«Поющий» памятник Глинке, «большой» Кутузов-Смоленский и «дважды рожденный» памятник Софийскому полку

Антон САВЕНОК

Сразу три уникальных памятника Смоленска отмечают свои «дни рождения» в июне

Памятник М.И. Глинке

Восточную часть городского сада «Блонье» украшает памятник гениальному композитору, основоположнику русской классической музыки Михаилу Ивановичу Глинке, созданный на добровольные пожертвования в 1883 — 1885 годах. Создатель памятника – скульптор Александр Романович фон Бок.

Закладка памятника состоялась 16 сентября 1883 года, а его открытие — в день рождения Михаила Глинки – 20 мая (1 июня) 1885 года. Хор и оркестр под управлением вождя «Могучей кучки» Милия Балакирева исполнил знаменитую «Славься!». На открытии присутствовали слава и гордость русской классической музыки: Чайковский, Глазунов, Танеев, Аренский…

С памятника спустили покров, и перед собравшимися предстала бронзовая фигура композитора, возвышающаяся на постаменте из лабрадорита, на котором было начертано: «Глинке. Россия. 1885 год». В правой руке композитор держит дирижерскую палочку. Кажется, что Глинка буквально вслушивается в звуки музыки.

Через два года по проекту академика Ивана Богомолова инженером и заводчиком Карлом Винклером для памятника была изготовлена чугунная решетка: «…вся из нот, точно из золотого музыкального кружева». С четырех сторон окружают памятник нотные строчки из произведений Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Холмский», «Ночной смотр», «Прощальная песня».

Несколько раз в день из динамиков, установленных вокруг памятника еще в прошлом веке, звучат произведения композитора.

Пальто композитора по каким-то неизвестным причинам сделано на женский манер, с пуговицами слева.

 С 1958 года на Смоленщине проводятся ежегодные музыкальные фестивали имени Глинки — Глинковские декады; они традиционно открываются у памятника великому композитору.

Памятник Софийскому полку

Так получилось, что один из самых известных смоленских памятников торжественно открывался дважды. И в нынешнем году 12 июня исполняется 111 лет его окончательного, «официального» появления на карте славного Города-героя Смоленске.

Изначально памятник Софийскому полку планировалось установить и открыть на Королевском бастионе в нашем городе к столетию обороны Смоленска в Отечественной войне 1812 года – 5 августа 1912 года.

Сооружался он силами дислоцировавшегося в Смоленске 2–го Софийского пехотного полка Александра III, на собранные им средства. Сделали его из портландского цемента, привезенного из Риги. Автором проекта выступил рядовой 7–й роты Софийского полка смолянин Борис Цапенко, выпускник Московского училища ваяния и зодчества, сын директора народных училищ Смоленской губернии.

Возведение памятника велось в режиме «штурмовщины», ставшим в позднее советское время очень популярным, а в начале 20-го века бывшим весьма нехарактерным. Тем не менее, зодчие стремились успеть отстроить памятник к юбилейной дате 1912 года и визиту в Смоленск императорской семьи. Из–за спешки проект памятника не был официально утвержден, а вместо заявленных в проекте мраморных или бронзовых деталей на нем первоначально установили деревянные.

По этой ли причине или по какой-либо иной, но сей монумент как бы «отомстил» торопыгам.

Существует версия, что посетивший Смоленск несколько недель спустя Николай II не подошел к нему, хотя и оглядел издали Королевский бастион. Этим он, якобы, продемонстрировал «царскую опалу Софийского полка» из–за случившегося накануне на Ходынском поле в Москве инцидента.
Сам Император Николай II об этом эпизоде написал в своем дневнике следующее: «Войска представились очень хорошо, но испортило мне впечатление то, что во время объезда рядовой Софийского полка выбежал с ружьем из строя и хотел подать мне прошение».

В письме к Марии Феодоровне от 10 сентября 1912 г. Государь более подробно рассказал об этом случае: «28-го был большой парад на Ходынском поле, в котором приняли участие четыре армейских корпуса — 75000 человек. Тут случился невероятный случай — во время объезда из строя вышел солдат Софийского полка с прошением ко мне. Разные генералы ловили его, но он пробрался ко мне и остановился, когда я крикнул на него. Я очень рассердился, и всему московскому военному начальству досталось от меня сильно».

Памятник представляет собой высокий четырёхгранный обелиск в форме пирамиды с шестью поддерживающими его колоннами на круглом ступенчатом основании. На вершине установлен бронзовый парящий орёл — символ славы и мужества русского воина. Обелиск имеет четыре неглубокие горизонтальные ниши, в которые были вделаны доски с текстами об истории и заслугах полка. Доски находились также в углублениях колонн.

В сентябре 1913 года, через год после установки, существование памятника, было, наконец, признано и допущено гражданскими властями. К этому моменту уже шла его «реставрация», а точнее доработка, закончившаяся окончательным, торжественным открытием памятника 30 мая (12 июня) 1914 года.

Надо отметить, что первоначально обелиск задумывался как надгробный монумент (Королевский бастион стал по–настоящему братской могилой для сотен русских солдат, павших в битве за Смоленск). Поэтому, согласно традиции, он был увенчан крестом. Однако к моменту его «второго» открытия в 1914 году его сменил орел. В это же время деревянные части — памятные доски, повествующие об истории и заслугах полка, а также вензеля его августейших шефов — были заменены металлическими.

В годы Первой мировой войны Софийский полк был разбит в районе Мазурских озер (территория современной Польши). Автор проекта памятника — Борис Цапенко оказался в плену, из которого вернулся только в 1918 году. Сначала он работал художником в смоленском отделении Пролеткульта, затем уехал в Москву, где занялся живописью. Одна из его картин («Допрос на исповеди») хранится в смоленском музее–заповеднике. С началом Великой Отечественной войны Цапенко вступил добровольцем в дружину противовоздушной обороны. Скончался он от инфаркта 19 декабря 1941 года.

