Капоэйра: смоленский старт
Один из центральных парков Смоленска. Двое молодых людей на мягкой, зеленой траве, босиком, в белой форме отдаленно напоминающей кимоно. Они зеркально повторяют движения друг друга, делают сальто, отрабатывают удары. Возникает ощущение, будто это боевое искусство. Но это только кажется на первый взгляд.
Проходящие мимо люди, останавливаясь, долго смотрят и пытаются определить, что же это? Какая-то гимнастика? Танец? Или игра? И аккомпанемент есть, не понятный музыкальный инструмент — большой лук, с приделанной к нему пустой высушенной …тыквой…именно он задает ритм движений. Один парень аккомпанирует другому, пока тот показывает, чему научился. Кто-то не удержавшись, подходит и спрашивает, чем же молодые люди занимаются, как это называется и что-же это за музыкальный инструмент. Одни услышав ответ, уходят, другие продолжают зачарованно наблюдать. Не стоит пугаться, придумывать себе невероятные предположения, или называть этих людей «странными». Шаблон – неизвестное всегда пугает. А ответ довольно прост – эти ребята занимаются капоэйрой. А музыкальный инструмент – это всего лишь …беримбау.
«Моя жизнь делится на 2 половины капоэйра и все остальное», — говорит Руслан Виоарэ. Руслан — тренер небольшой группы ребят, которые под его началом в течение полутора лет активно занимаются капоэйрой.
Когда ты узнал о капоэйре?
Мое знакомство с этим искусством началось с того, что в 7 классе я посмотрел фильм «Только сильнейшие». Я загорелся идеей освоить это искусство. С этого момента я начал заниматься. Вначале я учился самостоятельно, еще по старым видеокассетам. Затем, познакомился с тренером из КДО, пару тренировок провел с ним. А сейчас я занимаюсь по программе ABOLICAO. Она тренирует больше боевой аспект капоэйры, где упор делается на боевые стойки, удары.
Что тебя привлекает в капоэйре?
После тренировок я становлюсь абсолютно спокойным, добрым и хорошим. Сохраняется – это чувство обычно долго…примерно до следующего дня – смеется Руслан.
В боевом аспекте привлекает то, что все достаточно плавно, а еще мы учимся наносить удары из совершенно невообразимых стоек, на руках, чуть ли не на голове или одной руке. В моей жизни бывали моменты, когда это знание пригодилось. Но в капоэйре существует определенная мудрость, философия все направлено на гармонию, спокойствие. То есть никогда не лезть первым, тут скорее защита.
А как это действует на тренировке?
К примеру, если ты видишь, что человек не успевает поставить блок на твой удар, ты должен его убрать, сместить. Нет такого, что мы намеренно калечим друг друга.
Сколько времени вы посвящаете тренировкам?
С группой мы обычно занимались 1 раз в неделю по 2-3 часа. Сейчас лето и в основном все разъехались, но в сентябре наши тренировки возобновятся. А сам я обычно уделяю время тренировкам почти каждый день. Раньше я выбирал несколько движений и ходил их отрабатывал, в принципе и сейчас тоже самое.
Наверняка, как и в любом боевом искусстве у вас бывали травмы?
Конечно, и травмы бывают. Но меня даже они не останавливали и я все равно приходил на тренировку. Бывало такое, что и жутко лень идти, но ты встаешь, идешь заниматься и все улетучивается. Бывает такое, что никак не получается один элемент, как это у меня сейчас и бьёшься с ним, бьёшься, но не бросаешь.
Как называется этот элемент?
Имя ему «Макаку»( от браз. Macaco)он дается мне, наверно, с того момента, как я начал заниматься… вздыхает Руслан. Уделяю ему столько времени и все равно не выходит. Но ничего, я уверен, что однажды он у меня получится.
Сейчас ты сотрудничаешь с какой-либо школой, мастерами?
Над нами есть шефство – Это Маша с Хуаном (Мария Емельяненкова (7 лет в капоэйре) и Хуан Дуарте (11 лет) прим. автора). В Санкт- Петербурге у них группа и периодически они приезжают сюда, проводят тренировки, контролируют, следят за нашими успехами. Они развивают свою группу ABOLICAO. Я пытался создать группу по капоэйре еще три года назад. Мы познакомились через социальную сеть Вконтакте. Маша и Хуан периодически приезжают и проводят тренировки. Они позволили вести собственную группу.
Каково на твой взгляд современное состояние капоэйры в России?
Сейчас, как я заметил, в России, к капоэйре относятся чуть ли как не к аэробике, простому танцу. Все это из-за определенных групп, которые относятся ко всему этому равнодушно. В тех же самых фитнес залах…мастера, которые что-то посмотрели, «что-то» увидели и теперь это «что-то» преподают. Все зависит от школы. Ведь наиболее – это развито в Южной Америке, чем у нас здесь. Но мы будем стараться исправить это.
Как занятие капоэйрой повлияло на твою жизнь?
Я не могу точно ответить, почему капоэйра, чем конкретно она меня так привлекает. Это сложно объяснить, здесь сплетено боевое искусство, танец, музыка, ритм, а плавные движения чередуются с атакой. Безусловно, она оказала на меня влияние. Половина меня о чем-то думает, кушает, гуляет с друзьями, учится в медицинской академии и мечтает лечить детей, а другая половина – это капоэйра. Благодаря ей я стал более воспитанным, миролюбивым. У меня есть цель — открыть здесь в Смоленске свою школу и я иду к этой цели. Теперь капоэйра неотъемлемая часть моей жизни.
Благодарим за беседу и желаем Руслану и его ученикам успехов в их начинаниях.
Текст и фото: Элина Нурматова
Справка
Существует множество мнений, гипотез и догадок, порой даже самых противоречивых, касающихся истории возникновения и развития капоэйры как воинского искусства. В их основе лежат как реальные факты, так и просто романтические истории. В наиболее распространенной версии о возникновении капоэйры говорится, что это искусство было создано африканскими рабами, вывезенными в Бразилию. Само слово «капоэйра» (в бразильском произношении -«капуэйра») не имеет однозначного перевода. Но многие мастера и исследователи объясняют это слово, как «низкая растительность», место с низкой травой, где удобно практиковать капоэйру.
Более или менее достоверные сведения о капоэйре относятся к началу XVIII века. Именно с этого времени начинают появляться первые письменные источники, содержащие упоминания о капоэйре… Однако история капоэйры имеет более глубокие корни.
В 1500 году португальцы высадились в Бразилии. С самого начала ее колонизации португальцы пытались использовать в качестве рабов местных индейцев. Но индейцы либо быстро погибали в неволе, либо убегали в непроходимую сельву. И тогда в качестве свежей рабочей силы было решено ввозить в Бразилию рабов из других португальских колоний -Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Рабы привезли с собой религию, культуру и традиции, часть которых позже стали одной из составляющих капоэйры. Так, например, у некоторых африканских племен существовал обряд инициации «N”golo», что означает «Танец зебр». В этом танце молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом. Как предполагается, этот танец в сочетании с некоторыми другими, в том числе и боевыми традициями африканских племен, лег в основу капоэйры. С мировым и духовным прогрессом человечества, в большинстве случаев уже нет надобности убивать противника, но необходимость защищать себя была и остается всегда. Сегодняшняя Капоэйра как и все признанные виды боевых искусств воспитывает духовность, гармонию в душе, гармонию в теле, силу, уверенность и правильное отношение к сопернику.
Источник: http://www.v8mag.ru
CAPOEIRA ABOLICAO — это международная группа капоэйры, основанная mestre(под мастером) Delei Kacula в 1994 году.