В Смоленске отложено начало работ по расчистке русла Днепра
Антимонопольная служба предписала главному управлению государственного заказа Смоленской области отменить протокол подведения итогов открытого аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по расчистке русла Днепра в черте города Смоленска.
Как сообщили в региональном управлении ФАС, причиной этого решения послужили нарушения законодательства, допущенные организаторами аукциона.
Неудачное задание
Проект работ по расчистке русла Днепра в 2012 году был подготовлен ярославской фирмой за 1,6 миллиона рублей, их первоначальная стоимость по предварительным расчетам составила 81,7 миллиона рублей. На аукцион было подано четыре заявки, две из них были отвергнуты на первом этапе. Отказ получила петербургская фирма, специализирующаяся на работах на дноуглубительных и подводно-технических работах, а также смоленское малое предприятие, намеревавшееся привлечь к расчистке русла Днепра специалистов из Могилева. Второй вариант был привлекателен тем, что белорусы вместе со всей своей техникой собирались прибыть к месту работ по Днепру, расчистив по пути русло реки ниже Смоленска. В конечном итоге победителем аукциона признана тверская строительная компания, сократившая начальную стоимость госконтракта до 80,88 миллиона рублей.
Результаты аукциона были обжалованы одним из отвергнутых участников, заявку которого конкурсная комиссия признала несоответствующей требованиям конкурсной документации к техническим характеристикам применяемых материалов (с той же проблемой, как выяснилось, столкнулась и вторая фирма, получившая отказ). Так, например, конкурсная документация предполагала использование подрядчиком «швеллеров № 6,5» из стали марки Ст3пс со свойствами: «сталь конструкционная углеродистая обыкновенного качества с механическими свойствами — относительное удлинение при разрыве 25 процентов, предел кратковременной прочности в диапазоне 380-490 МПа». Оба отвергнутых участников сочли, что речь идет о швеллерах двух разных типов, и написали в своей заявке «швеллеры № 5,6». Это было признано ошибкой (швеллер 6.5 существует, но ГОСТ требует, чтобы две цифры разделялись точкой, а не запятой). Второй участник заметил, что стали, способной при разрыве удлиняться на 25 процентов, металлургия пока не знает, и указал в своей заявке разумное относительное удлинение на 4,5 процента. Это также послужило причиной отказа в участии в конкурсе. Где планировала отыскать стальные швеллеры, способные при разрыве удлиняться на четверть, компания, признанная победителем аукциона, остается только догадываться.
Еще одной то ли небрежностью, то ли «закладкой» для «неподходящих» участников аукциона стал пункт «Трубы стальные электросварные». Конкурсная документация требовала от них сопротивления по разрыву «не менее 38 гсс/кв. мм», хотя этот показатель измеряется в кгс/кв. мм. В общем, заявка, составленная в соответствии с требованиями госстандартов, в этом случае автоматически вступала в противоречие с требованиями конкурсной документации.
Из истории судоходства
Результаты аукциона отменены, организаторам — главному управлению госзаказа Смоленской области — предписано привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства. Начало работ по расчистке русла Днепра откладывается. Формально, как сообщил заместитель начальника регионального департамента по природным ресурсам и экологии Александр Веденков, прямого отношения к планам возрождения речного судоходства они не имеют и направлены исключительно на улучшение экологической ситуации. Парадоксально, но с точки зрения федерального законодательства Днепр в районе Смоленска настоящей рекой не является. Как с этим обстоятельством стыкуется строительство набережной и расчистка русла, непонятно.
Первое судно — двухпалубный речной трамвай типа «Колхозница», рассчитанный примерно на 40 пассажиров и обслуживаемый командой из трех человек — появилось в Смоленске в 2009 году при личном содействии президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. «Смолянка» (такое имя получил теплоход) прибыла из Могилева и достаточно быстро обрела популярность — на ней играли свадьбы, проводили корпоративы, просто путешествовали. Компания, эксплуатирующая «Смолянку», приобрела понтон для обустройства плавучего ресторана, рассчитывала в перспективе увеличить число судов. Туристические компании Смоленщины, Беларуси и Украины начали обсуждать возможность прокладки в рамках еврорегиона «Днепр» сквозного водно-экскурсионного маршрута с обустройством под Смоленском пункта технического обслуживания судов.
Прощание «Смолянки»
Осенью 2011 года транспортная прокуратура обратилась в Промышленный суд города Смоленска с требованием прекратить прогулки по Днепру на теплоходе «Смолянка». К речному трамваю у них никаких претензий не было (теплоход прошел ежегодное освидетельствование речного регистра на «хорошо»). Основанием для такого решения послужили крайне обидные для великой славянской реки обстоятельства. Как оказалось, Днепр… не включен в реестр водных артерий России, не имеет навигационно-гидрографического обеспечения и инфраструктуры, обеспечивающей безопасное судоходство.
— Из реестра смоленский участок Днепра был исключен в 1979 году, когда сократили должность человека, следившего за его состоянием, — рассказал Сергей Астапенков, директор компании-владельца «Смолянки». — Вариантов решения возникшей проблемы несколько. Можно поступить как в Санкт-Петербурге или Орле — выпустить нормативно-правовой акт администрации субъекта Федерации о порядке плавания по внутренним водным путям Смоленской области, не входящим в реестр внутренних водных путей России. Можно добавить пункт, касающийся теплохода «Смолянка», в распоряжении о порядке плавания на маломерных судах. Можно заключить соглашение с федеральным агентством по туризму, и те сами добьются включения смоленского участка Днепра в реестр водных путей, после чего на обслуживание реки еще и деньги из федерального бюджета выделяться будут. А в Брянске, например, сделано еще проще: губернатор сказал, что теплоход должен плавать — и все.
С осени 2011 года эксплуатировать «Смолянку» невозможно, никаких средств владельцам она не приносит, а вот расходы на ее содержание и зарплату команде из трех человек немаленькие. По словам Сергея Астапенкова, если до весны ничего не изменится, он будет вынужден продать теплоход и распроститься с красивой мечтой о возрождении судоходства и речных круизах от Смоленска до Черного моря.
Справка
В советское время в Смоленске существовала пристань Днепро-Двинского государственного пароходства, а при ней — судоремонтная мастерская. Для перевозки пассажиров использовались колесные пароходы «Пятилетка» и «Советская Беларусь», грузы доставлялись на баржах и буксирном пароходе «Правда». После Великой Отечественной войны речной транспорт перевозил грузы и пассажиров на участке протяженностью 134 км: от границы с Белоруссией до Дорогобужа. В период навигации теплоходы «Дон», «Енисей», «Десна» и «Днепр» перевозили до 125 тысяч человек.