Смолянам ответили на вопрос: «Почему мы платим такие бешеные деньги за ОДН?»
Специалисты управления Роспотребнадзора по Смоленской области приняли участие в проведении «марафона ЖКХ». Телефоны «горячей линии» Управления просто раскалились от звонков. Самым часто повторяющимся вопросом был, конечно: «Почему мы платим такие бешеные деньги за ОДН?». Ниже приводим ответы на некоторые из заданных по телефону вопросов.
— В соответствии с постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитывается пропорционально размеру общей площади жилого (или нежилого) помещения, — поясняет Лариса Омельченко. – Поэтому, конечно, владелец трехкомнатной квартиры заплатит больше, чем его сосед, проживающий в однокомнатной квартире. Но вообще каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. Очень часто собственники жилья не в курсе, какие юридические лица подключены к общедомовому счетчику и подключены ли. Также рост платы за ОДН возможен из-за нерадивых соседей, которые вовремя не подают данные в ресурсоснабжающую компанию, не оплачивают услуги или же заставляют счетчик крутиться в нужную им сторону.
— Я живу в доме по улице Николаева, 77. ОДН начисляют очень большие. И часто они превышают показания по индивидуальному счетчику. Например, мы потребили по счетчику 97 кВт. ч, а ОДН составили 123 кВт. ч. В чем дело?
— Да, здесь действительно что-то не так. Во-первых, необходимо узнать у вашей управляющей компании, подключены ли к общедомовому счетчику юридические лица. Возможно, юридические лица вовремя не предоставляют показания или не платят за электроэнергию, поэтому вся нагрузка ложиться на вас. Также возможен вариант, что не все жильцы вашего многоквартирного дома вовремя подают данные, а это значит, что плата за электроэнергию начисляется им по средне потреблённому количеству за месяц, но при условии, что они не платят в течение 3 месяцев. По истечении 3 месяцев они будут платить по нормативу. При таком раскладе за ОДН вы заплатите больше.
Ну, и третий вариант, в вашем доме нет общедомового счетчика, поэтому вы платите по нормативу, который с 1 сентября этого года значительно вырос. Поэтому необходимо узнать в управляющей компании, установлен ли общедомовой счетчик и где он находится. Если данного счетчика нет, то вопрос об установке прибора общедомового учета вы можете вынести на общее собрание жильцов.
— У меня вопрос по оплате за свет. В сентябре пришла квитанция, где за общедомовой счетчик — 1802 кВт. ч., площадь дома – 5686 кв. м. А в октябре данные уже новые: общедомовой счетчик – 2198 кВт. ч., общая площадь дома – 6405 кв. м. Волшебным образом в доме появилось помещение площадью 719 кв. м и потребило 1038 кВт. ч. Как бороться с «чудесами»?
— Мы живем на Николаева, 59. Как узнать, подключен ли магазин, который расположен в нашем доме, к общедомовому счетчику?
— Узнать подключены ли к вашему дому юридические лица или появилось ли новое помещение, очень просто. Инициативная группа жильцов (или вы лично) может письменно обратиться в управляющую компанию. Вы просто пишете: «Прошу сообщить подключен ли к нашему дому общедомовой счетчик, а также прошу ознакомить с журналом учета общедомовых показаний». Управляющая компания обязана отреагировать на письмо в течение 20 дней.
Но здесь есть одна особенность. Необходимо доказательство того, что управляющая компания получила ваше заявление. То есть вы: а) отсылаете письмо по почте с уведомлением, б) пишете заявление в 2 экземплярах, на которых ставится роспись о получении этого заявления.
Если в течение 20 дней управляющая компания не отвечает на ваш запрос, то вы со всеми документами и копиями документов обращаетесь в Государственную жилищную инспекцию, которая имеет право привлечь вашу управляющую компанию к административной ответственности за не предоставление информации.
Чтобы узнать правильность подключения к общедомовому счетчику, то есть кто подключен, законно ли это, необходимо также обращаться в жилищную инспекцию Смоленской области. Она располагается по адресу Чуриловский переулок, 19, телефоны: 29-11-70, 38-10-41.
— Как сделать перерасчет, если мы часто отсутствуем в России, более 3 месяцев подряд? Мы установили и опломбировали счетчики воды. Однако от нас требуют ежемесячной подачи данных счетчиков, иначе через три месяца начисление автоматически будет производиться по тарифам на воду (якобы так настроена программа ПК). Чтобы вернуться к оплате по счетчикам мы должны вновь выполнить процедуру по оплате их осмотра и пломбирования, то есть ехать транспортом, стоять в очереди, лично писать новое заявление и прочее, прочее. Никакая экономия воды при использовании счетчиков не компенсирует таких затрат, особенно, если учесть введение расхода на ОДН.
— В случае подачи заявления до начала периода временного отсутствия, перерасчет осуществляется не более, чем за 6 месяцев. Я живу в области, но прописан в Смоленске. Как мне поступать, если ФМС выдает свидетельство о временной регистрации на 3 года? Каждые полгода ездить в Смоленск и предоставлять свидетельство в коммунальные организации? Будет ли оно учитываться через шесть месяцев, год и т.д.?
— Этим летом я более трех месяцев не проживала в Смоленске, была на даче. Из электроприборов в доме – один холодильник. Я плачу по счетчику, но почему-то по квитанции за личное потребление мне было приписано по 60кВт. ч в месяц сверх показаний счетчика. И это не считая платы за ОДН. Почему так?
