29 октября. День в истории Смоленщины
49 лет назад (1967) в г. Рудне открыт памятник первой в мире батарее ракетных минометов капитана И. А. Флерова.
В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии особой батареи реактивного действия. 3 июля батарея, вооружённая семью экспериментальными боевыми машинами НИИ-3 БМ-13 (позднее получившими название «Катюша») и одной 152-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, была отправлена на Западный фронт.
Личный состав батареи составлял 198 человек (вышло из окружения к своим 46 человек).
«В 15 часов 14 июля 1941 года капитан Флеров дал команду открыть огонь. Семь пусковых установок БМ-13 нанесли удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. За семь-восемь секунд батарея выпустила 112 реактивных снарядов. Железнодорожный узел был стерт с лица земли. В 16 часов 45 минут был произведен второй залп — по переправе через реку Оршицу.»
Вторым залпом батарея пыталась разрушить понтонный мост через реку Днепр, не взорванный нашими саперами, Временный мост находился между разрушенными дорожным мостом в Орше и железнодорожным мостом 4 км южнее Орши. Мост уцелел.
Другая версия гласит, что батарея капитана Флерова в 10 часов утра 14 июля 1941 года накрыла сначала огнём скопление немецких войск на Базарной площади города Рудня. До упомянутого залпа по железнодорожной станции Орша оставалось еще 5 часов и около 140 километров пути до новой позиции. Однако в Орше тогда стояли свои красноармейские части и свои эшелоны. Ведь до 16 июля 1941 года ни один немецкий солдат еще не вступил в город. И ни одного немецкого эшелона не было на станции Орша ни 14, ни 15, ни 16 июля. Немцам после захвата каждой станции требовалось прежде всего переделать железнодорожные пути под более узкий европейский стандарт. Да, не 14, а 16 июля 1941 года, через два дня после боевого крещения в Рудне, батарея капитана Флерова действительно стерла с лица земли железнодорожную станцию Орша, но вместе с советскими эшелонами, чьи грузы, прежде всего цистерны с горючим, не должны были достаться врагу. Такова версия, более подробно изложенная историком Второй мировой войны — свидетелем первых залпов «Катюш» в 10 часов утра 14 июля 1941 года по Рудне — Андреем Сапроновым.
19 июля произвела три залпа по городу Рудне, когда батальон 5-й пехотной дивизии сменял 12-ю танковую дивизию. Потери 5-й пд составили 11 человек убитыми и 60 человек ранеными. 20-22 июля действовала вдоль шоссе Москва — Минск в районе Слободы, Ерши-Невище, Ерши-Пустошь, Куприно. 5 августа батарея вышла из Смоленского котла. Последний залп в составе частей Западного фронта дала в 10:00 7 августа под Пнево, прикрывая переправу советский войск. Батарея в составе 42-го отдельного артиллерийского дивизиона принимала участие в боях под Ельней и Рославлем.
2 октября батарея Флёрова оказалась в полуокружении, отрезанная с востока танковым клином Гудериана. 7 октября Вяземский котел был закрыт у г. Вязьмы. Батарейцы прошли более 150 километров и сделали всё возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, Флеров приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать.
В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатырь (Уранского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Под шквальным огнём они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.
В 1995 году поисковыми отрядами были обнаружены и перезахоронены у деревни Богатырь останки Ивана Андреевича Флёрова и шести его товарищей. На месте обнаружения останков (в поле) установлена памятная плита.
текст: Семен Писарев