СовФед и правительство России проработают создание погранично-пропускного пункта в Смоленской области

Анатолий ГАПЕЕНКО

Участие в прошедшем в Смоленске совместном выездном заседании членов верхней палаты парламента страны принял губернатор Алексей Островский

выездное совместное заседание комитетов Совета Федерации в Смоленске

Смоленск, 13 июля. Представители двух профильных комитетов Совета Федерации РФ по итогам состоявшегося в Смоленске выездного заседания решили, что совместно с правительством страны проработают вопросы обустройства погранично-пропускных пунктов в Ленинградской, Смоленской и Псковской областях.

Участие в выездном заседании трёх комитетов верхней палаты российского парламента — по международным делам; по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; по экономической политике — принял губернатор Смоленской области Алексей Островский.

Собравшиеся обсудили динамичное развитие приграничных субъектов РФ в контексте современных внешнеполитических реалий. По итогам мероприятия сенаторы также рекомендовали Федеральному агентству по туризму проработать возможность создания новых туристических маршрутов, ориентированных, в том числе на внешних потребителей, и рассмотреть возможность организации трансграничного туристического маршрута «Смоленск – Псков – Витебск – Полоцк».

Обращаясь к участникам заседания с приветственным словом, глава региона пожелал им плодотворной и эффективной работы. Алексей Островский отметил, что Смоленск, являясь по сути стратегическим логистическим центром, всегда активно содействовал развитию торгово-экономических коммуникаций страны, вне зависимости от обстоятельств.

«Смоленская область в числе первых почувствовала санкционное давление. В частности, один из таких ударов пришелся на отрасль грузоперевозок, которая в экономике региона занимает существенное место. Чётко выполняя поручения, данные Владимиром Владимировичем Путиным, региональные власти при поддержке федерального центра в лице Совета Федерации, правительства, Государственной Думы а также в тесном и конструктивном взаимодействии с деловым сообществом переориентировали бизнес, скорректировали свои планы и действия, ввели дополнительные меры поддержки. Тема сегодняшнего выездного заседания актуальна. Искренне надеюсь, что обсуждение существующих проблем пройдет в деловом ключе, будет результативным, что позволит дальше работать еще более слаженно и системно», — отметил Алексей Островский.

Участники заседания обсудили актуальные проблемы приграничных субъектов Российской Федерации в сфере социально-экономического развития, в том числе в преодолении вызванных антироссийскими санкциями негативных тенденций. Особое внимание было уделено выработке предложений федеральным органам исполнительной власти по решению проблемных вопросов.

Председатель комитета СовФеда по международным делам Григорий Карасин подчеркнул, что в последние месяцы государства «коллективного Запада» объявили нашей стране тотальную гибридную войну, которая коснулась финансовых, инвестиционных, транспортно-логистических аспектов:

«Одним из вопиющих проявлений враждебности можно назвать введенные Литвой ограничения транзитных грузоперевозок между Калининградской областью и остальной территорией России. Европейский союз еще раз показал себя недостойным доверия партнером, стороной, применяющей двойные стандарты при соблюдении международно-правовых обязательств. Те, кто вводит антироссийские санкции, хотят парализовать российскую экономику, вызвать падение уровня жизни и социальный взрыв. Но их надежды напрасны. Наша страна достойно держит удар и успешно нивелирует большинство негативных эффектов санкций. Помимо этого остается проблема транспортной связности приграничных регионов, нехватки дорог, железнодорожных линий, недостаточно высокой частоты движения пассажирских и пригородных поездов. Если мы хотим развивать туризм, то важно предоставить возможность быстро и недорого перемещаться из одного региона в другой. Сегодня антироссийские санкции создают дополнительные стимулы для развития внутреннего туризма, улучшают привлекательность поездок, например, в Белоруссию».

Он добавил, что следует подумать об интеграции приграничных регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов с национальными туристскими маршрутами «Золотое кольцо России» и «Серебряное ожерелье России» или разработать для них новые маршруты, привлекательные и для иностранных туристов. Одним из примеров мог бы стать трансграничный туристический маршрут «Смоленск – Псков – Витебск – Полоцк». В этой связи требуется помощь федерального центра, чтобы завершить уже запущенные социально значимые проекты, компенсировать те расходы российских участников, по которым не рассчиталась европейская сторона.

Многие задачи, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры, туризма, экологии, выходят за рамки одного региона и требуют кооперации усилий и содействия федерального центра, подчеркнул глава парламентского комитета.

Следом выступил заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов, который отметил, что в связи с изменением векторов международного сотрудничества можно спрогнозировать и смену приоритетных направлений инвестирования, превращение некоторых приграничных регионов в «тупиковые», а следовательно, замедление темпов экономического роста в одних и их ускорение в других приграничных зонах.

