Особенности организации и подготовки к ГИА детей с ОВЗ и детей-инвалидов

школьница, ученица

Государственная итоговая аттестация — это ключевое итоговое испытание, демонстрирующее степень и уровень освоения обучающимися образовательной программы. Согласно нормативным документам, методическим рекомендациям, плану мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2022 году организация ГИА для детей-инвалидов имеет ряд процессуальных особенностей. Экзамены для данной категории обучающихся организуются в условиях, учитывающих состояние здоровья, а также особенности психофизического развития участников ГИА. Экзаменационные испытания могут проводиться как в образовательной организации, являющейся пунктом проведения экзамена, так и на ППЭ, организованном на дому у ребенка — инвалида.

По желанию детям-инвалидам предоставляется возможность сдачи только обязательных экзаменов (русский язык и математика), а также в выборе форм сдачи экзаменов (ОГЭ или ГВЭ). Время, отведенное на выполнение работы, увеличивается на 1,5 часа. Однако, если обучающийся не видит необходимости в сокращении экзаменов до 2-х обязательных, он может пройти государственную итоговую аттестацию на общих основаниях, что зафиксировано в его личном заявлении на участие в ГИА. Также во время проведения экзамена для детей-инвалидов, если в этом есть необходимость, организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических процедур.

Что касается подготовки детей-инвалидов к государственной итоговой аттестации, то здесь следует отметить системную работу не только каждого учителя — предметника, но и педагога-психолога, и классного руководителя, которая включает в себя целый ряд составляющих:

  • урочная и внеурочная деятельность,
  • групповые и индивидуальные занятия по предметам,
  • консультации педагога-психолога для обучающихся их родителей (законных представителей),
  • проведение тренировочных работ по основным темам с целью ознакомления обучающихся со структурой, содержанием и оцениванием экзаменационных работ и психологической подготовки к экзаменам.

Для получения объективной информации об уровне подготовки каждого ученика к государственной итоговой аттестации в школе разработаны Маршрутные листы, в которых фиксируются стартовый уровень, промежуточный и итоговый результат предметной и психологической готовности к ГИА. Это особенно важно при работе детьми, имеющими особые образовательные потребности. Такие замеры обеспечивают эффективную обратную связь и позволяют всем участникам корректировать свою деятельность.

Психологическое сопровождение детей-инвалидов включает в себя диагностическую (выявление индивидуальных личностных особенностей, состояния психического и физического здоровья), коррекционно-развивающую работу (повышение уровня уверенности в себе), индивидуальные консультирования (по запросу обучающихся, родителей, учителей-предметников, классных руководителей); психологическое просвещение (практические занятия в виде тренингов).

Работа по подготовке детей-инвалидов педагогом-психологом к ГИА начинается с диагностики уровня психологической готовности по трем основным компонентам: познавательный (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы), личностный (тревожность), процессуальный (знакомство с процедурой ГИА). Отталкиваясь от полученных результатов, педагог-психолог выстраивает с обучающимися — инвалидами индивидуальную траекторию психокоррекционной и развивающей работы совместно с классным руководителем, а также родителями (законными представителями). В рамках данной работы идет планирование индивидуальных занятий по подготовке к экзаменам, проведение цикла занятий в форме психологических тренингов по развитию внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности, нервно-мышечного напряжения, проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции. На занятиях обсуждаются вопросы, которые решаются только с помощью родителей: как дома оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, как организовать день накануне экзамена, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА.

Работа учителя-предметника строится на основе следующих принципов:

Тематический

Повторение программного материала идет по темам, соблюдая принцип от простых заданий к сложным.

Логический

На этапе освоения предметных результатов необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Тренировочный

На уроках и во внеурочной деятельности обучающемуся-инвалиду предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые можно оценить не только уровень освоения материала, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Временной

Все тренировочные тесты учителя-предметники проводят с учетом времени, чтобы обучающийся смог контролировать себя — за какое время и сколько заданий он успевает решить.

Контролирующий

Тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Работа педагога-психолога с обучающимися-инвалидами сопровождается совместными мероприятиями с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями и направлена на создание благоприятных условий для подготовки к ГИА.

В 2021-2022 учебном году в МБОУ «СШ №1» была реализована программа психологической подготовки к ГИА, предназначенная для психологической работы с обучающимися, имеющими статус ребенок-инвалид. Работа проводилась индивидуально. Программа включала 17 занятий. В ходе работы использовался метод диагностики, игровые методы, метод обсуждения, арт-терапия. Особое внимание на занятиях уделялось

созданию адекватного объективного отношения обучающихся к ГИА и предупреждению негативных эмоций в отношении экзаменов; знакомству обучающихся с понятием «стресс» и основными способами его снижения; развитию внутренней уверенности, от которой так же зависит успешность сдачи экзаменов; обучению приёмам волевой мобилизации и приемам самообладания.

Планируемым результатом работы была психологическая готовность обучающихся с ОВЗ к сдаче экзаменов, а именно:

— снижение уровня тревожности;

— развитие концентрации внимания;

— повышение сопротивляемости стрессу;

— развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

— развитие навыков конструктивного взаимодействия, необходимых при сдаче ГИА.

При повторном исследовании психологической готовности к экзаменам обучающиеся показали хорошие результаты по анкете «Готовность к экзаменам» М.Ю. Чибисовой, что говорит об успешности проведенной психологической работы, а также целенаправленной совместной работы классного руководителя и педагогов-предметников.

 Комплексное сопровождение детей-инвалидов по подготовке к сдаче ГИА способствует формированию психологической готовности обучающихся и их родителей (законных представителей), позволяет избежать излишнего волнения, повысить эффективность запоминания, развить навыки логического мышления и регуляции собственного психоэмоционального состояния.

 Коллектив нашей школы понимает, что показателем эффективности работы любой образовательной организации является успешность ее выпускников в дальнейшем образовательном и жизненном пути. Именно поэтому мы работаем так, чтобы с учетом индивидуальных особенностей раскрыть все возможности ребенка в процессе обучения и подготовки к ГИА.

директор МБОУ «СШ № 1» Л.П. Мирошкина

444572444572



Комментировать