7 ноября. День в истории Смоленщины

68 лет назад (1948) в Смоленске открылся кинотеатр «Октябрь».

images-esosedi-ru

Строительство кинотеатра началось в 1938 г. по типовому проекту, разработанному архитектором Виктором Калмыковым (1908–1981), но через два года приостановилось в связи с прекращением финансирования. Во время немецкой оккупации в недостроенном здании 16 июля 1943 г. открылся кинотеатр «Возрождение». Возобновилось строительство кинотеатра осенью 1945 г.

Торжественное открытие «Октября» состоялось 7 ноября 1948 г., и вплоть до 1970 г. он был самым крупным кинотеатром города. В нем два зала — красный и синий, при этом нововведением явилось то, что зрители поднимаются в них не по банальной лестнице, а по наклонным пандусам.

В начале 2000-х гг. здание пришло в упадок, выполняя, кроме зрелищных, ещё и функции торгового центра.

 

 

98 лет назад (1918) состоялось торжественное открытие в Смоленске Государственного университета.

c16a7b3b0088972419e7d6bfbaf59883-800_415

СмолГУ – один из старейших университетов России. Он образован 7 ноября 1918 года декретом Совета народных комиссаров. Первоначально университет объединял в себе гуманитарное, естественно-научное и медицинское образовательные направления.

В соответствии с решением правительства о реформе высшего и среднего профессионально-технического образования приказом Наркомата просвещения РСФСР от 18 апреля 1930 года университет был реорганизован в два самостоятельных института: Смоленский государственный педагогический институт Наркомпроса РСФСР и Смоленский государственный медицинский институт Наркомздрава РСФСР. Началась 70-тилетняя история университета как крупнейшего педагогического вуза региона.

13 января 1998 года приказом Министерства общего и профессионального образования РФ «Смоленский государственный педагогический институт» был переименован в «Смоленский государственный педагогический университет».

Современный же этап истории университета начинается 19 декабря 2005 года, когда приказом Федерального агентства по образованию вуз был переименован в «Смоленский государственный университет» (СмолГУ). Решение 2005 года было не просто формальным переименованием вуза – ему был возвращен статус классического университета, концепция развития которого ныне реализуется коллективом СмолГУ.

13 апреля 2011 года была изменена организационная форма университета – он стал бюджетным учреждением, 29 октября 2015 года университет был переименован в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

К настоящему времени в составе университета работает 8 факультетов, 36 кафедр, свыше 330 преподавателей. В коллективе университета трудится 60 докторов наук, профессоров и 230 кандидатов наук, доцентов. В последние годы свыше 30 преподавателей университета стали действительными членами и членами корреспондентами отечественных и зарубежных Академий, состоят в крупных международных обществах и ассоциациях ученых.

В университете проходят обучение около 5 тысяч студентов. Обладая надежным кадровым потенциалом, университет уверенно расширяет спектр предлагаемых абитуриентам направлений подготовки (25 направлений подготовки бакалавриата и специальностей, 19 направлений подготовки магистратуры). В университете на сегодняшний день ведется подготовка по 80 образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, по 6 направлениям подготовки аспирантуры.

В разные годы в его стенах работали и учились великие российские поэты А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, Н.И. Рыленков, академик и Президент Академии педагогических наук В.М. Хвостов, академик М.Б. Храпченко и многие другие выдающиеся деятели науки и культуры России.

 

 

99 лет со дня рождения Льва Ефимовича Кербеля (1917-2003)), скульптора, Героя Социалистического Труда, народного художника СССР. Родился в д. Семеновка Сумской области. Детство и юность прошли в г. Смоленске. Кербелем создано большое количество памятников, установленных во многих городах России, в т.ч. и в Смоленске.

kerbel-lev

Лев Кербель родился 7 ноября 1917 года в небольшом селе Семёновка Черниговской губернии Российской республики.

В годы гражданской войны семья Кербелей переезжала из города в город. Одно время они жили в Новозыбкове, затем в Симбирске. После войны Кербели обосновались в Смоленске. Отец Льва Ефимовича получил работу в партийно-административном секторе, семье дали квартиру. В 1925 году Лев пошёл учиться в 5-ю Смоленскую девятилетнюю школу имени Н. К. Крупской (бывшая гимназия). Там он серьёзно увлёкся биологией и даже планировал поступать на биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

Интерес и явные способности к художественному творчеству у Льва Ефимовича открылись ещё в раннем детстве, в возрасте около 6 лет.

