Как восстанавливают уникальный архитектурный комплекс «Теремок» под Смоленском
Реставрацию уже успели по достоинству оценить не только сотрудники, но и посетители. А в усадьбе разрабатывают новые интересные мероприятия и события для гостей
Смоленск, 30 января. В историко-архитектурном комплексе «Теремок» во Флёново завершилась реставрация уникальной мозаики Николая Рериха «Спас нерукотворный с предстоящими ангелами», которую великий русский художник разместил над центральным входом храма Сошествия Святого Духа.
От оригинала не отличить
Мастера воссоздали кирпичную кладку, отмостку, вернули первоначальный вид росписи мозаики. Кроме того, здесь привели в порядок подвальные помещения, занимающие больше половины площади строения. При этом специалисты смогли сохранить оставшиеся росписи на стенах, и в будущем их хотят полностью восстановить – частью по фотографиям, сделанным в своё время князем Вячеславом Тенишевым и самим Рерихом, а частью – с помощью проекторов.
«На протяжении многих лет храм разрушался, и мозаикам, конечно, досталось, в том числе, от погодных условий, – пояснила Тамара Исаченко, научный сотрудник Смоленского музея-заповедника и историко-архитектурного комплекса «Теремок». – Сначала работы позволили восстановить израненный лик Спаса, затем с 2003-го по 2005-й были реставрационные работы, когда восстановили всё утраченное. Но только в эту реставрацию мы вновь обрели мозаику. Мы приходили просто смотреть, как ребята работают, про это надо было снимать фильм».
При этом удалось соблюсти абсолютно все технологии:
«В реставрацию 1978 года мозаику восстанавливали «родными» смальтами, выполненными императорской академией художеств. Это знаменитые смальты Ломоносова. Во вторую реставрацию – 2003 года – использовали современные смальты, как и сегодня, но близкие к тем условиям, которые были выполнены в дореволюционных мастерских. Поэтому, как бы мы с вами ни старались, не сможем найти грань между подлинной мозаичной работой и той, что выполнена специалистами сегодня.
Что касается мозаики, работы закончены. Если говорить о самом храме, то, конечно, нам бы хотелось, чтобы это был промежуточный этап, а не окончательный. Мы должны помнить, что самый главный экспонат – это сам храм. Надеемся, что смолянам и гостям города понравится то, над чем мы сейчас работаем. Показывать мы будем, прежде всего, сам храм, его уникальную архитектуру, мастеров, которые здесь работали. Сегодня это один из самых интересных памятников архитектуры конца XIX – начала XX века, и не только на Смоленской земле».
Традиции для подрастающих поколений
Под стать храму меняются другие объекты и достопримечательности комплекса. Дорогу к зданию выложили брусчаткой, территорию регулярно облагораживают и приводят в порядок.
Привлекать не только случайных, но и постоянных посетителей будут как внешней красотой и убранством, так и соответствующим содержанием культурных программ, которые начали носить и образовательный характер. Например, специально для юных гостей ввели уроки старославянского языка, арифметики, каллиграфии и других дисциплин, возрождая тенишевские дореволюционные традиции, когда здесь, во Флёнове, работала школа.
«Когда наши прабабушки, прадедушки, бабушки и дедушки, мамы и папы сидели за такими партами, они писали сочинения, диктанты именно перьевыми ручками, – поясняет научный сотрудник «Теремка» Ольга Смолий (на фото ниже). – Даже сегодня педагоги отмечают, что у тех ребят, кто берет перьевые ручки, становится лучше осанка, они начинают лучше писать. Арифметика – второе наше занятие – предназначено для старших классов.
Сами ребята очень быстро втягиваются в процесс. К нам приезжали семиклассники из Москвы, и один из мальчиков признал: хотя столько за свою жизнь он ни разу не писал, ему очень понравилось, он предложил сверстникам купить перьевые ручки и тоже так, по старинке, писать в их школе.
Ученикам начальной школы я всегда очень подробно объясняю, что старославянский – это прародитель нашего современного алфавита, что у нас есть сложные буквы и легкие, что мы сначала будем писать их все – сорок девять. Даже если они напоминают им иероглифы, это все равно часть нашего русского алфавита.
Занятий проходит очень много, учитывая, что они идут с мая по октябрь. Редко бывает по два занятия, обычно от трех до шести. Есть задумки, например, ввести еще и уроки живописи. Помимо кириллицы, мы проводим так называемый «славянский оберег»: ребята делают кукол своими руками, есть гончарная мастерская, где ребята создают свои поделки из глины. И есть игра-поиск, «Тайник чудес», по старым загадкам или использованию традиционных орудий труда. Всё это очень нравится подрастающему поколению».
С помощью государства
Храм – памятник истории и культуры федерального значения, до недавнего времени находившийся не в лучшем состоянии. В позапрошлом году комплекс посетила вице-премьер Ольга Голодец, к которой за содействием обратился губернатор Алексей Островский.
Благодаря поддержке федерального центра на реставрацию храма удалось получить более 40 миллионов руб. Только в прошлом году на восстановление мозаики выделили больше 6 миллионов. Такую поддержку Минкульт оказал по программе сохранения культурного наследия, которая действует в соответствии с основами заложенной руководством государства профильной политики.
«Столько внимания финансового, административного и чисто человеческого я, пожалуй, не помню, – подчеркнула Тамара Исаченко. – Я давно работаю в музее, знаю, что очень много было выполнено в реставрацию 1986-го, но сколько прошло десятилетий, пока мы не пришли к такому колоссальному этапу работ – не только по восстановлению храма, но и всего комплекса. Люди, которые к нам приезжают, отмечают, что меняется всё вокруг: природа, ландшафт. И мы очень надеемся, что эта работа будет продолжаться дальше. Внимания со стороны государства, действительно, уделяется очень много».
«Атмосферно, приводит в восторг»
Педагог станции юных туристов подмосковного Ногинска, учитель 26-й школы своего города Владимир Коновалов посещает Смоленщину не впервые: уже который год он привозит своих воспитанников на экскурсии:
«Нам здесь очень нравится, Смоленск – гостеприимный город. Талашкино вместе с учениками посещаем уже в третий раз. Помню, когда приезжали в прошлый раз, несколько лет назад, храм и мозаика находились в плачевном состоянии. Но то, что мы видим сегодня, приводит в восторг – после реконструкции и внешний, и внутренний облик этого замечательного объекта преобразились. Когда я смотрю на мозаику «Спас нерукотворный с предстоящими ангелами», размещенную над входом в церковь, ощущаю трепет, пронзительный взгляд заставляет задуматься о многом и восхититься этим шедевром. И я очень рад, что этот уникальный памятник истории и культуры удалось сохранить».
Это мнение разделяет и впервые посетивший смоленский историко-архитектурный комплекс белорусский гость – уроженец смоленского города-побратима Витебска Андрей Лапин (на фото выше):
«Здесь какая-то загадочная атмосфера: идешь и чувствуешь необычное умиротворение. Хотя я приехал зимой, весной или осенью, как мне кажется, будет похожая атмосфера. Будто история витает в воздухе.
В Беларуси много христианских сооружений, православных и католических, но меня в храме во Флёнове очень впечатлила именно мозаика. И мне кажется, здесь также очень важно само место: возвышенность, красивая парковая культура. Это очень интересный объект, и я буду рекомендовать своим землякам посетить его, потому что тут очень атмосферно, чувствуется исторический дух. Это место сильно потрясает».
текст, фото: Анатолий Гапеенко