Клавдия Знаменская пролила свет на «бурное прошлое» Жучкова в «Автоколонне 1308»

«Когда Качановский узнал, что Жучков работает у нас, пришла такая телефонограмма: «Уволить немедленно!» И вы знаете, послали ответ, что Жучков якобы уволен. И вдруг — снимают Качановского. И Жучков остается»

Клавдия Знаменская

Похоже, количество историй различной степени скандальности, которые не лучшим образом отражаются на реноме депутата Смоленской облдумы Леонида Жучкова, имеет стойкую тенденцию к росту.

К настоящему моменту уже известно о связях коммуниста Жучкова с эсером Лебедевым и загадочным «комитетом по противодействию коррупции», предана публичной огласке оказия о том, как Жучков брал в долг 10 тысяч долларов у депутата Виктора Разуваева (и, по утверждению последнего, так и не вернул).

Помимо этого, в социальных сетях «гуляет» любопытная информация о заработке человека, якобы являвшемся тестем Жучкова, на старом тракторе, сданном в аренду «Автоколонне 1308».

Следует отметить, что в 2009–2010 годах Леонид Жучков действительно имел самое непосредственное отношение к смоленской автоколонне — он был заместителем ее директора Владимира Иванова. Причем, по словам Клавдии Знаменской, работавшей тогда главным бухгалтером «Автоколонны 1308», «у Жучкова были такие права, что я не понимала, кто директор: Иванов или Жучков».

В распоряжении редакции журнала оказалась копия акта ревизии финансово–хозяйственной деятельности МУП «Автоколонна 1308» за 2009–2010 годы. Того самого периода Иванова–Жучкова. Ревизия проводилась уже после их увольнения и выявила целый перечень недостатков и нарушений.

Среди прочего: рост кредиторской задолженности и долгов по зарплате и налогам, банкротство подсобного хозяйства, проведение крупных сделок без согласования с мэрией Смоленска (собственником автоколонны), оплата запчастей наличными средствами.

Ухудшение финансовой–экономического положения автоколонны, равно как и сложившаяся в то время нездоровая обстановка в коллективе, по свидетельству Знаменской, были связаны именно с персоной Леонида Жучкова, с которым у нее вышла «настоящая война».

Вообще, Клавдия Знаменская не дает интервью, однако специально для журнала «О чем говорит Смоленск» она согласилась подробно рассказать о реалиях тех дней.

 

— Клавдия Николаевна, как Иванов появился на посту директора «Автоколонны 1308»? В 2009 году мэром Смоленска у нас был Качановский. То есть Иванов пришел при Качановском.

— Да. Вообще директора в автоколонне менялись довольно часто, практически каждые два года. Директора были все сложные… Каждый раз после смены директора я ходила в УБЭП, в прокуратуру… Чуть что — Клавдия Николаевна. Я в автоколонне была и бухгалтер, и юрист, и по судам ходила.

Иванову поставили условие: вывести предприятие из долгов. Он пришел, мы с ним поговорили. И он взялся за работу, и вроде бы получалось. Но все закончилось буквально три месяца спустя, с приходом Жучкова на должность его заместителя.

 

— А как появился Жучков в замах у Иванова?

— Иванов его пригласил.

 

— В какой финансово–экономической ситуации находилось предприятие перед приходом Иванова и Жучкова?

— Я пришла работать бухгалтером в «Автоколонну 1308» в 2004 году, вместе с директором Котовым. Тогда мэром Смоленска был Халецкий, после очередной проверки был уволен предыдущий директор Шаповалов и его главный бухгалтер. И меня попросили восстановить все, что там было неверно. И даже поменять отдел бухгалтерии.

Автоматизации учета там не было практически никакого, бухгалтерия велась просто отвратительно (все это отражено в акте). Совместными усилиями с мэрией привели документацию в более–менее удобоваримое состояние. Там был практически ручной бухучет, кроме самодельной программы обработки путевых листов. Программа, кстати, хоть и самодельная, но очень хорошая, ею в автоколонне пользуются до сих пор.

Были там и специалисты, люди «на своем месте». К примеру, начальник ПТО Николаенков — умнейший человек, без него я, наверное, вообще бы не справилась. Расчет водителей, списание ГСМ, оформление, списание остатков в баках… Он наладил работу в своем отделе. Мы завели на каждый автобус такое личное дело. Представляете: двести автобусов и двести дел.

