При вузах появятся спецшколы для одаренных

admin

В школах должны появиться профильные вузовские классы, а при вузах откроются спецшколы для одаренных.

Такую точку зрения высказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Вела заседание вице-премьер Ольга Голодец, которая раскритиковала работу над федеральными стандартами в сфере дополнительного образования. «Надо назначить новые сроки и новые группы», — строго заметила она.

По данным опросов ВШЭ, 75 процентов российских родителей готовы сегодня отказывать себе во всем, если это будет нужно для развития способностей своих детей. Вместе с тем 55 процентов считают, что надо расширять возможности обычной школы, 29 — уверены, что талантливые дети должны учиться в спецшколах, а еще 33 — полагаются на допобразование. Кстати, среди москвичей сторонников спецшкол 41 процент.
75 процентов родителей готовы отказать себе в самом необходимом ради развития способностей ребенка.

— Школа сегодня не стимулирует получение дополнительных знаний. У учителей нет ни желания, ни возможностей, ни базы для этого, — считает Ярослав Кузьминов. — При этом вузы должны не только отбирать, но и выращивать будущие таланты.

По новому Закону «Об образовании в РФ» вузы получат больше преференций для взаимодействия со школами, в том числе в рамках профориентационной работы курировать профильные классы. Одновременно должна идти серьезная работа по совершенствованию олимпиад. Есть мнение, что их список может быть значительно расширен. Появятся дополнительные квоты для сельских школьников и детей из малообеспеченных семей.

Ярослав Кузьминов предлагает предусмотреть в ближайшие два-три года возможность открытия спецшкол при ведущих университетах, подобно СУНЦу МГУ. Ректор МГУ Виктор Садовничий тоже уверен, что одаренным нужно создавать особые условия и возможность проявить себя в олимпиадах, конкурсах. По его данным, творческая активность школьников идет по нарастающей, а вот у студентов, напротив: к старшим курсам они почти перестают участвовать в интеллектуальных состязаниях. Есть смысл подумать о льготном поступлении в магистратуру именно активных студентов.

Александр Дегтярев, председатель Комитета Госдумы по образованию, предложил дать учителям право отбирать в 10-е и 11-е классы самых способных учеников. Закон это позволяет: там есть понятие эксперимента.

Ольга Голодец поддержала экспертов — членов совета и заметила, что, по ее мнению, в России «некоторые виды одаренности вообще не замечаются». «В Финляндии, например, не стесняются ставить в расписание старшеклассников домоводство и обучение игре на инструментах, ведь ребенок должен все попробовать, чтобы понять, что ему нравится. Иногда одаренность проявляется в двух или трех сферах, как у Стива Джобса. Наша задача — не помешать таланту», — заметила вице-премьер. Кроме того, она предложила разработать меры по обеспечению территориальной доступности творческих вузов для абитуриентов из отдаленных сел и проконтролировать, как приемные комиссии выполнят требование.

Фото: Виктор Васенин / РГ
Текст: Ирина Ивойлова
Российская газета

2451124511