Во время Великой Отечественной войны оформление наружных плоскостей монумента было полностью утрачено.

Памятник реставрировали в 1950 году. Два года спустя на нем появилась новая мемориальная доска: «Памятник сооружен в 1912 году солдатами Софийского полка в память о геройских подвигах своих предков».

К 2011 году памятник пришёл в аварийное состояние. В том же году в рамках подготовки Смоленска к празднованию 1150-летия со дня основания его вновь отреставрировали. На обелиск вернулись утраченные в годы войны вензеля и крест.

Памятник М.И. Кутузову-Смоленскому

В Смоленске вот уже на протяжении более 200 лет отношение к Михаилу Илларионовичу Кутузову совершенно особое. Многими поколениями смолян великий полководец воспринимается как родной, близкий, безмерно уважаемый и любимый человек. Неслучайно это имя было увековечено в начале и середине 20-го века названием в его честь одной из главный улиц в Заднепровском районе и двумя прекрасными памятниками. «Маленький» Кутузов – бюст в Сквере Памяти Героев (именовавшемся, кстати, долгое время «Кутузовским садиком»), и «большой» Кутузов – величественный памятник вблизи Свято-Успенского собора. О последнем мы сегодня и расскажем.

«Памятник Кутузову продолжает целую галерею смоленских памятников, посвященных героям и событиям Отечественной войны 1812 года, и являет собой дань памяти той великой победе», — пишут во многих изданиях о всем хорошо известном монументе у подножия Соборной горы.

Это так, но еще памятник Кутузову — первый монумент в Смоленске в честь Победы в Великой Отечественной войне.

В 1945 году исполнилось 200 лет со дня рождения великого полководца, и юбилей совпал с годом Победы в Великой Отечественной войне. Именно тогда, как пишет один из послевоенных путеводителей, «по ходатайству смоленской общественности Правительство Российской Федерации разрешило соорудить в Смоленске памятник великому полководцу».

Уже к 1947 году было готово эскизное решение по проекту московских скульпторов Виктора Королева и Георгия Мотовилова: «Кутузов–Смоленский изображается в полный рост с накинутой на плечи шубой. Фельдмаршал глубоко задумался — здесь, на Смоленщине, он должен решить судьбу вверенной ему России».

Первоначально памятник планировалось установить у парка Блонье, на выходе к нему нынешней улицы Коммунистической (а тогда — Социалистической). Позднее было выбрано другое место — у подножия Соборной горы, а к реализации проекта подключился архитектор Леонид Поляков. В то время открывать монументы не торопились, и торжественное открытие памятника Михаилу Кутузову состоялось лишь 20 июня 1954 года.

Памятник представляет собой бронзовую фигуру фельдмаршала во весь рост на постаменте из розового гранита. Его непокрытая голова слегка приподнята, а взгляд устремлен вперед. Наблюдается портретное сходство этого произведения с работами художников, писавших Кутузова с натуры. Низко спускающиеся к воротнику волосы уже вышедшего в те времена из моды парика подчеркивают характерные особенности лица: большой лоб, невидящий правый глаз, нос с горбинкой, обильные морщины, глубокие складки у рта, двойной подбородок. Украшена боевыми наградами грудь полководца, правая рука сжимает рукоять опущенной к земле обнаженной шпаги, левой Кутузов придерживает плащ. Непринужденность позы хорошо сочетается с запечатленной в облике полководца решительностью и твердой волей. Кутузов предстает в этом памятнике в зените славы, торжествующим победу над врагом.

Памятник Кутузову, созданный Мотовиловым, удачно дополнил галерею смоленских памятников героям и событиям Отечественной войны 1812 года, которые были установлены ещё до Октябрьской революции: Памятник-часовня в «Лопатинском саду», Памятник «с орлами», Памятник Софийскому полку, бюст Кутузова, обелиск на могиле генерала А.А. Скалона, памятник на месте расстрела партизан — подполковника П. И. Энгельгардта и  коллежского асессора С. И. Шубина, мемориальные доски русским полкам — защитникам Смоленска — на Смоленской крепостной стене.

О дореволюционных военачальниках «забыли» после 1917 года — их затмили герои Гражданской войны и революционные деятели. Вновь вспомнили о них в довоенное время. Например, в «Кратком курсе истории СССР» 1937 года князь Александр Невский впервые в советской исторической литературе был назван «великим русским полководцем». В следующем году вышел знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Но в устах руководителя государства имена Невского и других полководцев стали звучать на всю страну только после начала Великой Отечественной войны.

«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков: Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!», — такие слова были произнесены Сталиным на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года.

Упоминание великих предков было неслучайным и имело очень большое политическое, историческое и, разумеется, эмоциональное и вдохновляющее значение. Немцы были под Москвой. Красноармейцы прямо с Красной площади уходили на фронт.

Названия многих военных стратегических операций 1943–1944 годов носили имена выдающихся полководцев: «Багратион», «Полководец Кутузов», «Полководец Румянцев». Тогда же, в годы Великой Отечественной войны были учреждены орден Александра Невского, а затем — ордена Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова. Создавались именные воинские колонны «Танковая колонна Дмитрия Донского», эскадрилья самолетов «Александр Невский». И первые памятники — скульптуры событиям Великой Отечественной войны — это памятники великим полководцам. Что касается Смоленска, то это именно памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову. Светлейшему князю Голенищеву-Кутузову-Смоленскому.

Кстати, большинство памятников в честь победы в Отечественной войне 1812 года в Смоленске появились в соответствии с Высочайшей волей Николая II.

594733594733