Екатерина Егоркина: «Люблю своих покупателей. И надеюсь, это взаимно»

Евгений ВАНИФАТОВ

«О чём говорит Смоленск» и «Городская аптека» продолжают совместный проект «Лица компании», в котором мы рассказываем читателю о людях, составляющих самый главный — человеческий — капитал крупнейшей в Смоленске аптечной сети

Героиня этого номера — Екатерина Егоркина, фармацевт аптеки на улице Кловской, д.1. После школы она поступила в Смоленский базовый медицинский колледж. «Родители посоветовали, сказали, фармацевт — это хорошая профессия для женщины: в белом халате, с людьми…» — вспоминает Екатерина.

Окончив колледж, год поработала в одной из крупнейших (на тот момент) аптечных сетей Смоленска, вышла замуж, ушла в декрет и… на прежнее место работы не вернулась. За время декрета организовала свой небольшой аптечный бизнес. «Создала себе, так сказать, рабочее место на девять лет», — говорит Егоркина.

— Екатерина, не тяжело было заниматься бизнесом в такой сфере как фармацевтика, где сейчас (по крайней мере, в России) «правят бал» крупные сети?

— Ничуть не тяжело. Нормальный был бизнес. Что касается прибыльности, вы правы: иметь прибыль маленьким предпринимателям в фармацевтике очень сложно. В настоящее время огромные федеральные сети «вставляют палки в колёса» даже крупным сетевым игрокам (вроде нашей смоленской сети «Городская аптека»). А «малышам» же сейчас практически бесполезно пробовать силы в фармацевтике.

В итоге мой бизнес предсказуемо не выдержал конкуренции с имеющимися на тот момент смоленскими местными аптечными сетями (федеральных сетей тогда практически не было). Цены у меня, естественно, было повыше, чем в крупных сетях. Поэтому пришлось закрыться.

После этого я устроилась на работу в аптеку в соседнем доме. Тогда это была аптека первой смоленской сети «Ромашка». К 2016 году «Ромашка» тоже стала «задыхаться», не выдерживая конкуренции с мощными федеральными дискаунтерами. Тогда её спасла компания «Индустрия здоровья», занимающаяся розничной и оптовой продажей лексредств через собственную аптечную сеть «Городская аптека». Вот так я и оказалась в «Городской аптеке».


«Пока подорожания лекарств в «Городской аптеке» нет»

— С недавнего времени (после взлетевшего курса доллара и евро) многих смолян волнует, что будет с ценами на лекарства. Если ли у вас понимание?

— Пока это никак не отразилось на наших ценах, но, не исключаю, конечно, что импортные лекарства могут подорожать. И не только в «Городской аптеке», но и во всех аптечных сетях. По крайней мере, я слышала по телевизору прогноз о росте цен на лекарства в размере 10–20 процентов. Очень, конечно, хочется, чтобы этот рост был минимальный.

— А государство как–то регулирует сегодня цены на лекарства?

— Что касается жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), максимальные цены на них устанавливает государство. А насчет остальных, обычных лекарств, которые люди ежедневно приобретают в аптеках — тут конечная цена зависит от цены поставщика и аптечной наценки. Пока что подорожания препаратов в нашей сети нет.

— Как часто в «Городской аптеке» меняются цены на тот или иной препарат и от чего это зависит?

— Мы всегда продаём лекарства по той цене, по которой они к нам поступили. А когда приходит следующая партия, тут нужно смотреть, по какой цене она пришла, по той же или по другой.

На практике обычно бывает так, что производители слегка поднимают цены на сезонные товары (особенно это касается противопростудных препаратов) — кто–то на 2 рубля, кто–то на 5 рублей, кто–то на 10 рублей. Как правило, это почти незаметно для покупателей. А резких скачков цен у нас не бывает. По крайней мере, раньше не было.

Важно, чтобы смоляне понимали: «Городская аптека» не меняет ценники в большую сторону только потому, что нам так хочется (по аналогии как, допустим, в магазинах могут менять ценники на гречку и прочие продукты питания).


«Кловка коронавируса не боится»

— Насколько, по вашим наблюдениям, смоляне обеспокоены проблемой заражения коронавирусом?

