Политическая конкуренция – это не конкурс популистов

Екатерина СИДОРЕНКО

Члены общественного штаба по наблюдению за выборами обсудили доклад, посвящённый политической конкуренции на современных выборах в России

d8c1ff64-a188-4cc6-98ec-aeafcbbd2fc5

Смоленск, 9 июля. 9 июля в ходе заседания круглого стола члены общественного штаба по наблюдению за выборами обсудили доклад Фонда исследования проблем демократии, посвящённый «Политической конкуренции на современных выборах в России».

Открыла заседание круглого стола руководитель штаба Марина Проскурнина, которая приняла участие в мероприятии в онлайн-формате: 7 июля на пресс-конференции в ТАСС директор Фонда, председатель

Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев рассказал о результатах проведенного фондом исследования: за последние годы число зарегистрированных кандидатов на муниципальных и региональных кампаниях постоянно увеличивалось.

Одновременно с выборами в Госдуму в единый день голосования 2021 года должны пройти прямые выборы глав девяти субъектов РФ (еще в трех регионах высших административных лиц будут выбирать депутаты заксобраний) и 39 региональных парламентов.

Сегодня большое число партий представлены в законодательных собраниях.

«Во многих из 39-ти избирательных кампаний, которые пройдут в этом году в законодательные собрания регионов, по словам Максима Григорьева, на основе предыдущих данных можно прогнозировать участие более 10 политический партий. При сравнении показателей 2020, 2019 года и ранних лет, было выявлено увеличение количества выдвинутых и зарегистрированных кандидатов на выборах высших должностных лиц, депутатов в региональные парламенты, в органы местного самоуправления.

Также в составах региональных парламентов существенно увеличилось число политических партий. Так, показательны примеры Костромской, Рязанской, Челябинской, Калужской и Новосибирской областей, где в парламенты прошли «Новые люди», «За правду», «Российская партия пенсионеров со социальную справедливость» и другие политические силы.

Во многом позитивная тенденция на расширение партийно-политического представительства, по убеждению автора доклада связана и с тем, что за последние годы избирательные комиссии всех уровней в целом изменили своё отношение к кандидатам, позволяя им исправлять ошибки в документах при выдвижении».

В Смоленской областной Думе уже второй состав подряд отмечается стабильность в количественном составе политических партий, входящих в нее. Все пять политических партий, которые принимали участие в выборах депутатов шестого созыва Смоленской областной думы в 2018 году, преодолели пятипроцентный барьер и были допущены к распределению мандатов. Вместе с тем состав регионального парламента обновился за счет кандидатов-одномандатников. И этот факт как нельзя лучше свидетельствует о честности, объективности процесса выборов в региональный парламент.

В ходе заседания круглого стола эксперты обсудили уровень конкуренции, между политическими силами на выборах в Госдуму в сентябре и обменялись своими мнениями.

«В марте 2016 года в России были зарегистрированы 77 политических партий, 73 из них имели право участвовать в выборах. Но только 25 партий из 73 провели предвыборные съезды в установленные законом сроки, и из них лишь 14 были зарегистрированы и приняли участие в выборах. Сейчас в России право принимать участие в выборах имеют 32 политические партии. 14 из них обладают «думской квотой» — правом не собирать подписи. Это партии, получившие на предыдущих выборах более 3% или имеющие хотя бы одного депутата в региональных парламентах.

Безусловно, это избирательная кампания обещает быть чрезвычайно конкурентной. Но для нас важно, чтобы борьба велась честно и прозрачно, в строгом соответствии с нормами закона и политической этики. Президент обозначил моральные ориентиры для всех политических сил — выборы не должны превращаться в конкурс популистов, нельзя играть на насущных потребностях граждан, обещая несбыточное. В России слова «политик» и «ответственный политик» должны быть синонимами».

Для нас общественников важно, и хочу особо подчеркнуть этот факт, чтобы все участники избирательного процесса имели равные возможности.

Решение, о том какие партии и кандидаты войдут в состав Государственной Думы, остается за избирателями. Наша задача – именно ее мы ставили во главу угла в ходе обучения наблюдателей по программе независимого общественного наблюдения – фиксация всех нарушений, в том числе и фиксация случаев давления и подкупа избирателей. Мы должны добиться беспрецедентной открытости и прозрачности процедуры голосования, обеспечить защиту голосов избирателей, предотвратить нарушения избирательных прав.

Мы прекрасно осознаем, что в целях манипуляции общественным мнением будет запущен поток фейк-новостей с масштабированием локальных проблем на отдельных участках на всю картину выборов. Этому мы будем противопоставлять обеспечение открытости и прозрачности выборов: широкую сеть наблюдения, обеспечивающую сбор и оперативную проверку сообщений о подготовке и проведении выборов, выявление и устранение проблем, имеющих место в процессе их проведения. Только создание атмосферы предельной открытости и прозрачности выборов минимизирует риски их делигитимации и дискредитации«, — подчеркнула Марина Проскурнина, член Общественной Палаты РФ, руководитель регионального Общественного штаба по наблюдению за выборами, эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг».

a502cd40-1abe-4a7b-af78-ba8527785d36

«Думаю, что особых интриг на ближайших выборах не будет. Нет сомнений, что партии «большой четверки» смогут с тем или иным успехом преодолеть избирательный барьер и получить доступ к распределению мандатов. Больший интерес вызывает, кто с каким счетом этот барьер преодолеет. В этих условиях основная борьба разгорится в битве за второе место.

Особо важным будет, кто из остальных партий сможет получить минимально необходимый для государственного финансирования процент голосов и развернуть на более-менее постоянной основе свою деятельность. Чем больше таких партий будет – тем более демократичными будут избирательные процессы в новом электоральном цикле на ближайшие 5 лет.

Хочется верить, что эпидемиологическая обстановка позволит всем провести избирательную кампанию с минимальными ограничениями и донести свои предвыборные программы до максимального числа избирателей», — заявил член Общественной палаты Смоленской области, член регионального Общественного штаба по наблюдению за выборами, эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алексей Пещаницкий.

«В Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность и, исходя из этого конституционного принципа, гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» политические партии являются общественными объединениями, которые созданы в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Поэтому должна быть обеспечена профессиональная и открытая работа избирательных комиссий для обеспечения равных возможностей для всех участников избирательного процесса в рамках установленного законодательства Российской Федерации. Открытости избирательного процесса выборов депутатов Государственной Думы в 2021 году, несомненно, будет способствовать и общественный контроль», — прокомментировала член Общественной палаты Смоленской области, член регионального Общественного штаба по наблюдению за выборами Елена Матюшова.

текст: Екатерина Добрая
фото: пресс-служба администрации Смоленской области

394041394041