Екатерина Костина: «Лучшая мотивация для изучения английского — возможность на нём общаться»

Евгений ВАНИФАТОВ
Костина Yes 1

Уже шесть лет в Смоленске на улице Соколовского работает образовательный центр «Yes», ориентированный на изучение английского и немецкого языков, а также подготовку к школе. Ежегодно обучение в нем проходят около трехсот учеников, причем как детей, так и взрослых. Дети, помимо иностранного, при желании изучают русский, математику, историю, ИЗО, керамику, программирование или робототехнику.

Основатель и руководитель центра Екатерина Костина в интервью «О чем говорит Смоленск» рассказывает о том, как правильно подготовить ребенка к первому классу, что должен знать и уметь будущий первоклашка, а также — зачем детям нужно общаться с носителями иностранного языка.

— Екатерина, рискну предположить, что вы по образованию педагог. А по специальности, скорее всего — учитель английского. Угадал?

— Угадали (улыбается). Я действительно являюсь выпускницей факультета иностранных языков СмолГУ, после окончания вуза преподавала, занимаюсь этим и сейчас. А что, так заметно?

— Просто, думаю, если бы вы были далеки от педагогического процесса, то, наверное, купили бы какую–нибудь образовательную франшизу, а не строили собственный проект с нуля.

— Тут вы правы. Нет никакого смысла платить кому–то за бренд, если сам находишься в профессии и знаешь, как выстраиваются процессы изнутри.

— Когда родилась идея создания вашего центра?

— О собственной школе, где можно реализовать весь свой творческий и образовательный потенциал, мы с моей близкой подругой Екатериной Коляниковой мечтали еще будучи студентками. На реализацию решились лишь в 2016 году, когда в наших семьях появились свои собственные дети. Мы не нашли достойных языковых курсов в нашем городе и подготовки к школе для читающих детей. Пришлось открыть свою (смеется). Можно сказать, сработал материнский инстинкт. А дальше больше — по мере «взросления» интересов детей добавили и другие направления.

— Как подбирался преподавательский состав?

— Каждый раз, выбирая педагога и составляя программу курса, в голове была одна мысль: создать такой курс, на который можно отдать своего собственного ребенка. Те из учителей, которые работают с нами с самого начала и которые действительно горят своим делом — все они пришли к нам по личному знакомству. Отдельная гордость — это наша Татьяна Ивановна, преподаватель английского языка. Екатерина Валерьевна учила ее с 5 класса, готовила к ОГЭ и ЕГЭ. Ученицей наша Танечка выигрывала городские олимпиады, заняла призовое место на областной, с отличием окончила университет, и теперь работает у нас. Растим свои кадры смолоду, так сказать (смеется).

Без преувеличения могу сказать, что у нас работают педагоги–фанаты своего дела. Историк Ирина Павловна Терлецкая, заслуженный учитель России. Екатерина Валерьевна имеет ученую степень кандидата педагогических наук, опыт работы на кафедре «Перевод» и «Переводоведение» СмолГУ, успешно готовит учеников к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ, она и курирует молодых педагогов, проводит их обучение. Практически все преподаватели иностранного языка имеют международный сертификат, являются участниками конференций, регулярно проходят обучения, повышая свою квалификацию.

— Одно из основных направлений работы вашего центра — подготовка к школе. Насколько сегодня актуальна и важна такая подготовка для 5–6–летних детей?

— В этом вопросе очень многое зависит от родителей, насколько они сами готовят (или не готовят) ребенка к школе. Если дома с ребенком занимаются в необходимом объеме: много читают, беседуют, учатся писать и считать, то, наверное, можно обойтись и без подготовительных курсов. В противном случае, когда ребенок придет в первый класс, не умея, скажем, читать, ему будет очень сложно. Конечно, он научится читать, но сам процесс обучения будет для него трудным.

Мы пошли дальше в этом направлении и открыли подготовку к школе для читающих детей. Там мы занимаемся развитием техники и скорости чтения, большое внимание уделяем орфоэпии, пониманию прочитанного, развитию грамотной, красивой речи.

— Какими базовыми навыками должен обладать сегодня без пяти минут первоклашка?

— Как минимум, он должен уметь читать (хотя бы по слогам) и знать состав чисел от одного до десяти. Естественно, при поступлении в школу вам никто из педагогов открыто об этом не скажет. Но по факту эти навыки обязательны. Иначе первоклашке будет очень трудно, как я уже сказала.

— Но ведь программа первого класса включает в себя обучение всем этим навыкам?

— Конечно. Но школьная программа крайне плотная, учеников в классе по тридцать человек и больше. Отсюда и проблемы. Возьмем, к примеру, письмо. Когда я училась в школе, мы по полгода прописывали крючки. А сегодня на это отводится пару недель. Получается, что как такового письма в школьной программе нет. Отсюда и плохой почерк у детей — катастрофически не хватает практики.