— Закон есть закон. И он обязывает потребителей вовремя предоставлять данные о потребленной электроэнергии или воде, причем, вне зависимости от того, уезжаете вы или нет. Есть прибор учета, он опломбирован, значит, жилец обязан соблюдать постановление Правительства РФ. Если это потребителя не устраивает, то он может найти доверенное лицо, которое и будет предоставлять в срок все показания по счетчикам.
Также можно сделать перерасчет за не потреблённые услуги, если вы отсутствовали пять и более дней (не считая дня выбытия и прибытия). Для этого необходимо написать письменное заявление и приложить к нему билеты, копия командировочного удостоверения, временную прописку, справка о лечении в медучреждении и прочие документы, удостоверяющие, что вы временно отсутствовали. В эти документы входит и справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая, что человек проживал на своем дачном участке определенный период времени.
Можно подать заявление о перерасчете до начала периода, в который вы будете отсутствовать. Тогда перерасчет будет сделан на 6 месяцев, но не более. Так прописано в законе. Поэтому придется снова подавать документы на перерасчет. Даже если ФМС выдает свидетельство о временной регистрации на 3 года. Мы не можем изменить закон по своему усмотрению и каждый день писать свои правила.
Что же касается, третьего вопроса, то очень сложно сказать так сразу, по какой причине Иванова Анна платит больше. Я не знаю, установлен в её доме общедомовой счетчик или же нет, платит она по нормативу или нет. Но если женщина так часто живет на даче, то перед отъездом есть смысл обратиться в управляющую компанию, чтобы электрики поставили заглушку. При этом никаких данных подавать не надо, вы фактически отключили счетчик, а вернулись – включили, снова предупредив организацию.
Проверить же правильность начислений можно, обратившись в жилищную инспекцию.
— Наш дом находится на Румянцева. Нам не нравится договор, который навязывает нам управляющая компания. Как быть? Мы не хотим подписывать его. К тому же недавно нам стало известно, что наш подвал хотят выкупить арендаторы. Насколько это законно? И еще целый месяц у нас не было управляющей компании, а потом пришли сразу две квитанции от «Жилищника» и ЖЭУ №1. Мы обращались в жилищную инспекцию, нам пришло письмо, чтобы мы никому не платили…
— Во-первых, с письмом надо разбираться. Пожалуйста, придите к нам в отдел защиты прав потребителей, улица Тенишевой, 26. Мы работаем c 9.00 до 18.00 в будние дни, по пятницам с 9.00 до 16.45, обеденный перерыв с 12.00 до 12.45, выходные – суббота и воскресенье. Нашим специалистам необходимо почитать само письмо, прежде чем выносить вердикт.
Во-вторых, если вы не согласны с какими-то пунктами договора, то вы можете на общем собрании жильцов составить протокол разногласий, где напишете, с каким конкретно пунктом вы не согласны. Управляющая компания обязана предоставить вам новый договор с учетом ваших требований.
Что касаемо подвала и арендаторов, которые хотят его выкупить, то здесь один вариант: писать заявление в жилищный отдел городской администрации с просьбой разобраться, а также обращаться в жилищную инспекцию.
— В моей квартире по улице Попова, 120 уже много лет горячая вода периодически идет ненадлежащего качества, ниже 40 градусов. Куда надо обращаться, чтобы навели порядок, и вода была круглосуточно горячей? И кто должен сделать пересчет за горячую воду, так как услуга ненадлежащего качества?
— Порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг определен 354-м постановлением Правительства РФ и санитарными Правилами. Таким образом, Вам необходимо обратиться в жилищную инспекцию или в Роспотребнадзор, чтобы специалисты сделали замеры. Если ваши данные подтверждаются, то предприятие, которое ответственно за подачу горячей воды, можно будет привлечь к административной ответственности.
А когда у вас на руках будут акты проверки и данные замеров, то вы можете написать заявление о перерасчете. И управляющая компания обязана будет его сделать.
— Почему в одинаковых по площади квартирах разные показатели ОДН?
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Что конкретно вы сравниваете? Какие квартиры? Например, вы проживаете в многоквартирном доме, в котором находится магазин, парикмахерская и обувная мастерская, то есть юридические лица, подключенные кобщедомовому прибору учета. А ваш знакомый проживает в обычном доме, где нет ни магазина, ни парикмахерской, ни мастерской, ни каких-либо других юридических лиц, только жилые помещения. Конечно, показатели ОДН будут существенно отличаться.
Вы знаете, что ОДН рассчитываются пропорционально площади помещения. Но где гарантия, что квадратных метров у вашего соседа ровно столько же, сколько и у вас? Однокомнатные квартиры, как и двухкомнатные, и трехкомнатные, бывают разные. Другая цифра после запятой – и ОДН будет выше или ниже, чем у соседа.
— Мы не проживаем в Смоленске, но за неполученные нами услуги платим, например, оплачиваем неразумно завышенные ОДН. Где логика?
— Правила определяют, что плата за ОДН производится потребителем всегда, вне зависимости от того, проживает он по данному адресу фактически или нет. Размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды также не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием собственника жилья. Это установлено законом.
— Я проживаю в поселке Гедеоновка. Нашему многоквартирному дому более 50 лет. Ежемесячно я плачу и за капитальный ремонт, и за содержание и ремонт, но за эти годы не производился не только капитальный, но и текущий ремонт. Так куда мы платим? На что идут эти деньги?
— По этому вопросу вас проконсультирует жилищная инспекция. Именно в их ведении контроль над деятельностью управляющих компаний.
По информации пресс-службы Управления Роспотребнадзора.