— За всех смолян сказать не могу. На Кловке, где я живу и работаю, вообще нет никакого ажиотажа по поводу коронавируса. Никаких проблем.

— Что касается фармацевтической профилактики коронавируса — есть какие–то отличия от профилактики, скажем, гриппа или ОРВИ?

— Профилактика одинаковая, и можно использовать все те же самые лекарственные препараты, иммуномодулирующие препараты типа интерферонов и т.д.  Это всё в нашей аптеке есть.

— А маски у вас есть?

— Вот маски, к сожалению, закончились. Недели две назад. Когда ожидаются новые поставки, неизвестно. Но нам всегда привозили маски по нормальной цене 2–3 рубля за штуку. Никаких заоблачных цен на них в «Городской аптеке» вы просто не найдёте.

— Ажиотаж на маски среди покупателей большой?

— Большого ажиотажа нет. Спрашивают чаще обычного, но не сказать, что прямо все бегут к нам за масками.

— Так маска защищает от вирусных инфекций или нет?

— Хорошая — защищает. Маска должна плотно прилегать, нормально фильтровать. Желательно, чтобы у нее был клапан на выдохе. А простыми маскам–«гармошками» пользуются больше с гигиеническими целями. От вируса они — плохая защита. Вирусу ведь всё равно, как на вас напасть: прямо или сбоку (если маска не прилегает плотно).


«У нас в аптеке всё логично и удобно для покупателя»

— Ваша аптека находится в спальном районе. Среди ваших покупателей больше постоянных, жителей Кловки? Как вы выдерживаете конкуренцию с другими аптеками?

— Конкуренция в нашем микрорайоне, конечно, очень высокая. Кловка — район спальный, аптек много, все друг с другом почти что родственники, про каждого всё знаем: кто у кого родился, кто женился, кто заболел, кто куда поехал… Такая специфика спального района. И покупателей всех знаем. Все свои, местные. Случайных практически нет.

Я же со своей стороны стараюсь, чтобы мои постоянные покупатели не только не «изменяли» мне с конкурентами, но и советовали эту аптеку своим родным и знакомым. Формируем ассортимент лекарственных препаратов, исходя из спроса. За годы работы на этом месте я прекрасно знаю, кому, что и в каком объёме у нас на Кловке нужно. Сейчас, например, особым спросом, как обычно, пользуются противовирусные препараты. Всё, что нужно для лечения ОРВИ, гриппа и других вирусных инфекций.

— Если конкуренция высокая, вы, наверное, смотрите у ваших коллег–конкурентов ценовую политику, особенности выкладки и другие детали, которые могут привести вам больше покупателей?

— Нет, я по чужим аптекам не хожу. Зачем? В нашей аптеке, сколько я тут работаю, количество покупателей и выручка всегда стабильны. Нет ни взлётов, ни падений, всё ровно. Если бы выручка резко пошла вниз, тогда надо было бы думать о причинах падения. Но в существующей ситуации я считаю, что аптека работает в оптимальном режиме. А вот конкуренты — они ходят к нам, смотрят, интересуются нашими ценами.

— Когда к вам в аптеку заходят покупатели, они обычно ориентируются в выкладке товара, где какие группы препаратов находятся, или чаще просят подсказать фармацевта?

— На мой взгляд, у нас всё устроено логично и удобно для покупателя. Полная выкладка безрецептурных препаратов по группам. Всё подписано, есть рубрикаторы, и разобраться совершенно не сложно. Также у нас представлено много сопутствующих товаров: оптика, детское питание, ряд премиальных косметических брендов.

Но наши постоянные покупатели чаще всего сразу идут к окошку и говорят, что им необходимо.


«Люблю своих покупателей. И надеюсь, это взаимно»

— Кловские покупатели — они какие? Суровые, дотошные, милые… Какие?

— Хорошие у нас покупатели. Многие, правда, лечатся при помощи интернета. В том смысле, что сами ставят себе диагноз, сами прописывают себе лекарства и идут в нашу аптеку. Недавно, вот, мужчина спрашивали цианид форте. Цианид с пролонгированным действием. Ошибся человек. Искал циновит, а спросил цианид. Бывает… И ещё спорил со мной, дескать, нет такого препарата — циновит. А цианид — есть.