— И какой выход?

— Простой. Специально для решения данной проблемы мы в нашем центре открыли отдельное направление по каллиграфии, где практикуем красивое и чистое письмо. И параллельно повторяем правила орфографии и пунктуации. Практика показывает, что спрос на каллиграфию стабильно высокий — в течение календарного года обучаем по три группы учеников (включая летние курсы). Курс построен так, что есть время и на прописи, и на творчество, и на финальное занятие­сюрприз. Мы не стоим на месте, и в этом году курс дополнен леттерингом, таким модным ныне у девочек.

— С русским более–менее разобрались. Теперь давайте про английский. Здесь тоже без дошкольной подготовки никуда?

— Обучение английскому начинается во всех школах со второго класса. И да, вы правы — если ребенок ранее языком не занимался, ему будет архисложно, он всегда будет в числе отстающих. Не случайно на собраниях учителя открытым текстом говорят: идите и изучайте английский на курсах или с репетитором. Если говорить о самом оптимальном возрасте, то для дошкольника, на мой взгляд, это шесть лет. Но можно и раньше. При этом в нашем центре мы, например, учим английскому постепенно. Начинаем с вводного курса, учим слова, смотрим видео, поем песенки. Далее, на следующем этапе,  уже переходим к чтению и письму.

Помимо прочего, в нашем центре ребята получают интересный опыт общения с носителем языка. Для ребят постарше действует разговорный клуб, а малыши с удовольствием приходят на регулярные игровые занятия два раза в неделю. У нас преподает Макс, студент СмолГУ, выходец из Южной Америки, который прекрасно говорит на французском и английском и получает огромное удовольствие от общения с малышами. Для детей это прекрасная возможность применения своих знаний на практике. Мне кажется, что это вообще лучшая мотивация для изучения языка — возможность на нем общаться. Несмотря на то, что для многих родителей главное другое — чтобы в школе была хорошая оценка по английскому (улыбается).

— Хорошо, подготовили ребенка к началу обучения английского в школе. А дальше что? Он сам? Или лучше сопровождать его дополнительными занятиями и в процессе школьного обучения?

— Это индивидуально, и зависит от самого ребенка. Главное, что нужно понимать — язык надо учить, им нужно заниматься. Это не то, что в математике — понял механизм сложения или деления в столбик — и все… Языковые навыки требуют постоянной тренировки и не терпят больших перерывов. Если у школьника не получается заниматься самостоятельно, надо ему помочь. Помочь разобраться с грамматикой, помочь заговорить, помочь полюбить язык.

— И так вплоть до выпускных экзаменов?

— Да.

— Планируете ли вы открывать филиалы вашего центра в других районах Смоленска, помимо улицы Соколовского?

— Планы, конечно, есть. Все зависит только от возможностей и текущей ситуации. А она, как видите, последние годы крайне непредсказуемая. Справедливости ради, следует отметить, что как на региональном, так и федеральном уровне есть множество программ поддержки бизнеса вроде нашего, но чисто физически нет времени принять участие во всех программах.

В прошлом году мы выиграли грантовый конкурс, который проводил департамент инвестиционного развития Смоленской области. В центре «Мой бизнес» на Тенишевой, 15 мы прошли обучение, после этого составили бизнес–план (провели немало бессонных ночей), потом защитили свой проект. В результате получили поддержку в размере пятисот тысяч рублей, за что хочу сказать большое спасибо инвестиционному департаменту и центру «Мой бизнес».

Средства гранта помогли нам обновить интерьер, закупить новую мебель и компьютеры (чтобы наладить работу онлайн–обучения). Мы грамотно распорядились средствами, успели купить технику до подорожания, и теперь можем похвастаться такой красавицей — телефонной будкой (показывает), удобной стойкой ресепшн и креслами. А еще новые ноутбуки активно используют ребята на курсе программирования. Но это уже история для нового репортажа (смеется). Кроме того, в рамках проекта мы создали яркий, современный сайт yes–smolensk.ru. Всех приглашаем его посетить.

Благодаря такому человеческому отношению со стороны центра «Мой бизнес» надежда на расширение нашей школы в будущем и живет. Сотрудники центра поддержки предпринимательства на Тенишевой, 15 всегда помогут, подскажут, объяснят, не оставят в одиночку. С их помощью в этому году мы бесплатно прошли обучение по охране труда и пожарной безопасности. Я рада нашему знакомству и сотрудничеству. Надеюсь, оно продолжится и далее. Здесь, как и с иностранными языками: возможность общаться — лучшая мотивация для развития.

текст: Николай Жданов

465038465038