20 июля. День в истории Смоленщины

Александра Костюченкова

85 лет со дня рождения Марины Лаврентьевны Попович, летчика- испытателя (1931). Установила 101 мировой рекорд на военных и гражданских самолетах разных типов. Президент Всемирной ассоциации женщин- ученых. Награждена многими орденами и медалями. Родилась в д. Самусенки Велижского р-на

Марина Попович

Марина Попович – летчик-испытатель 1-го класса, уфолог, инженер-полковник ВВС. Установила 102 рекорда в сфере авиации на разных типах машин. За свою карьеру освоила больше 40 видов вертолётов и самолётов. Была испытателем авиационной техники в КБ Антонова и НИИ Чкалова. Общий показатель Марины Лаврентьевны — чуть больше 6 тысяч часов. А ещё она общественный деятель, писатель, профессор и просто замечательная женщина.

Попович Марина Лаврентьевна родилась на хуторе Леоненки (Смоленская область) в 1931 году. Девочке пришлось пережить весь кошмар начала Отечественной войны – бомбардировки, воздушные бои, кровь. Именно это и определило будущую профессию Марины. Она мечтала стать лётчицей.

В 1951 году Марина Попович успешно окончила авиационный техникум и устроилась на завод инженером-конструктором. А когда она завершила обучение в Центральной лётно-технической школе в Саранске, то осталась работать в ней инструктором. В 1958 году девушка перешла на должность лётчика-инструктора в Центральный аэроклуб Чкалова. Чтобы добиться права управления истребителем, Марина поступила на военную службу, а после окончила Высшее авиационное училище в Ленинграде. С 1960 года девушка стала осваивать технику управления реактивными самолётами. А в 1962 году принимала участие в отборе кандидатов в космонавты среди женщин. Также она прошла медицинской обследование в составе 2-й группы, но не была взята по определённым причинам.

В 1964 году Марина Попович стала работать в новой интересной должности – лётчик-испытатель. Она оказалась единственной в СССР женщиной с такой профессией. Сначала Марина Лаврентьевна была пилотом транспортного звена, а потом пересела на истребитель. Затем лётчица возглавила команду воздушного судна Ан-12. В дальнейшем её карьера развивалась ещё более стремительно.

Именно Марина Лаврентьевна стала первой женщиной-лётчиком, преодолевшей звуковой барьер на реактивном самолёте «МиГ-21». После этого иностранные СМИ окрестили её «Мадам МиГ».

 

101 год со дня рождения Ореста Георгиевича Верейского (1915 — 1993), художника — графика, народного художника СССР, лауреата Государственной премии СССР. Родился в д. Аносово Сычёвского уезда

Орест Верейский

Он создал замечательные иллюстрации к произведениям Толстого, Шолохова, Паустовского, Фадеева, Пришвина, Бунина, Хемингуэя.

Всенародное признание получили иллюстрации Верейского к поэме его друга и земляка Александра Твардовского «Василий Тёркин». Василий Теркин стал любимым героем для многих поколений читателей в изображении художника.

Верейский так жизненно и правдиво нарисовал простого солдата, что все принимали его за реального человека. После войны художник иллюстрировал и другие произведения Твардовского «Дом у дороги» и «За далью — даль».
Орест Верейский много путешествовал по миру, побывал в Сирии, Египте, Китае, Америке. Отовсюду он привозил множество беглых зарисовок. Путевые заметки и наброски превращались в законченные акварели, рисунки, эстампы, книги. В РГБИ хранятся путевые книги-дневники художника с удивительными и неповторимыми иллюстрациями: «Исландия» (1960), «В Америке»(1965), «По Чехословакии» (1969).

В 1978 художник был удостоен Государственной премии за оформление «Библиотеки всемирной литературы». В 1984 г. был награжден Золотой медалью Академии художеств за иллюстрации и оформление романа Л. Толстого.

В основу книги Верейского «Встречи в пути» (1988) легли очерки о современниках: художниках, писателях, режиссерах, с которыми его свела жизнь. В сборник включены воспоминания об отце — художнике Г.Верейском, о поэте Твардовском, о кинорежиссерах Пудовкине и Козинцеве, об актере Ливанове, об американском художнике Кенте. Большой раздел книги составляет рассказ художника о том, как он работал над иллюстрациями к произведениям Толстого, Шолохова, Твардовского.

 

96 лет со дня рождения Владимира Дмитриевича Фёдорова (1920-1999), Героя Советского Союза. Родился в Смоленске

Владимир Федоров

Родился в июле 1920 года в Смоленске. Его родители работали на железной дороге. Работал учеником слесаря на велозаводе, затем слесарем шестого разряда на автозаводе имени Лихачева.

В 1940 году Владимира призвали в Красную Армию и направили на Балтийский флот. Там его и застала весть о начале Великой Отечественной войны.

Радист-разведчик Владимир Федоров свыше восьми месяцев в общей сложности провел в тылу врага, выполняя боевые задания командования. В 1947 году демобилизовался. Вернулся на автозавод. Работал мастером, начальником участка. Без отрыва от производства закончил автомеханический техникум и трудился на опытном заводе научно — исследовательского института.

Много опасных походов совершал в тыл врага радист-разведчик Владимир Федоров. В совершенстве владел радиостанцией, Владимир всегда поддерживал надежную связь с командованием, точно и быстро передавал необходимые сведения о противнике. По точному и вовремя переданному донесению разведчика был уничтожен не один штаб гитлеровских войск, потоплено много военных кораблей и разбито воинских эшелонов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года Федорову за мужество и отвагу, проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками, за отличное выполнение ответственных заданий командования присвоено звание Героя Советского Союза.

97 лет со дня рождения Алексея Захаровича Машкова (1919), Героя Советского Союза. Родился в д. Кульбакино Ярцевского р-на

Mashkov_A_Z_0

Алексей Захарович Машков род. 20.VII.1919, дер. Кульбакино Ярцевского района.
Машков Алексей Захарович – командир батареи 899-го артиллерийского полка (337-я стрелковая дивизия, 40-я армия, Воронежский фронт), старший лейтенант.

Родился 20 июля 1921 года в деревне Кульбакино Копыревщинской волости Духовщинского уезда Смоленской губернии (ныне не существует, территория Капыревщинского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области). Русский. Детство и юность провёл в городе Ярцево Смоленской области. В 1939 году окончил 10 классов школы, поступил в Пятигорский педагогический институт.

Участник Великой Отечественной войны: в августе 1942 – феврале 1944 – начальник связи дивизиона, командир батареи и заместитель командира дивизиона по строевой части 899-го артиллерийского полка. Воевал в составе Северной (август 1942 – январь 1943) и Черноморской (январь-февраль 1943) групп войск Закавказского фронта, на Северо-Кавказском (февраль-апрель 1943), Степном (июль-август 1943), Воронежском (август-октябрь 1943) и 1-м Украинском (октябрь 1943 – февраль 1944) фронтах. Участвовал в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Курской битве, Белгородско-Харьковской и Сумско-Прилукской операциях, битве за Днепр, Корсунь-Шевченковской операции.

Полковник (1961). Награждён орденами Ленина (29.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (6.09.1943; 26.10.1955), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950), другими медалями, румынским орденом Тудора Владимиреску 5-й степени (1.10.1974).

В городе Ярцево на здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска.

 

текст: Семен Писарев

162176162176