«В текущей международной ситуации и с учетом перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении РФ, российских юр- и физлиц недружественные действия, дополнительную важность приобретает российско-белорусское межрегиональное взаимодействие в рамках проектов и программ Союзного государства, в частности при решении задач импортозамещения при реализации проектов в промышленности. Отмечу при это, что в рамках согласованной промышленной политики Беларуси и России следует избегать дублирования производства однородной продукции, их конкуренции на взаимных рынках. Стержневой основой согласованной политики в ведущих отраслях должно стать формирование общих приоритетов развития, а также создание совместных акционерных обществ и иных компаний, являющихся основным звеном интеграционных проектов».

На треке повышения эффективности приграничного сотрудничества комитет видит следующие приоритетные направления, которые призваны стимулировать формирование и укрепление новых приграничных партнерств и обеспечивать реализацию проектов межрегионального сотрудничества:

  • выработка стратегии развития приграничного сотрудничества на федеральном и, соответственно,  региональном уровнях;
  • формирование комплексных федеральных подпрограмм по развитию приграничного сотрудничества по различным направлениям госпрограмм РФ, которые позволили бы синхронизировать планирование, финансирование и осуществление мониторинга реализации приграничного сотрудничества в различных сферах на федеральном и региональном уровнях;
  • выделение субъектам страны из госбюджета средств на завершение реализации наиболее значимых проектов программ приграничного сотрудничества Россия-ЕС, выплаты российским партнерам по  которым приостановлены управляющими органами программ.

На заседании выступил член комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Рапота. Он проинформировал о проведенном им накануне в рамках выездного заседания экспертном «круглом столе» по социально-экономическому развитию приграничных регионов. Мероприятие организовали совместно со Смоленской областной Думой. В нем приняли участие сенаторы, вице-спикер регпарламента Николай Мартынов, представители профильных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти регионов России, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.

«Мы всё-таки сосредотачивались не столько на пограничном сотрудничестве, поскольку кроме Беларуси у нас пограничное сотрудничество свернуто, дальнейшую работу необходимо строить с учётом этого обстоятельства. Надо искать наши внутренние резервы. Считаю, что нужно обращать больше внимания на вопросы управления. Проблемы иногда в деньгах, а иногда – в головах. Важный критерий – демографическая ситуация: убегает народ из региона в другие районы или нет», — уверен Григорий Рапота.

С докладом на тему «Динамичное развитие приграничных субъектов РФ в контексте современных внешнеполитических реалий» выступил заместитель председателя комитета СовФеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.

По сведениям Росстата, в стране 327 приграничных муниципальных районов, муниципальных и городских округов, пояснил он:

«Очевидно, что социально-экономическое развитие этих территорий, уровень жизни населения в значительной степени зависят от развития торгово-экономических и иных связей с приграничными регионами сопредельных государств. Предлагаю подумать о целесообразности принятия программ развития приграничного сотрудничества на уровне как Союзного государства, так и правительств наших стран. В России это может быть соответствующая государственная программа. Успешный пример такого рода у нас есть – программа межрегионального и приграничного сотрудничества на 2021–2023 годы, заключенная между правительствами России и Казахстана. В 2021 году сотрудничество между регионами России и Беларуси, несмотря на постковидные затруднения, развивалось динамично во всех сферах, о чем свидетельствует рост товарооборота».

Для формирования в нашей стране инновационной экономики, магистральным направлением должно стать сотрудничество в высокотехнологичных отраслях, цифровом секторе, считает политик:

«Предлагаю при разработке международных программ приграничного сотрудничества уделять особое внимание совместной работе в научно-технической сфере, а также предусматривать мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры приграничных территорий. Актуальным является проведение обучающих мероприятий для профильных сотрудников органов местного самоуправления по вопросам осуществления приграничного сотрудничества, в частности, заключения двусторонних соглашений. Предлагаю профильным министерствам и регионам рассмотреть возможность оказания муниципалитетам поддержки в проведении таких мероприятий».

Также на заседании рассмотрели возможные меры по активизации привлечения инвестиций в приграничные регионы страны для реализации крупных проектов в промышленной, транспортной, энергетической, финансово-экономической и других сферах, в том числе в рамках механизмов международных программ приграничного сотрудничества.

Отдельным вопросом повестки дня стала выработка мер по повышению «привлекательности» для сопредельных государств приграничных регионов России — как объектов экономического взаимодействия. Сенаторы трёх комитетов озвучили первоочередные задачи в этой сфере на федеральном и региональном уровнях власти.

текст: Анатолий Гапеенко

фото: пресс-служба администрации Смоленской области

448696448696