Как переключится в рабочий режим после отпуска

admin

Пара недель отпуска может расслабить даже трудоголиков. Казалось бы, на отдыхе человек успевает выспаться, поваляться на пляже, получить массу новых интересных впечатлений. Но когда приходит время выходить на работу, выясняется, что … отдохнуть-то мы так и не успели. Работать нет ни сил, ни желания. Усталость, вялость, страх перед предстоящими делами – классическая картина «послеотпускной депрессии». Чтобы её избежать, нужно научиться правильно переключаться в рабочий режим.

С корабля на бал

Ещё вчера вы плескались в теплом море, а сегодня сидите на привычном рабочем месте и пытаетесь разгрести накопившиеся за время вашего отсутствия дела. От такого резкого контраста кто угодно впадёт в уныние. Чтобы избежать этого, из путешествия лучше вернуться заранее – хотя бы за пару дней. Это поможет быстрее адаптироваться к смене климата, часового пояса, распорядку дня. Но вот чем в это время заняться?

«Не стоит проводить эти дни как совсем уж пассивно, лежа на диване, так и бурно, например, на вечеринках с друзьями, где много алкоголя. Хорошо будет заняться какой-нибудь спокойной рутиной, например, сортировкой фотографий или наведением порядка в шкафу, сменой летнего гардероба на осенний. Очень важно накануне первого рабочего дня лечь пораньше и хорошо выспаться», – советует психолог, руководитель центра психологической помощи «Решение» Елена Виноградова.

Выйдя на службу, погружаться в работу лучше всего постепенно. Начать первый рабочий день можно с общения с коллегами. Даже при очень большой загруженности может найтись несколько минут для того, чтобы обменяться отпускными впечатлениями, узнать о новостях и событиях, произошедших за время вашего отсутствия, считает Елена.

«Для того чтобы переключиться на рабочее настроение, существует масса приёмов. Например, у каждого человека есть ряд привычных ритуалов, с которых начинается обычный рабочий день. Это может быть беседа с коллегой за чашкой кофе, чтение новостной ленты или наведение порядка на своём рабочем месте. Пройдя через эту процедуру, организм уже на подсознательном уровне понимает, что он на работе и постепенно переходит в рабочий режим, а мысли об отпуске отходят на второй план», – рекомендует старший консультант департамента «Executive Search & Management Selection для рынка ИТ и телекоммуникации» «Агентства Контакт» Анастасия Овчаренко.

По её словам, отличный способ замотивировать себя на работу – вспомнить, какие цели вы планировали достичь в текущем году, и посмотреть, сколько из них уже было достигнуто.

У Вас есть план, мистер Фикс?

Немного придя в себя, будет уместно приступить к планированию. «А ещё лучше – составить планы накануне перед отпуском, и уже в первый день после отпуска сопоставить их с новыми задачами и расставить приоритеты. Это позволит создать настрой на работу, а также обратиться к своей мотивации. Ведь, расставляя приоритеты, невольно приходится задумываться о смысле своего труда», – продолжает Елена Виноградова. Для того чтобы понять, с каких дел лучше начать, Елена советует обратиться к так называемой матрице Эйзенхауэра (см. раздел «Для справки» в конце статьи). Она поможет разбить задачи по параметрам важности и срочности. Начинать лучше с важных и срочных дел. Если накопилось много неважных и срочных задач, лучше всего делегировать их своим подчинённым, а самому приступить к выполнению задач важных, но несрочных. Однако если такой возможности нет, то следующий этап после важных и срочных – неважные срочные задачи.

Солидарна с Еленой и Анастасия Овчаренко. «Первый день после отпуска стоит посвятить планированию своей дальнейшей работы на ближайшую неделю или месяц. Для того чтобы решить, с каких дел стоит начать, необходимо расставить все задачи в приоритетном порядке. В связи с этим у вас возникнет необходимость получения дополнительной информации об их текущем состоянии», – поясняет Анастасия. Для того чтобы не «бросаться с места в карьер», для начала стоит провести ряд совещаний с коллегами, которые вели ваши дела в период вашего отпуска или в какой-то степени были задействованы в них. Такой подход к делу будет наиболее эффективным: ведь не узнав актуального статуса дел, вы не поймёте, к какому из них стоит приступить в первую очередь.

Конечно, всё зависит от вида вашей деятельности. По словам Анастасии Овчаренко, если ваша работа в большей степени касается общения с людьми, и эмоциональная составляющая весьма важна, лучше не планировать какие-либо встречи уже в первые несколько дней работы. «Во-первых, вы не сможете хорошо к ним подготовиться, а во-вторых, ваш организм может просто не принять столь резкий скачок вашей активности. Поэтому в первое время лучше заняться текущими делами, не требующими какой-то эмоциональности», – уверена Анастасия.

По мнению Елены Виноградовой, в первые дни после отпуска лучше всего не планировать важных встреч и не принимать глобальные решения. «Поскольку мозг ещё не перестроился на рабочий лад, сложно ожидать от себя, что качество работы в начале первой недели будет идеальным. Для наилучшей адаптации необходимо плавное погружение в ритм рабочих будней», – полагает психолог.

«Мал-помалу привыкай»

В первые рабочие дни ни в коем случае нельзя себя перегружать. Делайте больше перерывов, в обед постарайтесь найти возможность для прогулки на свежем воздухе, выделите время для небольшой зарядки. Помните, что погружаться в рабочие будни стоит постепенно. Иначе, по словам Виноградовой, через неделю есть риск оказаться в состоянии «такое впечатление, как будто я вообще не отдыхал».

Анастасия Овчаренко также считает, что в первые дни после отпуска не стоит стремиться сразу же войти в тот активный режим, в котором вы трудились до отпуска. Даже если на вас навалилось очень много незаконченных дел, не стоит сразу же задерживаться сверхурочно, лучше всё немного отложить, постепенно вы войдёте в обычный режим работы.

По опыту Елены Виноградовой, работать в первые дни после отпуска сверхурочно – это верный путь к физическому и психологическому истощению. «Эффективность труда будет значительно ниже, чем при постепенном вхождении в рабочий график. Более того, имеет смысл найти способ как-то себя порадовать, побаловать небольшими развлечениями и запланировать вечером после работы и на выходные что-нибудь приятное», – уверена Елена.

Для справки

Матрица Эйзенхауэра – известный инструмент тайм-менеджмента. Идея этого метода принадлежит тридцать четвёртому президенту США Эйзенхауэру. Исходя из собственного опыта, он сделал вывод, что срочные дела редко бывают важными, а важные дела редко бывают срочными.

Суть матрицы Эйзенхауэра – отделение срочных дел от важных и отсеивание занятий, которые не приносят в последствии никакой пользы. Метод помогает быстро сориентироваться в потоке дел и определить, какие задачи важные и какие требуют срочности. Все дела можно разделить на четыре группы:
«важные и срочные» – например, защита проекта;
«важные, но несрочные» – например, планирование и подготовка перспективных проектов;
«неважные, но срочные» – например, помощь в выполнении чужих дел;
«неважные и несрочные» – например, пустые разговоры по телефону.

 По материалам «Деловой мир»

Фото stressy.net

22352235