Опыт Врачебной палаты Смоленской области высоко оценили на федеральном уровне
Система защиты врачей и пациентов в случаях оказания некачественной медицинской помощи должна измениться. В этом уверены участники конференции «Медицина и право», прошедшей в Москве по инициативе Координационного Совета Врачебных Палат и Ассоциаций Центрального федерального округа.
Основой должно стать досудебное урегулирование конфликтов и такая система должна лечь в основу реализации пилотных проектов в регионах. Опыт Врачебной палаты Смоленской области, где уже наработана большая практика решения спорных вопросов в досудебном порядке и третейского судопроизводства, может послужить основой для построения системы защиты.
Возможность интеграции медицинского сообщества в системы оценки качества медицинской помощи и досудебного урегулирования конфликтов между врачом и пациентом стала основной темой конференции «Медицина и право».
— Национальная медицинская палата обеспокоена тем, что на государственном уровне структуры, которые защищали бы врачей, до сих пор не созданы. В системе отсутствуют какие-либо инструменты, позволяющие решать конфликты между врачом и пациентом, а медицинским организациям в случае их вины компенсировать ущерб пациентам. Объем претензий возрастает как снежный ком, и среди них множество несправедливых. Возникают ситуации, когда ни простым врачам, ни медицинским учреждениям в случаях судебных исков нечем расплачиваться, – отметил Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.
Отсутствие эффективных механизмов защиты как врачей и пациентов, иногда необъективная работа института судебно-медицинской экспертизы, противоречия в нормативно-правовой базе, приводящие к неоднозначности трактовок действий врачей, неразвитость инструментов досудебного урегулирования конфликтов – это те проблемы, которые были названы в качестве основных.
— Сегодня алгоритм досудебного разбирательства, в принципе, представлен только тем, что в законодательстве есть такое понятие, как экспертиза качества медицинской помощи. Но это только в рамках системы обязательного медицинского страхования. Страховые компании, безусловно, должны защищать застрахованных. Но по нашим данным, пациенты почему-то мало обращаются в страховые компании, – отметила Ирина Серёгина, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. – Росздравназдор готов содействовать в пределах своих полномочий в разработке алгоритма досудебного разбирательства».
Наработки в этом направлении существуют в Смоленской области. Врачебная палата Смоленской области существует 5 лет. И все эти годы работает в сотрудничестве с органами власти, что дало возможность наладить систему защиты интересов врачей и пациентов.
— Эксперты Палаты аккредитованы в Росздавнадзоре. На основании этой аккредитации мы смогли получить лицензию на контроль качества медицинской помощи. Также мы заключили соглашения с департаментом здравоохранения области и с Росздравнадзором области о том, что поток жалоб может регулироваться в досудебном порядке. За годы работы палаты рассмотрено более 700 жалоб по поводу ненадлежащего оказания медицинской помощи и проблем дополнительного лекарственного обеспечения инвалидов. Всего два случая были рассмотрены на заседаниях Третейского суда, а остальные урегулированы на досудебном уровне с помощью экспертов из коллегии досудебного разрешения споров, – рассказала Наталья Аксенова, председатель Врачебной палаты Смоленской области.