Памяти научного руководителя Андрея Вербицкого
22 декабря 2020 года ушел из жизни Вербицкий Андрей Александрович, российский психолог и педагог, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор по специальности «Педагогическая и возрастная психология», профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
Вербицкий А.А. участвовал в исследовательских проектах Министерства образования России «Высшая школа России», «Инновационные педагогические технологии», в разработке государственных концепций непрерывного образования и непрерывного последипломного образования. Он автор более 200 научных и научно-методических работ, 5 монографий. Награжден Медалью К.Д. Ушинского и Золотой медалью РАО, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования».
В 2018 году Российским профессорским собранием удостоен почетного звания «Профессор года» в номинации «Педагогический науки».
Для педагогического коллектива МБОУ «Средняя школа № 33» города Смоленска безвременный уход Вербицкого Андрея Александровича — невосполнимая утрата. Он был научным руководителем инновационной научно-образовательной площадки МПГУ, открытой на базе нашей школы по проблеме «Школа — Центр социально-контекстного образования» на период 2018-2021 годы.
Но он был не просто научным руководителем площадки, он был большим другом и идейным вдохновителем нашего педагогического коллектива, неоднократно посещал нашу школу, встречался с администрацией, педагогами школы, проводил авторские семинары, презентовал передовые инновационные идеи, авторские разработки, делился мыслями о перспективах развития образования.
Общеизвестно, что академик РАО Вербицкий А.А. является автором психолого-педагогической теория контекстного образования.
Хотя первоначально теория контекстного обучения была сформулирована для целей профессионального образования, по мнению автора, ее методологию можно развить и применительно к общему образованию, опираясь на компетентностный и контекстный подходы. Именно эта идея легла в основу Концепции инновационной площадки на базе нашей школы под научным руководством Вербицкого А.А., поскольку в школе были созданы определенные предпосылки.
В течение пяти лет (с 2013 по 2017 годы) школа функционировала в статусе региональной инновационной площадки (РИП) по проблеме «Управление развитием социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы». Основным системообразующим эффектом реализации программы РИП стало создание кластерной трехуровневой модели социально-контекстной образовательной среды в условиях МБОУ «СШ № 33», что определило новизну инновационного опыта. Инновационная деятельность педагогического коллектива обеспечила достижение качественно новых образовательных результатов — сформированности у обучающихся социально-контекстных компетенций.
В этой связи, имеющийся опыт и научное видение возможности использования технологии контекстного образования уже было сформировано, необходимо было презентовать имеющиеся наработки и получить научную оценку возможности переноса технологии с одного уровня образования (профессионального) на другой (уровень общего образования).
Именно в это время, в июле 2017 года, состоялась первая встреча директора школы Жойкина С.А. и заместителя директора по научно-методической работе Куришкиной Л.А. с ученым в рамках авторских мастер-классов А.А. Вербицкого в городе Смоленске.
Эта встреча стала по-настоящему знаковой для нашего коллектива: Андрея Александровича заинтересовали результаты деятельности школы и системные эффекты инновационной работы, и он предложил администрации школы подать заявку на соискание статуса инновационной научно-образовательной площадки МПГУ, научным руководителем которой и был назначен в сентябре 2018 года.
Ключевой идеей, положенной в основу проектирования модели «Школа — Центр социально-контекстного образования», стали психолого-педагогическая теория и принципы контекстного образования А.А. Вербицкого на основе интеграции системного, компетентностно-контекстного и ресурсно-контекстного подходов.
Контекст — основное понятие теории контекстного образования А.А. Вербицкого. В контекстном образовании с помощью системы учебных проблем, проблемных ситуаций, задач, практик выстраивается сюжетная канва усваиваемой деятельности, превращая статичное содержание образования в динамично развертываемое. Основной единицей содержания контекстного образования выступает ситуация надпредметного или метапредметного характера, хотя и для привычных учебных задач и заданий есть достаточно места. Овладевая нормами компетентных предметных, надпредметных и метапредметных действий и отношений людей в ходе индивидуального и совместного анализа и разрешения заданных ситуаций, школьник развивается и как человек, обладающий определенной компетенцией, и как член общества.
