Езда в пьяном виде может стоить автомобиля
Штрафы за нарушения Правил дорожного движения вырастут в разы. А возвращение промилле остается под вопросом, сообщает «Российская газета».
Такое решение было принято на совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева. А как раз накануне этого совещания произошло очередное громкое ДТП в городе Воткинске Удмуртии. 33-летний водитель «ВАЗ-21093», находясь в состоянии алкогольного опьянения, насмерть сбил 10-летнюю девочку, переходившую дорогу. Он неоднократно задерживался за управление в нетрезвом виде и отказ от прохождения медицинского освидетельствования, а также 34 раза за управление авто, будучи лишенным прав. За все эти нарушения он отсидел 87 суток административного ареста, а прав его лишили в общей сложности на 35 лет и 10 месяцев. Однако это не останавливало водителя.
Каким образом можно бороться с такими лихачами? Сейчас наиболее готовым к работе можно считать законопроект, подготовленный Комитетом Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству.
О нем докладывал первый зампред комитета Вячеслав Лысаков. Предложено увеличить минимальный штраф за нарушение ПДД со 100 до 500 рублей, а максимальный с 5 тысяч до 50.
Впервые предлагается ввести градацию наказания в зависимости от степени опьянения. Так, водитель с содержанием алкоголя в крови до 0,2 промилле будет признаваться трезвым — такой результат может быть погрешностью прибора, если исследуемый употреблял некоторые продукты брожения или лекарства.
768 пьяных ДТП с участием лишенных прав водителей произошло в прошлом году. Это в 1,5 раза больше чем в 2010-м.
Если в крови водителя обнаружат от 0,2 до 0,5 промилле, то ему будет грозить от полутора до двух лет лишения прав и штраф в 20 тысяч рублей; от 0,5 до 0,8 промилле — три года лишения прав и 30 тысяч рублей штрафа; от 0,8 промилле и выше — пять лет лишения прав и 50 тысяч рублей.
Однако к возвращению промилле Дмитрий Медведев отнесся скептически, но тем не менее добавил: «Если мне докажут, что это необходимо, я соглашусь», — отметил он на заседании.
В 2006 году начала работать федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения». Поначалу в год число аварий стабильно сокращалось примерно на 7 процентов, но в последнее время стало все больше ДТП со смертельным исходом и гибелью пешеходов. «И причиной этого оказываются зачастую не условия дорожного движения, организация дорожного движения, не претензии в адрес, допустим, наших дорожных служб или органов ГИБДД, а пьянство, — заявил глава правительства. — И здесь уже невозможно просто пальцем показать в сторону государства и сказать, что во всем виноваты те или иные государственные структуры. Это человеческая проблема«.
Так, в 1,5 раза увеличилось количество ДТП с участием тех, кого раньше уже лишали водительских прав. За текущий год на треть выросло количество автомобилистов, отказывающихся после происшествия от медицинского освидетельствования. В Испании за это штрафуют на 2 тысячи евро, в Италии — до 10 тысяч.
Дмитрий Медведев предложил обсудить инициативы, которых предостаточно. «Давайте подумаем о такой конструкции, при которой опьянение все-таки будет реальным условием, отягчающим ответственность как административную, так и уголовную. То есть сам факт опьянения автоматически должен создавать весьма неблагоприятные последствия для нарушителя«, — заявил премьер-министр.
— Подчеркиваю, прежде всего вижу смысл совещания, конечно, в том, чтобы сформулировать сбалансированные предложения по изменению законодательства — не экстремистские, но жесткие, — уточнил глава кабинета министров.
Предложения экспертов такими и оказались. Говорили о том, что нужно значительно увеличить административный штраф за сам факт вождения автомобиля в нетрезвом состоянии. «Этот штраф должен, по предложению экспертов, быть настолько значительным, чтобы составлять среднюю стоимость автомобиля на данном рынке», — заявил после совещания первый вице-премьер Игорь Шувалов. Размышляли над тем фактом, что в разных регионах эта средняя цена авто отличается, но так и не решили: сделать наказание одинаковым для всех или оставить регионам право самостоятельно устанавливать размер штрафа. Помимо этого за однократное вождение в нетрезвом виде предлагается лишать прав на определенный срок. Он, отметил Шувалов, может варьироваться — на совещании речь шла о трех годах.
Повторное нарушение правительство готово подвести под Уголовный кодекс, да еще дополнить наказание высокими штрафами и лишением прав. Даже звучали идеи забирать права пожизненно, но единодушного одобрения инициатива пока не снискала.
«То, что я вам сейчас говорю, — это предложение», — уточнил первый вице-премьер. Глава правительства дал три недели, чтобы оформить их окончательно.
Зашел разговор о иных наказаниях за ряд других нарушений. Озвучивались соображения о необходимости введения повышенных штрафов за превышение скорости свыше 120 км/ч, за проезд на красный свет, за неследование правилам при проезде нерегулируемого перехода. За чрезмерно быструю езду, например, рассказал Шувалов, предлагалось ввести штраф свыше 50 тысяч рублей.
— Конкретные параметры, шкала и другие обстоятельства нам нужно будет дополнительно изучить, — заявил первый вице-премьер. — Мы обязательно это будем обсуждать с экспертным сообществом, смотреть на зарубежный опыт таких стран, где развито автомобильное движение.
Новые штрафы могут быть приняты Госдумой в течение осенней сессии, в крайнем случае — в первом квартале следующего года.
Российская газета
Авторы: Владимир Баршев , Владимир Кузьмин
Фото: pravo.ru