Потом я пригласила программиста из трамвайного парка, он поставил простенькую «1С», чтобы подготовить годовой отчет. Все журналы–ордера мы перевели на компьютер. Поставила на контроль полный учет выручки. Составила учетную политику предприятия — основной документ автоколонны…

Каждый из директоров, с которыми мне пришлось работать, надо отдать им должное, всегда говорил: во всем, что касается документооборота, все должны подчиняться главному бухгалтеру.

Таким образом, к приходу Иванова и Жучкова мы худо–бедно все эти процессы наладили.

 

— Что поменялось с приходом Жучкова?

— Когда пригласили Жучкова замом, он пришел и начал менять всю структуру предприятия, хотя учетная политика автоколонны на 2009 год была составлена и утверждена еще в конце 2008–го. Зачем ее было менять? На мои устные вопросы никаких ответов не было…

Когда Качановский узнал, что Жучков работает у нас, пришла такая телефонограмма: «Уволить немедленно!» И вы знаете, послали ответ, что Жучков якобы уволен. И вдруг — снимают Качановского. И Жучков остается.

Вот после этого началось… Я говорю — это так делать нельзя, он говорит — можно. Кого—то переподчинил себе, вызывает подчиненных отдельно к себе. Я, естественно, понимала тех, кто ниже должностью — не у всех такой характер, как у меня. Люди хотят работать, им трудно, они боятся потерять место. Потом эти люди прибегали ко мне: «Меня Жучков вызывал… Я боюсь».

Я говорила Иванову: «Владимир Александрович, вы так хорошо начали, вы погасили столько долгов. Но вы зачем его [Жучкова — авт.] слушаете?» Он со мной соглашался, но как только я выходила из кабинета и туда заходил Жучков — все продолжалось по–прежнему.

 

— А какие отношения были у Иванова с Жучковым? Они ранее были знакомы?

— Я не знаю, я не люблю сплетен. Но чем–то Иванов был обязан Жучкову. Об этом говорили все. Чем конкретно, не могу сказать. Но очень много людей знают об этом.
Жучков все время готовил мне какие–то выговоры, а Иванов их… откладывал, не подписывал. Он понимал, что если поставит еще и главбуха такого же, как Жучков, то и сам «загремит» неизвестно куда.

Дальше — больше. Аппетит приходит во время еды. Я говорила Жучкову: «Вы не имеете права подписывать списание бензина, это подписывает только лишь директор и начальник производственного отдела». Но Жучков взял это на себя. Я говорила ему: «Покажите вашу должностную инструкцию». Он какую–то сам себе написал.

Мы должны были разговаривать только на уровне компетенций. Но в ответ я слышала одно словоблудие, ни о чем. Ни в чем не компетентен, но везде свое последнее слово. Какие–то письма стал писать в обладминистрацию…

 

— Жучков хотел от вас избавиться?

— Он не хотел избавиться. Он хотел совершать какие–то вещи и чтобы я не лезла. А я видела, что эти вещи совершаются и подвергала сомнениям их законность. Я ему говорила: «Леонид Карпович, вы — бывший прокурор, и должно быть главенство закона. И вы определили себе степень того, в чем вы компетентны. Если этот замдиректора по перевозкам — он должен заниматься перевозками. И ничем иным».

Жучков же себе подчинил плановый отдел, юристов, кадры… Хотел подчинить меня, но я подчинялась напрямую директору и назначалась на должность главного бухгалтера «Автоколонны 1308» по согласованию с собственником — мэрией Смоленска. А в мэрию ему было идти неохота — его присутствие там было нежелательно.

 

— То есть Жучков фактически взял на себя руководство многими финансовыми потоками?

— Да. Но я терпела до определенного момента, я старалась поговорить компетентно. Иногда срывалась на голос, иногда даже плакала от безысходности. Он вызывал моих подчиненных и давал им задания. В общем, у Жучкова были такие права, что я не понимала, кто директор: Иванов или Жучков.

На наших совместных встречах с директором я ему говорила: «Леонид Карпович, во–первых, вы ведете себя недостойно. Здесь — директор, а вы только его зам. И я буду слушаться только распоряжения Владимира Александровича [Иванова — авт.]. И мы с ним все можем решить в приватной беседе. Ваше присутствие совершенно необязательно. Какие у вас должностные обязанности? В учетной политике все требования главбуха по оформлению документов обязательны для всех, и для вас — в том числе».