На совместных деловых встречах с Андреем Александровичем, организованных в нашей школе, мы делились с ученым опытом работы по адаптации теории контекстного образования в условиях общеобразовательной массовой школы, анализировали настоящее, строили общие планы на будущее.
Мы благодарны нашему научному руководителю Вербицкому А.А. за корректный анализ наших материалов, глубокое осмысление возможной адаптации и расширение дидактико-методических границ образовательной технологии контекстного образования, за новый взгляд возможности ее использования с целью формирования функциональной грамотности обучающихся.
Андрея Александровича отличали глубина анализа информации, вдумчивое восприятие происходящего, аккуратные критические замечания в форме корректных вопросов и уточнений, грамотность ведения научной дискуссии, а также изумительная способность разбавить академический язык науки неподражаемым чувством юмора, удивить своих слушателей вовремя рассказанной притчей или красиво исполненной музыкальной миниатюрой.
На деловых встречах неоднократно проводились расширенные научно-методические советы, позволяющие подвести некоторые промежуточные итоги работы по внедрению технологии контекстного образования, уточнить понятийный аппарат исследования в связи с отработкой понятия «социально-контекстное образование», обсудить возможности представления разработок на всероссийском уровне.
Андрей Александрович дал высокую оценку уровню разработанности и решению проблемы использования теории контекстного образования в нашей школе, увидел перспективы ее развития и дальнейшей трансформации. За время совместной работы с Андреем Александровичем Вербицким нами раскрыты педагогические основы и принципы социально-контекстного образования в средней школе – одного из перспективных направлений реализации теории и практики контекстного образования, коррелирующего с направлениями реализации ФГОС общего образования.
В результате совместного анализа имеющихся подходов, разработок и представленного опыта научным руководителем Вербицким А.А. и директором школы Жойкиным С.А. был сделан вывод, что психолого-педагогическая теория контекстного образования адекватна целям реализации основных направлений развития общеобразовательной школы и требованиям ФГОС общего образования, а также ключевым задачам проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Важным итогом совместной деятельности педагогического коллектива МБОУ «СШ № 33» и научного руководителя А.А. Вербицкого стала публикация статьи «Концептуальная модель школы как Центра социально-контекстного образования» в журнале «Педагогика» (№ 3, 2020), в которой представленная модель получила научно-теоретическое и практико-ориентированное обоснование. А это значит, что идеи ученого, педагога и мыслителя Андрея Александровича Вербицкого продолжат воплощаться в жизнь на смоленской земле в школе, другом которой он был…
Встреча ученого с учителями… Как это важно для педагога — быть услышанным, общаться с людьми науки, понимать актуальность преобразований в системе российского образования в целом и, в частности, в родной школе, понимать инновационность и необходимость собственного профессионального развития — все это и происходило во время встреч с Андреем Александровичем Вербицким.
Изменяет учителя и профессиональная среда, особенно если она диалогического типа, в которой учитель чувствует себя субъектом инновационных преобразований, а не бесправным объектом монологического управления со стороны администрации школы. Встречи с ученым вызывают интерес у каждого педагога, меняя мнения, вырабатывая позицию, проектируя планы и изменения.
Этого влияния не заменить…
Но он ушел. Благородный, честный, непоколебимый в своей вере в образование, любящий людей, мыслями всегда направленный в будущее… Но осталась светлая память о нем, наших встречах, планах, перспективах в работе…
В поздравительном письме в адрес коллектива школы от 05 октября 2020 года наш научный руководитель писал:
«…Ваш коллектив подвижнически выполняет главную миссию — нести детям, как сказал поэт, разумное, доброе, вечное. Желаю всем педагогам школы доброго здоровья, оптимизма и дальнейших творческих успехов на тернистом пути повышения качества образования!..
С глубоким уважением, Ваш Вербицкий А.А.»
Светлая память об Андрее Александровиче Вербицком будет храниться в наших сердцах. Он ушел, оставив нам свое научное наследие. Очень жаль, что нельзя теперь посоветоваться с ним, задать вопрос, написать письмо, просто встретиться.
Но он остался нашим научным руководителем — мы будем читать его книги, монографии, статьи и находить в них то, что мог бы сказать нам этот замечательный человек, великий ученый, придавая этому новый смысл и приобретая при этом новые знания.
Спасибо, Учитель!..
коллектив школы №33 г.Смоленска