Дорожные указатели и разметка превращаются в ловушки для водителей
Речь идет о том, что дорожные знаки и разметка часто предъявляют человеку за рулем противоречащие друг другу требования. С наступлением зимнего сезона такие ловушки могут оказаться на пути каждого водителя, сообщает «Российская газета».
Снежный наст, ледяная каша, грязь скрывают зимой разметку напрочь. На некоторых дорогах — на время, а на других — и до весны. И как только это происходит, то в разы увеличивается количество лишенных прав за то, что они, совершенно того не желая, нарушили правила и пересекли сплошную, которая стала невидимой.
Однако так называемых «ловушек» на наших улицах хватает и без снегопадов. Они уже вошли в число самых обсуждаемых тем на сайтах федерации автовладельцев России и экспертного центра «пробок.нет».
Только с их помощью в Москве были устранены ловушки в районе Павелецкого вокзала, где водитель, не понимая, куда ему двигаться, волей-неволей случайно выезжал на участок дороги с односторонним движением, как вы понимаете, в противоположном направлении. Другая московская ловушка — постоянная смена направлений движения на улицах Лобненская и Вагоноремонтная, от чего водители часто становятся тут без вины виноватыми. Список таких ловушек может дописать любой водитель в любом другом крупном городе.
Часто на такие ловушки по непонятным причинам вообще не обращают внимания. В одну из них попал наш читатель Александр Чухаев. Он ехал по улице Горбунова в сторону МКАД. Проехал пешеходный переход, оборудованный лежачим полицейским, увидел знак «отмена всех ограничений», но перед ним затормозил на остановке автобус. Так как разметка разрешала, он начал обгон этого автобуса. И завершил его тоже через прерывистую линию. Он даже не подозревал, что под днищем «Икаруса» с гармошкой скрывалась сплошная линия разметки. Однако об этом прекрасно знали стоящие на посту сотрудники ГИБДД, которые и остановили водителя. Они не стали разбираться в подробностях дела, составили схему, задержали права и отправили все это в суд. Судья встал на сторону гаишников и водителя наказал за выезд через сплошную.
При этом ни судья, ни автоинспекторы не вспомнили важный постулат правил — знаки дорожного движения имеют приоритет над разметкой. А знак «Отмена всех ограничений» стоял аккурат перед скрытой под автобусом сплошной линией. Не вспомнили они и о другом, четко прописанном в правилах требовании: «остановка запрещена в местах, где расстояние между сплошной линией, разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 метров». Исключений для общественного транспорта не предусмотрено. То есть либо там, где поймали водителя, не должно быть автобусной остановки, либо не должно быть сплошной линии разметки. В противном случае правила нарушает именно автобус.
Что делает ГАИ, чтобы устранить такие ловушки на дорогах? Еще два года назад тогда еще начальник Департамента ОБДД МВД РФ, а ныне заместитель министра внутренних дел Виктор Кирьянов дал указание навести порядок: либо построить заездные карманы для общественного транспорта, либо нанести соответствующую разметку, то есть прерывистую. Однако это указание было выполнено не всеми и не везде. Кроме того, такое указание действует всего год. Уже в 2011-м про него забыли.
В регламенте по работе дорожно-патрульной службы четко прописано, что инспектор, заступая на службу, должен проверить на вверенном ему участке наличие знаков, разметки, их соответствия правилам. В случае если что не так — рапортовать руководству, докладывать дежурному. Однако не всегда инспекторы ДПС это выполняют. Проверка соответствующих дорожных условий — прямая забота госинспекторов дорожного надзора. А их в ГИБДД не так уж и много. Охватить все улицы и закоулки они просто физически не могут.
Но тогда спрашивается, почему судьи, видя прямое несоответствие в организации дорожного движения правилам, продолжают лишать водителей прав? Почему инспекторы задерживают права в таких ситуациях, вместо того, чтобы выполнять свои непосредственные функции и навести на таких спорных участках порядок?
К слову, когда корреспондент «Российской газеты» показала в ГАИ конфликтное место, где наш читатель потерял права, было принято решение демаркировать там «спорную» разметку. Но она была там более года и никто не замечал, что знак противоречит разметке.
Почему бы ГАИ всех регионов и округов не провести ревизию дорог и проблемных мест? В ГИБДД Московской области решили с первым снегом начать такую ревизию и проверить, где зимой возникают такие ловушки. Кстати, организации, которая отвечает за разметку и установку дорожных указателей, максимум, что грозит — штраф в 30 тысяч рублей.
Во многих регионах зима уже наступила. Чем должны руководствоваться водители, если на их пути оказались такие ловушки? Заместитель начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин пояснил корреспонденту «Российской газеты», что в первую очередь надо руководствоваться правилами и знаками. Но зачастую места с ограниченной видимостью никакими знаками не обозначаются. В том же указании Кирьянова было прописано, что все спорные вопросы должны толковаться инспекторами в пользу водителей. Может, генерал-полковнику стоит перед этим зимним сезоном дать еще одно такое указание?
Между тем любой автомобилист, который встретился на дороге с такой «ловушкой», может подать заявление в ГАИ с требованием исправить ситуацию. Для этого не обязательно ехать на прием лично. Жалобу можно написать и на сайте регионального подразделения или непосредственно на сайте Главного управления ОБДД МВД России.
«Российская газета»
Текст: Владимир Баршев