И что вы думаете? Начались какие–то тайны мадридского двора. Недостатков было столько… Приходят запчасти, приходит начальник отдела снабжения. У него договор на поставку запчастей, они стоят столько–то. Зашли в кабинет Жучкова — и запчасти подорожали на пятнадцать процентов.

Я знаю одну фирму из Брянска, которая возила эти запчасти на миллионы рублей. Я спрашивала: зачем они нам в таком количестве?.. Тогда поменяли начальника ремзоны и поставили такого человека по фамилии Причина, брат которого поставлял эти запчасти из Брянска. Там был адрес: Московский проспект, дом №40. А поскольку я ездила в Брянск, однажды решила посмотреть склады запчастей по этому адресу. Но никаких складов я не нашла — только забегаловку, где печатались накладные бумаги.

 

— В акте ревизии финансово–хозяйственной деятельности «Автоколонны 1308» за 2009–2010 годы среди выявленных недостатков, помимо прочего, значится проведение крупных сделок без согласования с мэрией Смоленска. Почти на 40 миллионов рублей.

— Все это, в частности, отражено и в моих служебных записках. Их написаны тома. Как все это делается? Вы же сами прекрасно понимаете. Вот надо, например, чтобы все покупали у такой–то фирмы. Они ищут в Смоленске две подобные фирмы, которые дают бОльшую цену. И в итоге выигрывает нужная фирма…

Я как главный бухгалтер никогда ничего не платила, пока на счете директор автоколонны не напишет: «Бух. К оплате». Я поставила себе так, что даже если директор позвонит мне по телефону и скажет оплатить (если, к примеру, какой–то платеж «горит»), то я все равно ждала подписи на счете: «Бух. К оплате». Тогда вся ответственность ложилась на плечи директора…

А потом случилось так, что было вызвано областное КРУ [контрольно–ревизионное управление, орган исполнительной власти Смоленской области, под разными названиями находится в структуре обладминистрацииавт.]. Областное КРУ представляла его начальник Иванова и с ней вся свита. Боже, как они меня унижали, закрывали мне рот, не дали даже объяснить. В итоге я была вынуждена сама на себя призвать налоговую инспекцию, чтобы защититься от КРУ, чтобы доказать, что мой бухучет соответствует гостребованиям. В итоге я взяла и подала в суд.

 

— На кого?

— На областное КРУ. Вот такой я главный бухгалтер. И я выиграла этот суд, дойдя до Верховного суда РФ… И потом сняли эту Иванову с должности.

 

— Губернатором тогда был Антуфьев?

— Да.

 

— Жучков стал замом директора в июле 2009 года. И в июле же 2009 года был заключен договор аренды трактора с некто Тумановым. В социальных сетях смоляне утверждают, что Туманов якобы являлся тестем Жучкова. На момент заключения договора аренды этому трактору было минимум восемь лет (Туманов купил его в 2001 году, причем неизвестно, в каком состоянии трактор был уже тогда). И этому Туманову автоколонна каждый месяц платила по 24 тысячи рублей. То есть всего — около 400 тысяч рублей. При этом говорят, что сам трактор был ни на что не годен и просто стоял себе у забора. Вы помните этот случай?

— Конечно. Первым делом я спросила, откуда взялась сумма в 24 тысячи рублей аренды? Трактор доставили на эвакуаторе. Сама он даже не ехал, нигде не был зарегистрирован. Для чего нам была нужна его аренда?

СтоИт… Стали списывать на него бензин. Я ругалась, говорила, что нельзя, трактор ведь с места не трогается. Потом запчасти к нему покупали. Я писала служебные записки директору, предупреждая его об ответственности.

Потом я отказалась платить арендную плату за этот трактор, сказала: вы мне напишите — «Бух. К оплате». А когда уходила в отпуск или на больничный, то доверяла свою печать своему заму. И что вы думаете? Они вызывали ее, пока меня не было, и грозили увольнением, и она шла и платила эту аренду.

 

— Далее Туманов подал в суд на «Автоколонну 1308» за то, что вы перестали платить. И получил с вас еще более 200 тысяч рублей.

