смоленщины

Ульяна Шерпакова

210 лет со дня рождения Николая Никифоровича Мурзакевича (1806-1883), славяноведа, сына известного смоленского историка Никифора Адриановича Мурзакевича. Составленная им статья «Достопамятности города Смоленска» вызвала большой интерес и в 1844 г. была издана отдельной брошюрой.

250px-murzakevitch_n_a_0

Николай Мурзакевич воспитывался в Смоленской духовной семинарии, затем учился в Московском университете (1825—1828) на нравственно-политическом (юридическом) отделении.

В 1830 году по приглашению университетского товарища Михаила Михайловича Кирьякова (1810—1839) переселился в Одессу. Здесь Мурзакевич сначала служил в таможенном управлении (до 1831), затем был принят на должность учительского помощника в начальном училище при Ришельевском лицее. С 1836 года — учитель и одновременно преподаватель истории в Лицее.

С 1838 года Николай Никифорович после защиты магистерской диссертации стал адъюнктом русской истории и статистики, а в 1840 году утвержден профессором русской истории лицея. В 1853 году стал исполнять должность директора лицея — до 1857 года.

Преподавание в лицее Мурзакевич совмещал с разносторонней научной и общественной деятельностью: он был членом Общества сельского хозяйства Южной России, принимал участие в работе над «Новороссийским календарем» (на 1839, 1840 и 1841 годы) и «Одесским альманахом», сотрудничал в газете «Одесский вестник»; был директором Публичной библиотеки (1843—1853). В 1854 году, во время Крымской войны, Мурзакевич, по просьбе М. С. Воронцова, участвовал в спасении его уникальной библиотеки манускриптов.

Научно-педагогическая деятельность Мурзакевича имела важное значение для развития болгарского просвещения; среди его учеников — известные впоследствии болгарские деятели Н. Геров, Д. Чинтулов, И. Богоров: им была написана работа о Н.С. Палаузове.

Разъезжая по южной России, Мурзакевич занимался её историей, археологией и этнографией, производил раскопки, изучал местные архивы. К числу его счастливых находок в архивах относятся псковская судная грамота (изд. 1847 и 1869), подлинные письма царевича Алексея Петровича (изд. 1849), несколько вариантов «Русской Правды», более подробные сведения о кончине преподобного Феодосия Печерского. Его стараниями были сохранены и ныне находятся в Одесском историко-краеведческом музее орденские знаки (звезды Андрея Первозванного, Георгия и Владимира) и аксельбант Г. А. Потемкина.

Николай Мурзакевич был основателем, секретарем (1839) и вице-президентом (с 1875) Одесского общества истории и древностей. В «Записках» Общества, выходивших под его редакцией, он поместил около 130 статей по нумизматике, истории и археологии. Много статей его напечатано также в «Журнале Министерства народного Просвещения», «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских», «Русском Историческом Сборнике», «Русской Старине», «Русском Архиве», «Известиях Императорской Академии Наук» и др.

С 1865 года Николай Мурзакевич — действительный член Московского археологического общества.

 

 

Более девяти столетий назад, 3 мая 1101 года, князь Владимир Мономах заложил в Смоленске Успенский собор.

Uspenskii_kafedralnyi_sobor_g_Smolensk_0

Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.

Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска. Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью».

В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, которых уже убивали ворвавшиеся захватчики.

Поляки восстановили здание собора, но устроили в нём костёл. После освобождения Смоленска старое здание было разобрано в 1674-1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объёма.

Приостановленные работы возобновились лишь в 1712 году. Наконец в 1740 году архитектор А. И. Шедель завершил строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767—1772 гг. архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие. В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал.

Само здание собора во время наполеоновского нашествия и при гитлеровской оккупации не пострадало. Пораженный величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны.

После вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время для того, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений.

 

текст: Семен Писарев

152319152319