Управление ассортиментом экспортоориентированной компании

Большинство компаний сталкиваются с вопросами управления ассортиментом. Исключениями являются предприятия, производящие монопродукт или ограниченный перечень товарных позиций. Но и в их случае ситуации оптимизации ассортимента могут возникать время от времени.

Что же касается организаций, как торговых, так и производственных, работающих с большим числом продуктов, то им приходится постоянно ротировать имеющийся ассортимент. В противном случае возникают риски прямых и косвенных потерь. Частично продукция может приходить в негодность и списываться, но гораздо важнее, что в ней «замораживаются» большие объемы финансовых средств, которые можно было бы «прокрутить» по другим позициям, более востребованным рынком.

Для упорядочивания и систематизации работы с ассортиментом применяются различные аналитические инструменты. Одним из наиболее популярных, пожалуй, является АВС-анализ. Он позволяет в режиме реального времени выявлять как те товары, работа с которыми приносит компании основной доход, так и позиции (их обычно гораздо больше), наличие которых в «линейке» не только не приводит к росту финансовых показателей, но даже может уменьшать их, не говоря о упущенной выгоде. Такое аналитическое обоснование хорошо помогает проведению работ по управлению ассортиментом, позволяет сопротивляться отложению непродуктивных товарных запасов.

Отдельный вопрос – это влияние на ассортиментную политику экспортной деятельности компании. Если предприятие начинает выходить на новые географические рынки, развивать их, то это закономерно приводит к росту количества товарных позиций. Это связано с тем, что для зарубежных рынков, как правило, нужно обеспечивать свою индивидуальную упаковку, дорабатывать сам продукт под требования рынка. Поэтому давление на производство и складскую службу возрастают, снижается оборачиваемость. Хорошо, если на экспорт идет тот же продукт, и требуются только минимальные изменения. А если нужна серьезная омологация и перестройка процесса производства, закупка других позиций сырья и компонентов, то ассортимент может «раздуться» очень быстро. Тем самым для экспортоориентированной компании проблема управления ассортиментом, как правило, носит более серьезный характер, требует значительной подготовки и вложения определенного объема финансовых средств. Поэтому система управления коммерческой деятельностью такой организации, в том числе служба маркетинга, должны быть готовы к подобным вызовам.

На правах рекламы

438624438624