ДЭП47: традиции, опыт, инновации

Евгений ВАНИФАТОВ

«Если государство решит на практике всерьез развивать дорожную отрасль, то без опоры на такие компании как наша — не обойтись»

В последнее время очень много говорится о необходимости комплексного прорыва России. Это и раньше звучало, но именно сейчас, в силу целого ряда обстоятельств, стало понятно, что без прорыва страну ожидает полная деградация со всеми катастрофическими последствиями.

Но если пойти дальше, то наверстывание упущенного и системный рывок в будущее обеспечивается на многих конкретных участках работы, где должны трудиться профессионалы, знающие свое дело и имеющие потенциалы в разы нарастить производственные показатели.

И в данном материале мы на примере дорожной инфраструктуры, без которой невозможно не только развитие, но и полноценное существование, решили узнать: готовы ли наши смоленские дорожники к провозглашенным переменам, если таковые материализуются из слов в практические дела.

В качестве примера мы взяли работу дорожно-строительного и эксплуатационного предприятия ОАО «ДЭП №47». А помог нам в вопросе разобраться главный инженер организации Александр Новиков, не только ответивший на вопросы, но и нарисовавший целостную картину состояния отрасли с ее проблемами, путями их решения и перспективами.

 

Все давно придумано и разработано

— Александр Сергеевич, давайте начнем со стратегических высот. Вот, допустим, завтра государство изыщет необходимые средства, провозгласит грандиозные инфраструктурные работы и начнет их практическую реализацию. Как думаете, готовы к этому наши дорожники и конкретно «ДЭП47»?

— Я хочу все же начать с того, что в последние годы внимание федеральных, региональных и местных властей к дорожной отрасли существенно возросло. Это видно по увеличению финансирования, что выливается в рост объемов строительства новых дорог и ремонта существующих. Но, естественно, принимая в расчет упущенные годы, особенно 90-е, а также размеры нашей страны, потребности здесь на порядки больше.

Если переходить конкретно к вопросу, то, уверен, что большинство дорожников и наше предприятие, в частности, готовы к увеличению объемов в разы.

Естественно, это потребует некоторого времени и выполнения ряда условий, но опыт и материально-техническая база, а также сотрудничество с ключевыми игроками рынка позволяют все это реализовать.

 

— «ДЭП47» ведет свою историю с далекого 1965 года. Предприятие выжило в те самые 90-е и сейчас, не смотря ни на что, развивается. В чем секрет?

— Секрета никакого нет. Есть жесткие проверенные временем и практикой принципы организации работы, которые нужно неуклонно соблюдать. Да, постоянно появляются всевозможные новшества как технического, так и кадрового или организационного характеров. Их нужно изучать и обдуманно внедрять, чтобы идти в ногу со временем.

Вы справедливо заметили, что предприятию уже более 50 лет. За это время наработан богатый опыт, он просто обязывает руководителей держаться на соответствующем уровне и требовать этого от подчиненных.

Кроме того, сама по себе дорожная отрасль является одним из локомотивов всего экономического развития. Здесь имеется мощный пласт проверенных научных и инженерных исследований, тщательно проработанных ГОСТов и всевозможных апробированных норм и требований. При этом наука не стоит на месте и постоянно открывает новые высоты. Наша задача, как практиков, всему этому неукоснительно следовать. Тогда и будет успех.

Но и это еще не все. Любое предприятие сродни организму. Важно выстроить здоровые отношения в коллективе, чтобы он работал слаженно и эффективно.

 

— А свои секреты у вас есть?

— Конечно, есть. Но на то они и секреты, чтобы остаться при нас…

 

Главное — своя база

— Все же хочется побольше конкретики. Можете раскрыть не секретные кадровую и материально-технические составляющие устойчивости предприятия?

— Конечно, тем более что мы в этом плане совершенно открыты и готовы к взаимовыгодному конструктивному сотрудничеству.

Начать, конечно же, надо с кадров, от которых, как известно, зависит многое. Здесь структура у нас такова, что из 110 сотрудников 25 являются высококвалифицированными инженерно-техническими работниками. При этом мы много внимания уделяем их дополнительному профессиональному обучению и совершенствованию.

Если определить, что у нас в штате 30 водителей-механиков и 26 рабочих, то получается, что на чуть более 2-х рядовых сотрудника приходится по 1 инженерно-техническому работнику. То есть высокий уровень контроля за всем спектром работ достигается путем регулирования работы рядовых сотрудников со стороны инженерно-технического персонала.

