Чиновникам запретят держать счета за границей
Президентский пакет законопроектов по иностранным активам чиновников за границей будут принимать в ускоренном режиме, сообщает Российская газета.
На следующей неделе, 22 февраля, Госдума собирается рассмотреть его в первом чтении. А окончательно утвердить до конца марта. Об этом сообщила председатель Комитета нижней палаты парламента по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
Как уже писала «Российская газета», законопроект, который во вторник в Госдуму внес президент Владимир Путин, запрещает госслужащим и их близким родственникам хранить деньги в зарубежных банках и покупать акции иностранных эмитентов. Чиновникам, которые уже успели обзавестись активами за границей, дается три месяца на то, чтобы перевести их в Россию. В противном случае с государственной службой придется расстаться. Исключение сделано лишь для сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств российских федеральных ведомств за пределами страны.
Ирина Яровая, комментируя законопроект, отметила, что в нем есть целый ряд новелл, которые усиливают формы контроля. Речь, в частности, идет о проверках счетов и недвижимости чиновников, депутатов и сенаторов, которые может инициировать Центробанк и кредитные организации. «Таким образом, выстраивается система мер по обеспечению не только особого контроля за должностными лицами, реализующими государственную национальную политику в разных сферах, но и устанавливаются вполне конкретные и серьезные формы ответственности», — отметила депутат.
Эксперты, опрошенные «РГ», введение запрета на владение активами за границей тоже оценивают позитивно. «В целом инициатива вполне разумная, поскольку речь идет не только о борьбе с коррупцией, но и об укреплении финансовой и государственной безопасности страны», — говорит Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный». По его словам, в международной практике подобные запреты существуют как в демократических, так и в авторитарных государствах, находящихся «в режиме идеологического или экономического противостояния». «Хотя в большинстве развитых стран «финансовая прозрачность» чиновников достигается все-таки не с помощью прямых запретов на владение активами за границей, а благодаря жесткому декларированию, которое достаточно строго соблюдается, — замечает эксперт.
После принятия закона многие чиновники демонстративно вернут часть средств в Россию, чтобы показать свое уважение главе государства и подтвердить свое согласие с выбранным курсом, полагает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Однако найдутся и те, кто будет продолжать пользоваться «запасными аэродромами». Благо, лазеек, с помощью которых запрет можно будет обойти, остается предостаточно.
Поймать настоящего владельца активов за границей можно только при стечении целого ряда обстоятельств, говорят эксперты
Самый простой и недорогой способ — учреждение или покупка уже готовой иностранной компании в низконалоговых или безналоговых юрисдикциях. Таких, к примеру, как Белиз, Сейшелы, Ирландия, Нидерланды, Люксембург, Австрия. Подходят для этого даже некоторые штаты США: Делавэр, Вайоминг или Невада. «Еще недавно в этом списке могла бы быть Швейцария, но с недавних пор эта страна испытывает слишком большой прессинг со стороны Евросоюза и США, поэтому для «укрывания» активов сейчас не годится», — рассуждает Александр Захаров. Он добавляет, что прибыли купленные или учрежденные компании приносить не будут, но как инструмент держания активов себя вполне оправдают.
Другой способ уберечь активы за границей от зоркого ока проверяющих связан с созданием специальных фондов в популярных сейчас Панаме, Лихтенштейне, на Кайманах, Британских Виргинских островах. «В понимании налогового и противоотмывочного законодательства у таких фондов вообще нет бенефициаров. Поэтому они очень востребованы», — замечает эксперт. Еще одним вариантом, по его словам, может быть учреждение трастов, как правило, международных или офшорных. Именно они в большинстве стран освобождены от налогообложения.
Все подобные структуры позволяют надежно отделить бенефициаров — настоящих владельцев активов — от кредиторов и других лиц, заинтересованных в раскрытии информации о реальном собственнике. «Кроме того, такие инструменты достаточно мобильны, и поймать настоящих владельцев активов возможно только при стечении целого ряда обстоятельств», — констатирует Захаров.
Чтобы закон работал, России нужно заключить международные соглашения с целым рядом стран, чтобы иметь возможность получать информацию о бенефициарах в тех случаях, когда это реально, полагают эксперты. Хотя и здесь есть свои нюансы. «С 1 января 2013 года вступили в силу соглашения России с Кипром и Швейцарией, — напоминает Александр Захаров. — Но эффективный обмен информацией зависит от количества «свободных рук». Между тем в налоговой службе Кипра сильные сокращения. Что касается Швейцарии, то из этой страны многие уже вывели средства в Азию, а также перестроили схемы работы своих международных групп».
Текст: Юлия Кривошапко
Российская газета