Контактные детки
«Заходишь во время урока «ВКонтакте», смотришь – полшколы онлайн!» – этот анекдот сейчас очень популярен в соцсетях.
Как раз тот случай, когда в шутке не просто доля, а большая часть правды. Социальные сети стали для большинства подростков неотъемлемой частью жизни. Некоторые родители по этому поводу не тревожатся: зато чадо по улицам не бродит и с плохими компаниями не знается. А кому-то современное увлечение кажется ненормальным: «Нас в твои годы со двора было не вытащить, а ты днями за компьютером». В самом деле, есть ли тут повод для беспокойства?
Мы попросили высказаться на эту тему двух известных смоленских специалистов: доцента кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидата психологических наук Яну МИКФЕЛЬД и учителя математики высшей категории гимназии № 1 им. Н.М. Пржевальского Светлану БОРЩЁВУ.
Яна МИКФЕЛЬД:
С подростком можно и нужно договариваться
– Подростковый период – сложное время, это известный факт. Подросток особенно нуждается в общении. А что делают социальные сети? Они заменяют полноценный процесс общения некой имитацией. Если с самых юных лет дети привыкают разговаривать онлайн, не видя, не чувствуя своего собеседника, в жизни они становятся замкнутыми, не умеют правильно интерпретировать эмоции. Развивается эмоциональная тупость, которая в дальнейшем может привести к тому, что человек не сумеет создать полноценную семью. Кроме того, анонимность порождает ощущение вседозволенности и порой жестокость. Вспомните, как много сейчас в сети роликов, где школьники избивают сверстника или младшеклассника. Эти драчуны уверены, что их не найдут и не накажут, таким нездоровым образом они самовыражаются.
Возможность скрываться под никами, не показывать лицо приводит к тому, что некоторые ребята выдают себя за другого человека. Нередко при помощи чужого фото и нескольких приписанных лет девочки и мальчики чудесным образом превращаются во взрослых мужчин и женщин. Кто-то делает это ради шутки, а кто-то – ради выгоды или чтобы поиздеваться над неприятелями.
С подростком можно и нужно договариваться. Конечно, в каждой семье ситуация индивидуальна. Но вы лучше всех знаете своего ребёнка, так научитесь его слышать и учитывать его мнение. Любит посидеть в соцсети? Пусть, но не весь вечер. Договоритесь о конкретном времени. Или предложите другие полезные сайты, которые отвлекут внимание от примелькавшейся странички. А лучше всего, если у подростка будет интересное занятие: художественная школа, музыка, спортивная секция. Кстати, спорт – это лучший способ для выхода энергии, которой у молодёжи хоть отбавляй. Но важно помнить: заставлять ребёнка чем-либо заниматься, когда он уже привык проводить свободное время в интернете, бесполезно: он будет только злиться.
Светлана БОРЩЁВА:
Запретить нельзя. Но надо контролировать
– Я много общаюсь с детьми в «ВКонтакте» и не могу сказать, что соцсети для них – благо. Но это часть современных реалий, и обойти явление невозможно, нравится нам это или нет. Ребёнок – это личность. На подростка тоже распространяются нормы Конституции. Поэтому лишить школьников возможности посещать любимые сайты никто не вправе. Разве что кто-нибудь решит поменять законы. Но есть более простые и безболезненные способы не дать им пропасть во Всемирной паутине.
В интернете на самом деле много полезного: познавательные сайты, любопытные факты, всевозможные вещи для саморазвития. Только дети, как правило, находят для себя разную ненужную, а порой и вредную чепуху. Поэтому важно, чтобы учитель направлял их, находил материал для воспитания, развития. Я постоянно веду группы «ВКонтакте» для каждой из своих параллелей. Загружаю туда результаты контрольных работ, олимпиад, конкурсов. Если ребёнок пропустил по болезни несколько уроков, он может посмотреть видеолекции, которые я специально отбираю, и подготовиться к занятию самостоятельно. Или, например, во время длительного карантина ребята не забрасывают учёбу, могут учиться онлайн.
Когда дети знают, что в Сети есть учителя и просто старшие, которые могут увидеть, чем они занимаются и как общаются, пользы становится больше. Но учителя должны быть не просто надзирателями, а стараться увлечь ребят. Кроме того, присутствие в Сети учителя заставляет детей контролировать себя, общаться между собой более культурно. После нескольких комментариев или замечаний педагога ребята начинают чувствовать: интернет – это не анонимная площадка, где всё позволено.
И, разумеется, решающую роль в этом контроле должны играть родители. Очевидно: если папа или мама вечерами напролёт сидят перед монитором, выращивая кукурузу в «Счастливом фермере», то каков спрос с детей? Пусть у них перед глазами будет другой, но обязательно положительный пример.
Юлия Шорохова
Фото: suite101.com