«Онлайн-экспорт»: как выжить среди санкций

Евгений ВАНИФАТОВ

В ситуации, когда санкции значительно усложнили международные поставки, выходом может стать онлайн-экспорт, освоение электронных торговых площадок. Смоленские компании уже оценили эффективность этого пути

Бренд «Slonvish», производитель гипоаллергенной авторской бижутерии, весной лишился европейских партнеров. Взамен областной Центр поддержки экспорта Смоленской области открыл перед компанией огромный рынок Азии. О том, как это произошло, рассказывает сооснователь бренда Александр Ковальский.

— Александр, как «Slonvish» впервые вышел на экспорт?

— Это тоже произошло благодаря ЦПЭ: мы поехали на международную выставку, посвященную подаркам. Не очень соответствовали тематике, но к нам подошел один оптовик, купил образцы — и уже через неделю мы получили предложение торговать с Беларусью. Наш первый партнер открыл магазин, где порядка 70% товаров составляли наши украшения.

С тех пор мы планомерно шли к развитию бренда в Европе. К примеру, создали специально для ЕС линейку украшений из переработанного пластика, это суперактуальная для них тема эко-продукции. Но события 2022 года всё изменили. Европейские партнеры не против продолжения сотрудничества, но не готовы к репутационным рискам. Поэтому нам пришлось искать другие варианты. К счастью, еще в конце прошлого года мы обратились в Центр поддержки экспорта за помощью с выходом на электронную площадку Topfranchise.com. Это оказалось очень своевременным шагом.

— Почему именно Topfranchise?

— На самом деле вариантов было больше. При выборе ЭТП сначала нужно пройти скоринг на цифровой платформе «Мой экспорт», там автоматически предлагают варианты площадок, подходящие конкретному бизнесу. А вот уже среди этих вариантов Topfranchise оказался лучшим. Эта площадка специализируется на продаже франшиз по всему миру, а мы как раз создали франшизу, чтобы диверсифицировать каналы продаж. Причем на Topfranchise можно продавать и товары.

— Насколько успешным оказалось размещение на маркетплейсе?

— Последовал просто шквал заявок из стран Востока, 10-15 в месяц, никогда такого не было! К нам поступают запросы из Индии, Пакистана, Саудовской Аравии, с Кипра. Через одну из компаний Азербайджана прорабатываем вариант возвращения на европейский рынок. Уже полностью доработан и заключен экспортный контракт с ОАЭ. И это всего за полгода. С учетом этих запросов ожидаем, что в 2022-м доля экспорта в наших продажах достигнет 60%.

А в чем конкретно заключалась помощь Центра поддержки экспорта Смоленской области?       

— Во многом. В рамках услуги «Онлайн-экспорт» Центр оплатил нам годичное размещение на Topfranchise, это примерно 400 тысяч рублей. Мы — микробизнес, без такой поддержки просто не попали бы на эту площадку. Кроме того, специалисты Центра помогли проанализировать наш типовой экспортный контракт. Оказалось, он вполне отвечает требованиям российского законодательства, но не учитывает особенности международного права. Теперь наши документы практически не вызывают вопросов у зарубежных компаний. Добавлю, что и в выставках, на которые приглашает ЦПЭ, мы продолжаем участвовать.

У Центра много мер поддержки, мы даже не все ещё изучили. Но уже сейчас однозначно рекомендую его всем, кто морально готов экспортировать. Главное, от чего хотел предостеречь: не думайте, что Центр будет продавать за вас! Да, он очень помогает с решением экспортных задач, помогает избежать множества ошибок, но основная работа все-таки ложится на экспортера. Для иностранных рынков нужны другие фото и описания товаров, другие презентации — мы, например, переводили тексты на «дубайский английский», потому что в Объединенных Арабских Эмиратах язык несколько отличается от того, к чему привыкли в Европе. Нужно научиться жить в ином ритме — на Востоке долго присматриваются к партнерам. Но это того стоит. Онлайн-экспорт даже в условиях санкций позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.

455921455921