В школе Кербель продолжал заниматься искусством, особенно лепкой. На одном из школьных конкурсов детского творчества он получил первую премию в виде фотоаппарата «Фотокор № 1» за шуточную глиняную композицию «У самовара я и моя Маша». Первое серьёзное признание своего художественного таланта Лев Ефимович ощутил в 9-м классе (1933 год), когда барельеф с изображением В. И. Ленина его работы был высоко оценён на областном этапе олимпиады художественной самодеятельности. Этот творческий успех в дальнейшем сыграл важную роль в жизни молодого Кербеля, именно тогда он твердо решил стать профессиональным скульптором. По окончании Львом средней школы Смоленские областной отдел народного образования и областной комитет ВЛКСМ направили ходатайства в НКП РСФСР с просьбой оказать помощь юноше в получении высшего художественного образования. В итоге в ведомстве посчитали необходимым пригласить молодого человека в Москву.

Зимой 1934 года Лев Кербель приехал в Москву с целью показать свою призовую работу — барельеф В. И. Ленина — в Наркомпросе РСФСР. Там его принял сначала сам нарком просвещения А. С. Бубнов, а потом и вдова Ленина, заместитель наркома просвещения Н. К. Крупская. Она направила Льва Кербеля с рекомендацией к директору ленинградской Всероссийской Академии художеств И. И. Бродскому, который почти сразу же решил показать юношу скульптору С. Д. Меркурову.

В марте 1935 года Лев Кербель приехал по направлению Наркомпроса РСФСР в Ленинград, где его зачислили в подготовительный класс Всероссийской Академии художеств. В сентябре 1937 года он стал студентом I курса скульптурного факультета Московского института живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения (будущий МГХИ имени В. И. Сурикова). Летом молодой художник подрабатывал руководителем детских и художественных кружков в пионерских лагерях, в том числе в «Артеке». В студенческие годы Кербель исполнил скульптурный портрет А. С. Пушкина (1937, художественный музей Смоленска), для «Артека» установил памятник Пионеру. В 1941 году он принял участие в конкурсе на памятник В. В. Маяковскому и в первом туре получил первую премию. Проведению второго тура помешала Великая Отечественная война. Проект так и остался незавершённым. Однако, как потом вспоминает скульптор А. П. Кибальников, его знаменитый памятник В. В. Маяковскому на Триумфальной площади (до 1991 — площадь Маяковского) в Москве, открытый в 1958 году в честь 65-летия поэта, частично основывается на кербелевской довоенной модели монумента.

Нет такого жанра скульптуры, в котором бы Л. Е. Кербель не работал: он выполнял портреты и памятники, монументальные комплексы и станковые композиции.
С начала Великой Отечественной войны Кербель вместе с другими студентами и старшеклассниками был направлен по комсомольской мобилизации на рытьё окопов, где впервые столкнулся с прифронтовой обстановкой. Однако на фронт в 1941 году ему попасть не удалось: институт был эвакуирован в Самарканд, где Лев Кербель работал на Чирчикстрое. Только в 1942 году его ходатайства были удовлетворены, и Лев Кербель был призван на Северный флот, где служил военным художником[1]. Участвовал в походах на миноносцах «Разумный» и «Гремящий», не раз ходил в море на торпедных катерах, был вместе с десантниками, освобождавшими город Петсамо. Служба Л. Е. Кербеля проходила среди моряков-подводников и летчиков Заполярья, чьё мужество и героизм вдохновляли молодого скульптора.

В 1945 году командование советских войск в Германии вызывало Кербеля в Берлин, где в соавторстве с В. Е. Цигалем он выполнил работу над монументом в память героев штурма Берлина, который решено было установить в берлинском парке Тиргартен. Это был второй по времени создания мемориал воинам-победителям после монумента в Кёнигсберге. Тогда же Кербелем были созданы и установлены памятники советскому солдату-освободителю в городе Кюстрин и на Зееловских высотах близ Берлина. Член КПСС с 1963 года.

Л. Е. Кербель — автор более 50 памятников и мемориалов, установленных во многих отечественных городах и за рубежом. Им создано большое количество скульптур выдающихся деятелей коммунистической партии, советского государства, военачальникам, героям Советского Союза и Социалистического Труда. Совместно с вице-президентом Академии художеств М. Г. Манизером Кербель выполнял посмертную маску И. В. Сталина.

На всех этапах своего творчества Л. Е. Кербель реализовывал принципы коммунистической идеологии в искусстве.

