Новые цены на автозапчасти вынуждают ездить аккуратнее
Как ситуация на рынке запчастей изменила привычки автомобилистов
C 19 марта 2023 года начали действовать новые справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ. Почему это важно знать автомобилистам? Именно в соответствии с этими справочниками рассчитываются выплаты по ОСАГО.
Цены в новых справочниках относительно цен справочника запчастей от 19 декабря прошлого года снизились на 6,4%. Такие данные приводит президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. Он признает, что ситуация с запчастями сейчас действительно, лучше, чем летом 2022 года, так как многие поставщики смогли наладить новые логистические каналы и расширить свой ассортимент.
Однако автомобилистам рано расслабляться. Евгений Уфимцев также отмечает, что «по сравнению с ценами марта прошлого года средняя стоимость запчастей сейчас всё равно выше на 19,5%. Так, например, средняя стоимость двери багажника автомобиля Nissan выросла с марта 2022 года на 80%, фары для Hyundai – на 47%, передней проводки шасси Mitsubishi – на 67%, фары и двери для автомобилей Kia – на 36-40%». Наибольшие сложности наблюдаются по тем позициям, по которым, как правило, нет аналогов. Это, в первую очередь, детали кузова автомобиля, двери, оптика (фары), сложная электроника.
Такая ситуация на рынке запчастей изменила и привычки автомобилистов. Раньше автовладельцы охотно соглашались на компенсацию деньгами, надеясь где-то сделать ремонт дешевле, чем в СТО, куда отправляют страховщики, и потратить сэкономленные таким образом средства страховой компенсации на свои нужды. Теперь многие боятся остаться один на один с необходимостью самостоятельного поиска нужных запчастей, которых может не оказаться на ближайших складах, а то и вообще в регионе или даже стране.
Ранее президент РСА сообщал, что страховой рынок успешно применяет практику натурального возмещения, особенно по каско. Однако, по его словам, данная форма компенсации ущерба по ОСАГО, хоть и предпочтительна среди страховщиков и автовладельцев, в текущих реалиях сопряжена с рядом проблем. Проблема с натуральным возмещением по ОСАГО, как правило, делится на две части.
«Первая часть – это, конечно, ограниченный законом срок ремонта, – подчеркивает Уфимцев. – Сейчас страховые компании обязаны в течение 30 дней полностью отремонтировать автомобиль. При этом не учитываются особенности текущей ситуации на авторынке, когда один только поиск деталей и их доставка в СТО могут превышать эти самые 30 дней, в результате чего страховые компании вынуждены платить пени и неустойки. Таким образом, одной из главных проблем сейчас являются жесткие сроки ремонта по ОСАГО, которых в том же каско, например, попросту нет по закону».
Ко второй части проблемы Уфимцев относит то, что большинство машин на российских дорогах находятся в длительной эксплуатации (средний возраст автомобилей в России – 12 лет, по данным «Автостата»), и найти на них новые запасные части практически невозможно.
Хорошая новость в том, что, по словам президента РСА, «страховщики считают одной из приоритетных задач для страхового рынка качественное и своевременное выполнение обязательств по натуральной форме возмещения в ОСАГО».
Пока страховщики работают над тем, чтобы автовладельцы при наступлении страхового случая не ломали голову, куда идти и где отремонтировать машину, а получали своё авто в рабочем состоянии, самим автовладельцам остается быть внимательнее и аккуратнее на дорогах. Статистика РСА подтверждает это стремление: по итогам четвертого квартала прошедшего года частота страховых случаев по ОСАГО несколько снизилась и составила 4,8%. Хотя по итогам года она, в целом, составила 5,1%, что примерно соответствует статистике 2021 года.
текст: Николай Жданов