— Да. Когда был уволен Иванов и пришел новый директор, он сразу сказал юристу срочно прекратить этот договор. А нужно было признать его ничтожным. Но юрист подал ходатайство о прекращении. И пока суть да дело, пока состоялся суд, прошло время, и вот за этот период автоколонну обязали выплатить Туманову его аренду.

 

— А что это за история с банкротством подсобного хозяйства при «Автоколонне 1308»? В акте отражено, что убытки по нему за 2009–2010 годы составили 7,5 миллиона рублей, после чего хозяйство было передано другому МУПу, а «оставшееся поголовье по документам не передавалось и его дальнейшая судьба неизвестна».

— Подсобное хозяйство было в Монастырщине. Оттуда же, кстати, родом и сам Жучков. Хозяйство существовало со времен Советского Союза и поставляло мясо в столовую при автоколонне, где работники покупали его по себестоимости. И все были довольны. Заведующий этим хозяйством — Морозов Валерий Евстафьевич (после банкротства он работал в управлении сельского хозяйства Монастырщинского района) — умнейший человек. Он там все наладил, в хозяйстве была почти идеальная чистота, даже дорожки были посыпаны красным битым кирпичом, представляете!

Да, это хозяйство приносило убытки, но, повторюсь, мясо продавалось сотрудникам автоколонны и по себестоимости, то есть как своего рода часть соцзащиты для персонала. Но надо было понимать, что убытки составляли миллион, а в активе баланса ликвидного поголовья было на два миллиона. Но Жучков хотел снять Морозова и поставить своего брата… Писали в свою защиту свинарки, ходили на прием в фонд занятости к Алексею Мурыгину… В итоге передали наше подсобное хозяйство в МУП «Кощино» и развалили.

 

— Скажите, а в коллективе многие знали о вашем конфликте с Жучковым?

— Все знали. Если моих кассиров вызывал Жучков и говорил им не подчиняться Клавдии Николаевне — какой, скажите, авторитет мог быть в моей бухгалтерии? И так — в каждом отделе: рядовые сотрудники вызывались, и им говорилось то, что совершенно не должен знать рядовой человек.

Когда уже кассиры начали вызываться к Жучкову на ковер, я была вынуждена пойти в мэрию Смоленска. Ходила к двум заместителям главы Смоленска: Бочкареву и Долгому. Они нас выслушали, и после этого Иванова сняли с должности директора «Автоколонны 1308». Жучков остался замдиректора, а потом пришел новый директор, Жучков просился остаться, но его не оставили…

 

текст: Евгений Ванифатов

1 комментарий

  1. Не могу оценить работу т.Жучкова, т.к. в тот момент не работал на предприятии. Но могу прокомментировать слова Клавдии Николаевны: «Автоматизации учета там не было практически никакого, бухгалтерия велась просто отвратительно (все это отражено в акте). Совместными усилиями с мэрией привели документацию в более–менее удобоваримое состояние. Там был практически ручной бухучет, кроме самодельной программы обработки путевых листов. »
    Начал работать в автоколонне в 2000 году программистом в отделе АСУП. При ближайшем рассмотрении «самодельная программа обработки путевых листов» оказывается целым комплексом программ, состоящим из десятка автоматизированных рабочих мест и позволяющим управлять всем предприятием. Учет автотранспорта, его работы и ремонта. Планирование маршрутов движения и выпуска подвижного состава. Расчет заработной платы всех категорий работников и формирование сведений в Налоговую инспекцию и Пенсионный фонд. Не говоря уже о формировании разного рода отчетов и справок.
    «Потом я пригласила программиста из трамвайного парка, он поставил простенькую «1С», чтобы подготовить годовой отчет. Все журналы–ордера мы перевели на компьютер. » Программа 1С была и работала. Заслуга программиста из трамвайного парка состоит в том, что он принес с собой свои самодельные доработки и приспособил их в плане работы на данном предприятии.
    Так что выражение «Автоматизации учета там не было практически никакого» считаю унижением для большого коллектива программистов, создававших этот комплекс на протяжении нескольких лет. А то, что он используется до сих пор — так за это время был доведен почти до совершенства. То что позволяет делать этот комплекс, не может позволить сделать разрекламированная программа 1С «Управление автотраспортом» .

Комментировать или оценить комментарии

 

Новости по теме