Лев Кербель неустанно работал над образом В. И. Ленина, занимавшим ведущее место в иерархии жанров социалистического реализма. Другим важным социальным заказом стал для Кербеля образ Карла Маркса.

В 1976 году Советское правительство передало в дар республике Шри-Ланка монумент Соломона Бандаранаике работы Кербеля.

Особое место среди работ Л. Е. Кербеля занимают надгробные камни и монументы. Это памятники С. Ф. Бондарчуку (в конце 2012 года перенесено на территорию киноконцерна Мосфильм в качестве самостоятельного памятника), Э. К. Тиссэ, Е. А. Фурцевой, М. И. Бабановой, Б. А. Лавреневу, адмиралу А. Г. Головко, дважды Герою Советского Союза Д. А. Драгунскому, Д. Ф. Ойстраху и многим других известным деятелям.

Как бы ни были значительны достижения мастера, его творческие планы всегда шли дальше. Весной 1986 года Кербель завершил свою новую большую работу — монумент в честь 100-летия со дня рождения Эрнста Тельмана, ставший центром архитектурного ансамбля одного из рабочих районов Берлина. В 1998 году в Измайлове был открыт памятник Петру I.

С 1962 года профессор Л. Е. Кербель вёл мастерскую скульптуры в МГХИ имени В. И. Сурикова. Он воспитал плеяду талантливых мастеров, успешно работающих в России и за рубежом.

В 1967 году Кербель был скульптором памятника Ленину в Смоленске.

В 1990-е годы, по воспоминаниям художника Михаила Шемякина, источником заработка скульптора Льва Кербеля, который был миллионером в советское время, являлось выполнение надгробных памятников членам ОПГ.
Кербель состоял во многих общественных организациях. Он являлся членом правления Советского фонда культуры, правления Союза художников РСФСР, президиума Госгражданстроя СССР, председателем Художественно-экспертного совета Министерства культуры РСФСР, входил в состав различных советов и жюри.

Следует отметить, что он допускал копирование своих работ, выдавая их за оригиналы. Так, последняя его работа — памятник Петру I перед штабом Балтийского флота в Калининграде, установленная к 300-летию Российского флота, оказался копией памятника, установленного в Москве в 1998 году.

Скончался Лев Ефимович 14 августа 2003 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

 

130 лет со дня рождения Павла Александровича Арского (1886-1967), поэта-революционера.

pavel_arski

Павел Арский родился в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе в Полтаве (1896—1898), далее рассыльный, фабричный рабочий, каменщик.

С 1904 года моряк Черноморского флота, за революционную деятельность осуждён, бежал, жил на нелегальном положении. Сослан в поселок Дрек под Казанью. В 1915 году призван в армию, служил в Павловском полку. Участвовал в солдатских волнениях в Петрограде 3—5 июля 1917 года. Избран заместителем председателя полкового комитета.

С 1918 года сотрудник большевистской газеты «Псковский Набат», затем работал в ленинградском Пролеткульте, очеркистом в газете «Правда», вступил в большевистскую партию.

Награждён двумя орденами, медалями.

Первое стихотворение «Красное знамя» (1905) написано Арским в тюрьме. Стихотворение в четыре строки, напечатанное в газете «Правда» стало популярным: «Царь испугался, издал манифест: мёртвым свобода! Живых под арест!».

В 1917 году в «Правде» публикует стихи «Солдатская баллада», «Встреча Ленина».

В 1919 году Пролеткульт выпустил первый сборник его стихов «Песни борьбы». Написаны они в стихотворной традиционной манере, без особых изысков. Поэт воспевает торжество революции, победу рабочего класса.

Далее им изданы: драматический этюд «За Красные Советы» (1920), две книги рассказов — «Метла революции» (1922) и «Кровь рабочего», трагедия «Голгофа» (1924) ― из времён Парижской Коммуны, стихи «Серп и молот» (1925), «Даешь кооперацию» (1925), комедия «Мокрое дело» (1927), роман «Человек у конвейера» (1929), пьеса «Атаман Булак-Балахович» (1929), «Годы грозовые» (1958) и др. Писал тексты песен, сценки, скетчи, инсценировки.

Все эти произведения забыты, кроме непритязательного стихотворения «В парке Чаир», на которое композитор Константин Листов написал песню, ставшую популярной.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

 

Также в этот день:
146 лет назад (1870) в г.Вязьме было основано локомотивное депо.

 

текст: Семен Писарев

176037176037



Комментировать