Литиевые смазки, их свойства и разновидности
/
Конструкция автомобиля насчитывает десятки разнообразных узлов и агрегатов, в которых металлические детали движутся, соприкасаясь между собой. Зачастую их взаимодействие происходит на высоких скоростях и под большими нагрузками, а также при существенном повышении температуры. Чтобы детали не изнашивались слишком быстро, а механизмы не теряли часть мощности из-за преодоления силы трения, в этих узлах используются разнообразные смазки. Большинство из вязких смазок сегодня изготавливается на литиевой основе.
Особенности продуктов на основе литиевых мыл
Любой смазочный материал представляет собой смесь базового масла и вещества, способствующего загущению его консистенции. К ним добавляют различные присадки для улучшения нужных свойств. Около 70% консистентных смазок, используемых в настоящее время, изготавливаются на основе литиевых соединений, поскольку эти продукты обладают прекрасными эксплуатационными характеристиками и довольно невысокой стоимостью.
Литиевая смазка была изобретена учёными советского НИИ для авиационной техники в начале 40-х годов ХХ столетия. До сих пор никому не удалось создать столь же эффективный и доступный продукт на иной основе. В перечне достоинств:
- универсальность, возможность использования практически везде, где требуется консистентный смазочный состав;
- стабильная вязкость в широком диапазоне режимов эксплуатации;
- устойчивость к влаге;
- химическая инертность, отсутствие реакции с металлами;
- термостойкость, отсутствие каплепадения при температурах до 175°С.
Однако стоит помнить, что некоторые виды литиевых смазок способствуют деформации и разрушению структуры резины и пластика, поэтому перед использованием необходимо выяснить состав и область применения продукта.
Виды литиевых смазок
В настоящее время производители предлагают различные модификации смазочных материалов с литиевым мылом, свойства которых зависят от типа базового масла.
- Минеральные – недорогие, широко востребованные, изготавливаемые на основе минерального масла, с диапазоном рабочих температур от -40°С до +120°С. Некоторые из них вызывают разбухание или растрескивание пластмасс и резины.
- Синтетические – изготовленные на основе синтетических масел, обладающие высокой термостойкостью и механической стабильностью. Они не разрушают пластик и резину, поэтому могут использоваться в парах трения металла с этими материалами.
- Силиконовые – разновидность синтетических смазок на основе силиконовых масел, обладающие превосходными эксплуатационными характеристиками, но недостаточной несущей способностью.
- Эфирные – на базе эфирных синтетических масел, способные работать в высокоскоростных узлах. Они чрезвычайно устойчивы к смыванию, долговечны, снижают уровень шума работающего агрегата.
- ПАО – на основе полиальфаолефиновых масел, наиболее популярные среди всех синтетических смазок. В числе их достоинств – устойчивость к низким температурам и окислению, минимальная коксуемость и великолепные антикоррозионные свойства.
- Комплексные – с использованием литиевых солей различных кислот, что позволяет расширить границы температурного режима до 200°С и более.
Современный выбор литиевых продуктов обеспечивает большинство потребностей автомобиля в консистентных смазочных составах.