Политическая конкуренция – это не конкурс популистов
Члены общественного штаба по наблюдению за выборами обсудили доклад, посвящённый политической конкуренции на современных выборах в России
Смоленск, 9 июля. 9 июля в ходе заседания круглого стола члены общественного штаба по наблюдению за выборами обсудили доклад Фонда исследования проблем демократии, посвящённый «Политической конкуренции на современных выборах в России».
Открыла заседание круглого стола руководитель штаба Марина Проскурнина, которая приняла участие в мероприятии в онлайн-формате: 7 июля на пресс-конференции в ТАСС директор Фонда, председатель
Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев рассказал о результатах проведенного фондом исследования: за последние годы число зарегистрированных кандидатов на муниципальных и региональных кампаниях постоянно увеличивалось.
Одновременно с выборами в Госдуму в единый день голосования 2021 года должны пройти прямые выборы глав девяти субъектов РФ (еще в трех регионах высших административных лиц будут выбирать депутаты заксобраний) и 39 региональных парламентов.
Сегодня большое число партий представлены в законодательных собраниях.
«Во многих из 39-ти избирательных кампаний, которые пройдут в этом году в законодательные собрания регионов, по словам Максима Григорьева, на основе предыдущих данных можно прогнозировать участие более 10 политический партий. При сравнении показателей 2020, 2019 года и ранних лет, было выявлено увеличение количества выдвинутых и зарегистрированных кандидатов на выборах высших должностных лиц, депутатов в региональные парламенты, в органы местного самоуправления.
Также в составах региональных парламентов существенно увеличилось число политических партий. Так, показательны примеры Костромской, Рязанской, Челябинской, Калужской и Новосибирской областей, где в парламенты прошли «Новые люди», «За правду», «Российская партия пенсионеров со социальную справедливость» и другие политические силы.
Во многом позитивная тенденция на расширение партийно-политического представительства, по убеждению автора доклада связана и с тем, что за последние годы избирательные комиссии всех уровней в целом изменили своё отношение к кандидатам, позволяя им исправлять ошибки в документах при выдвижении».
В Смоленской областной Думе уже второй состав подряд отмечается стабильность в количественном составе политических партий, входящих в нее. Все пять политических партий, которые принимали участие в выборах депутатов шестого созыва Смоленской областной думы в 2018 году, преодолели пятипроцентный барьер и были допущены к распределению мандатов. Вместе с тем состав регионального парламента обновился за счет кандидатов-одномандатников. И этот факт как нельзя лучше свидетельствует о честности, объективности процесса выборов в региональный парламент.
В ходе заседания круглого стола эксперты обсудили уровень конкуренции, между политическими силами на выборах в Госдуму в сентябре и обменялись своими мнениями.
«В марте 2016 года в России были зарегистрированы 77 политических партий, 73 из них имели право участвовать в выборах. Но только 25 партий из 73 провели предвыборные съезды в установленные законом сроки, и из них лишь 14 были зарегистрированы и приняли участие в выборах. Сейчас в России право принимать участие в выборах имеют 32 политические партии. 14 из них обладают «думской квотой» — правом не собирать подписи. Это партии, получившие на предыдущих выборах более 3% или имеющие хотя бы одного депутата в региональных парламентах.
Безусловно, это избирательная кампания обещает быть чрезвычайно конкурентной. Но для нас важно, чтобы борьба велась честно и прозрачно, в строгом соответствии с нормами закона и политической этики. Президент обозначил моральные ориентиры для всех политических сил — выборы не должны превращаться в конкурс популистов, нельзя играть на насущных потребностях граждан, обещая несбыточное. В России слова «политик» и «ответственный политик» должны быть синонимами».
Для нас общественников важно, и хочу особо подчеркнуть этот факт, чтобы все участники избирательного процесса имели равные возможности.
Решение, о том какие партии и кандидаты войдут в состав Государственной Думы, остается за избирателями. Наша задача – именно ее мы ставили во главу угла в ходе обучения наблюдателей по программе независимого общественного наблюдения – фиксация всех нарушений, в том числе и фиксация случаев давления и подкупа избирателей. Мы должны добиться беспрецедентной открытости и прозрачности процедуры голосования, обеспечить защиту голосов избирателей, предотвратить нарушения избирательных прав.
Мы прекрасно осознаем, что в целях манипуляции общественным мнением будет запущен поток фейк-новостей с масштабированием локальных проблем на отдельных участках на всю картину выборов. Этому мы будем противопоставлять обеспечение открытости и прозрачности выборов: широкую сеть наблюдения, обеспечивающую сбор и оперативную проверку сообщений о подготовке и проведении выборов, выявление и устранение проблем, имеющих место в процессе их проведения. Только создание атмосферы предельной открытости и прозрачности выборов минимизирует риски их делигитимации и дискредитации«, — подчеркнула Марина Проскурнина, член Общественной Палаты РФ, руководитель регионального Общественного штаба по наблюдению за выборами, эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг».
«Думаю, что особых интриг на ближайших выборах не будет. Нет сомнений, что партии «большой четверки» смогут с тем или иным успехом преодолеть избирательный барьер и получить доступ к распределению мандатов. Больший интерес вызывает, кто с каким счетом этот барьер преодолеет. В этих условиях основная борьба разгорится в битве за второе место.
Особо важным будет, кто из остальных партий сможет получить минимально необходимый для государственного финансирования процент голосов и развернуть на более-менее постоянной основе свою деятельность. Чем больше таких партий будет – тем более демократичными будут избирательные процессы в новом электоральном цикле на ближайшие 5 лет.
Хочется верить, что эпидемиологическая обстановка позволит всем провести избирательную кампанию с минимальными ограничениями и донести свои предвыборные программы до максимального числа избирателей», — заявил член Общественной палаты Смоленской области, член регионального Общественного штаба по наблюдению за выборами, эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алексей Пещаницкий.
«В Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность и, исходя из этого конституционного принципа, гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» политические партии являются общественными объединениями, которые созданы в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Поэтому должна быть обеспечена профессиональная и открытая работа избирательных комиссий для обеспечения равных возможностей для всех участников избирательного процесса в рамках установленного законодательства Российской Федерации. Открытости избирательного процесса выборов депутатов Государственной Думы в 2021 году, несомненно, будет способствовать и общественный контроль», — прокомментировала член Общественной палаты Смоленской области, член регионального Общественного штаба по наблюдению за выборами Елена Матюшова.
текст: Екатерина Добрая
фото: пресс-служба администрации Смоленской области