Вообще я люблю своих покупателей. И надеюсь, это взаимно. Я живу в соседнем доме, и тут же работаю. Многие не любят работать около дома, мне же очень нравится. Очень.

— А рецептурные препараты, которые вы не выкладываете на всеобщий обзор — где можно посмотреть их полный перечень и наличие?

— На сайте «Городской аптеки» (городскаяаптека.рф) можно посмотреть и наличие, и цены. Там же, на сайте, можно зарегистрироваться, после чего делать заказы со скидкой. Можно заказать доставку конкретного препарата в конкретную аптеку со скидкой.

— Со скидкой — это касается только рецептурных препаратов или вообще всех?

— Всех. И скидка, замечу, будет максимальная по нашей сети — до 15 процентов. Такую же максимальную скидку — до 15 процентов на весь ассортимент — можно получить в любой «Городской аптеке» каждое воскресенье. Но если человек зарегистрировался на нашем сайте и заказывает препараты, он получает эту максимальную скидку каждый день. Удобно и выгодно, согласитесь.

— По воскресеньям скидка до 15 процентов. На какие группы препаратов всё–таки максимальная скидка, именно 15 процентов?

— 15 процентов на всю медтехнику, БАДы, безрецептурные препараты, косметические средства. По остальным группам препаратов нужно смотреть конкретно. Можно прийти к нам в аптеку в воскресенье и узнать, можно позвонить и спросить, какая сегодня скидка на интересующий вас препарат.

— В вашей аптеке по воскресеньям поток посетителей значительно выше, чем в остальные дни?

— Вы знаете, конкретно в нашей аптеке — нет. Во многих других аптеках «Городской аптеки» по воскресеньям — значительно больший трафик. Почему у нас нет такого воскресного бума, трудно сказать. Вот такие они, жители Кловки…

— А по будням у вас какие скидки?

— Максимальная скидка по дисконтным картам — 10 процентов. Есть ещё специальная скидка для пенсионеров в размере от 5 до 10 процентов.


«Фармацевт учится всю жизнь»

— Как в вашей сети «Городская аптека» обстоит дело с повышением квалификации фармацевтов?

— Как и положено, каждые пять лет мы проходим переобучение, получаем сертификаты. Кроме этого, у нас проводятся различного рода психологические и иные обучающие тренинги. Даже тесты после них приходится сдавать.

— Насколько, на ваш взгляд, профессия фармацевта сегодня относится к категории востребованных на рынке труда? И насколько она требует постоянной переподготовки и профессионального роста?

— Профессия фармацевта всегда востребована на рынке труда. Я знаю, что фармацевты (особенно, хорошие) всегда требуются. Но эта профессия также требует постоянного «погружения в тему». Мне кажется, даже если на год фармацевт «выпадает», потом ему будет непросто наверстать весь тот объём новой информации о лекарственных средствах, новых коммерческих наименованиях, которая постоянно появляется в нашей профессиональной среде.

— В чем проявляется ваше «погружение в тему»? Вы что, читаете по вечерам профессиональную литературу?

— Вечера я, как правило, провожу в кругу семьи. Но вообще интересуюсь новыми препаратами. Как только тот или иной новый препарат появляется на российском рынке и в сети «Городской аптеки», я сразу же беру его на заметку, изучаю инструкцию, сравниваю с аналогичными препаратами в данной группе.

— И как часто появляются такие новые препараты?

— Достаточно часто. Бывает так, что даже несколько препаратов с различными названиями имеют одно и то же действующее вещество. Например, ибупрофен. Он есть и в препарате МИГ, и в нурофене, и в ибуклине. И не факт, что через несколько месяцев на рынок не выйдет ещё один новый препарат с таким же действующим веществом, но другим названием. Но, помимо такого рода «терафлюшек» есть ещё новые серьезные препараты, рецептурные. Например, кардиопрепараты. Все они требуют тоже внимательного изучения. Так что фармацевт, как и любой врач, учится всю жизнь. Иначе в нашей профессии нельзя.

30_03.indd

на правах рекламы.
имеются противопоказания. необходима консультация специалиста.
лицензия ЛО–67–02–001132 от 6 июня 2019 г.

326855326855