Литиевые смазки, их свойства и разновидности

Конструкция автомобиля насчитывает десятки разнообразных узлов и агрегатов, в которых металлические детали движутся, соприкасаясь между собой. Зачастую их взаимодействие происходит на высоких скоростях и под большими нагрузками, а также при существенном повышении температуры. Чтобы детали не изнашивались слишком быстро, а механизмы не теряли часть мощности из-за преодоления силы трения, в этих узлах используются разнообразные смазки. Большинство из вязких смазок сегодня изготавливается на литиевой основе.

Особенности продуктов на основе литиевых мыл

Любой смазочный материал представляет собой смесь базового масла и вещества, способствующего загущению его консистенции. К ним добавляют различные присадки для улучшения нужных свойств. Около 70% консистентных смазок, используемых в настоящее время, изготавливаются на основе литиевых соединений, поскольку эти продукты обладают прекрасными эксплуатационными характеристиками и довольно невысокой стоимостью.

Литиевая смазка была изобретена учёными советского НИИ для авиационной техники в начале 40-х годов ХХ столетия. До сих пор никому не удалось создать столь же эффективный и доступный продукт на иной основе. В перечне достоинств:

  • универсальность, возможность использования практически везде, где требуется консистентный смазочный состав;
  • стабильная вязкость в широком диапазоне режимов эксплуатации;
  • устойчивость к влаге;
  • химическая инертность, отсутствие реакции с металлами;
  • термостойкость, отсутствие каплепадения при температурах до 175°С.

Однако стоит помнить, что некоторые виды литиевых смазок способствуют деформации и разрушению структуры резины и пластика, поэтому перед использованием необходимо выяснить состав и область применения продукта.

Виды литиевых смазок

В настоящее время производители предлагают различные модификации смазочных материалов с литиевым мылом, свойства которых зависят от типа базового масла.

  • Минеральные – недорогие, широко востребованные, изготавливаемые на основе минерального масла, с диапазоном рабочих температур от -40°С до +120°С. Некоторые из них вызывают разбухание или растрескивание пластмасс и резины.
  • Синтетические – изготовленные на основе синтетических масел, обладающие высокой термостойкостью и механической стабильностью. Они не разрушают пластик и резину, поэтому могут использоваться в парах трения металла с этими материалами.
  • Силиконовые – разновидность синтетических смазок на основе силиконовых масел, обладающие превосходными эксплуатационными характеристиками, но недостаточной несущей способностью.
  • Эфирные – на базе эфирных синтетических масел, способные работать в высокоскоростных узлах. Они чрезвычайно устойчивы к смыванию, долговечны, снижают уровень шума работающего агрегата.
  • ПАО – на основе полиальфаолефиновых масел, наиболее популярные среди всех синтетических смазок. В числе их достоинств – устойчивость к низким температурам и окислению, минимальная коксуемость и великолепные антикоррозионные свойства.
  • Комплексные – с использованием литиевых солей различных кислот, что позволяет расширить границы температурного режима до 200°С и более.

Современный выбор литиевых продуктов обеспечивает большинство потребностей автомобиля в консистентных смазочных составах.

566849566849