Далее, если говорить о материально-технической базе, то в этом плане мы стремимся к максимальной самодостаточности, чтобы быть независимыми от сторонних организаций и большинство производственных процессов заключить в свой контур.

 

— В чем это выражается на практике?

— В первую очередь в наличии своего производства. У «ДЭП47» имеется свой бетонный завод производительностью 60 кубометров в час и асфальтобетонный завод, выдающий 50 тонн асфальтобетона в час. При этом мы выпускаем почти полный спектр марок этих материалов как для своих нужд, так и для стороннего покупателя. Тут еще важно отметить, что при заводах имеется своя сертифицированная лаборатория, которая осуществляет контроль за сырьем на входе и за готовой продукцией на выходе.

Естественно, полноценная конкурентоспособная деятельность в нашей сфере просто невозможна без полного парка своей специализированной техники. Так, у нас 10 комбинированных дорожных машин (КДМ), которые в зависимости от сезона и потребностей переоборудуются, в том числе и в самосвалы; 5 экскаваторов-погрузчиков; 3 асфальтоукладчика; 2 автогрейдера; 4 трактора на базе МТЗ с отвалами и щетками, 6 дорожных катков; автоэкскаватор.

То есть мы производим бетон и асфальтобетон, на свое технике все это доставляем на места работ, своей же техникой укладываем и обслуживаем…

Именно так и достигается предельная оптимизация процессов без привлечения всевозможных посредников, что хорошо сказывается на себестоимости и качестве.

 

Примеры и приоритеты

— Александр Сергеевич, вот читают нас смоляне и профессионалы и, например, хотят знать: что конкретно, какие дороги «ДЭП47» построило, содержит, отремонтировало в последнее время? Это чтобы наглядно понять.

— Из последнего можно отметить ремонт дороги в смоленском микрорайоне Кловка протяженностью порядка 2,5 км, капитальный ремонт на ул. Маршала Еременко, где гарантия 3 года. Недавно проезжал — все в порядке.

В самом конце 2017 года мы благоустроили сквер на ул. Ногина в Смоленске, ведь мы еще вполне успешно можем заниматься благоустройством придомовых территорий. Также можно отметить, что предприятие занимается облуживанием федеральной трассы Р-120 «Орел – Брянск – Смоленск — граница с Республикой Беларусь, а также Юго-Западного обхода города Смоленска в Смоленской области. Это только основное. На самом деле деятельность предприятия намного шире.

 

— А есть у вас рецепты, которые если применить прямо сейчас, то они дадут для отрасли быстрый положительный эффект?

— Конечно. Например, мы убеждены, что обслуживать дороги должны те, кто их прокладывает или ремонтирует. Это же очевидно повышает сроки службы и безопасность. Ведь перед работами мы тщательно изучаем все особенности рельефа местности, грунтов, пропускную способность дороги, загруженность и скоростной режим на тех или иных участках, знаем специфику грунтов и т.д.

Но у нас нередко заказчики разбивают эти две составляющие на две части и часто этими вопросами занимаются различные организации. Получается, что одна компания перед ремонтом или прокладкой дороги все тщательно изучила, наладила логистику, отработала на этом конкретном объекте специфические рабочие моменты, а потом на обслуживание этой дороги приходит уже другая организация, выигравшая госзакупку, и она вынуждена тратить время на изучение и наработку множества нюансов. И не факт, что вторая компания справится со всем этим достойно.

Еще можно было бы с серьезными хорошо зарекомендовавшими себя компаниями заключать более долгие контракты на обслуживание федеральных трасс. Возьмем, к примеру, ту же трассу Р-120, где руководит ФКУ «Упрдор Москва-Бобруйск». Мы трассу прекрасно знаем, у нас там все наработано, эффективность высокая.

Уверен, что нам, как добросовестному подрядчику, здесь бы пригодились законодательно проработанные преференции в плане продления контракта. Такие процедуры могли бы не только сэкономить время и средства бюджетам всех уровней, но и послужили бы дополнительной гарантией качества работ и услуг.

Одним словом, если, как вы говорили в начале, государство решит на практике всерьез развивать дорожную отрасль, то без опоры на такие компании как наша, где имеется опыт, есть высококвалифицированные кадры, самодостаточная материально-техническая база… не обойтись. Это ведь вроде мощного скелета, на который мы можем в случае заказа нарастить дополнительные мышцы…

А в целом, мы конечно рады, что у нас есть возможность делать в соответствии с высокими требованиями такое важное для региона и страны дело. Рассчитываем и в дальнейшем комплексно заниматься дорогами, постоянно подтверждая свою репутацию.

 

беседовал Сергей Щемелев
на правах рекламы

233110233110