Единый телефон экстренных служб заменит 01, 02, 03, 04
Судьба «спасительной» четверки — номеров 01, 02, 03, 04 — предрешена. Они будут отправлены в отставку. Правда, случится это не завтра, а в ближайшие несколько лет. По плану отключение должно произойти до 2017 года. После мы уже никогда не услышим культовой фразы: «При пожаре звонить 01». На семь бед номер будет один.
Сегодня «Российская газета» публикует закон, который вводит единый телефон экстренных служб: 112. В случае беды звонить надо туда.
Эта статья является комментарием к:
Федеральный закон Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 9-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 22 Федерального закона «О пожарной безопасности»»
Решение о введении подобного номера было принято давно. Есть соответствующие указы, постановления и распоряжения. В некоторых регионах единый телефон спасения даже был введен: где в порядке эксперимента, а где уже и навсегда. Однако, как отметили в свое время разработчики проекта, до сих пор «в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствовали нормы, обеспечивающие единообразный подход к нормативному закреплению номера «112» в качестве единого номера для вызова соответствующих служб экстренного реагирования».
К тому же до сих пор единый номер, там, где он был введен, нередко набирался только с мобильных телефонов. Теперь он должен работать независимо от того, откуда его набирают.
По словам руководителей МЧС, которые цитируют информационные агентства, служба будет работать на четырех языках: русском, английском, французском и немецком, впоследствии планируется введение еще нескольких языков. Например, на Дальнем Востоке, возможно, будут отвечать и по-китайски.
Кстати, новым номером мы, по сути, внедряем европейские стандарты. Такой же номер действует в Евросоюзе. Запомнить его теперь будет нетрудно. В публикуемом сегодня законе помимо прочего уточнены полномочия региональных органов власти и органов местного самоуправления. Так, власти регионов отвечают за создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб, ее эксплуатацию и развитие. Муниципалитеты участвуют в этом процессе.
Также законом предусмотрено, что сообщения о пожарах и чрезвычайных ситуациях принимаются как по единому номеру вызова оперативных служб 112, так и по специальному телефонному номеру. Последний назначается федеральным органом исполнительной власти в области связи. Естественно, телефон помощи должен быть самым коротким: в случае беды нет времени вспоминать и долго набирать. Специалисты поясняют, что набор номера на сотовом телефоне всегда должен составлять не менее 3 символов. Связано это с техническими особенностями сети и невозможностью осуществления вызова на номера из двух знаков. Поэтому единый номер выбран трехзначным.
Вряд ли кто-то будет спорить и с тем, что лучше иметь один номер на все случаи, чем четыре. Конечно, казалось бы, нетрудно запомнить —01, 02 и так далее. В советское время повсюду висели напоминания, куда звонить при пожаре, и они казались неуместными, мол, разве кто-то еще не знает? Заветные цифры были и на телефонах-автоматах. Но в критической ситуации человек теряется и не всегда может вспомнить даже элементарные вещи. Больше номеров — больше путаницы. Кому-то тех секунд, потраченных на судорожное вспоминание, не хватало, чтобы спасти жизнь.
По правилам абонента, позвонившего на единый номер, всегда смогут перевести на любую из оперативных служб: милицию, пожарную охрану или скорую помощь.
Вызовы на все номера служб экстренного реагирования не тарифицируются. Это значит — звонок бесплатный. К тому же звонки на 112 имеют приоритет перед любыми другими звонками.
Более того, звонок на номер спасения возможен при отсутствии денежных средств на счету мобильного телефона, при заблокированной SIM-карте и даже, как уверяют специалисты, при отсутствии SIM-карты телефона.
В целом эксперты полагают, что есть смысл обязать продавцов салонов связи обращать внимание покупателей на особенности набора номера экстренных служб в конкретных телефонах. Ведь вызов пожарных, милиции, службы газа зачастую является не только и не столько услугой для пользователя телефона, сколько мерой обеспечения общественной безопасности.
Система работает так: сначала звонок поступает в центр обработки вызовов. В момент соединения на мониторе диспетчера появляется так называемая ситуационная карточка. В нее дежурный вносит фамилию позвонившего, место и характер ЧП, сверяет по определителю номера телефон абонента для возможности обратной связи. Так что хулиганить не надо. Не только потому, что поймают, — вообще не надо. Затем диспетчер-112 определяет перечень экстренных служб, необходимых для ликвидации беды, отмечая их значками в ситуационной карточке. Например, на загорание в трамвае вызываются не только пожарные, но и медики для оказания медпомощи пострадавшим, специалисты электросетей для отключения электроэнергии, инспектор ГИБДД для обеспечения безопасности движения транспортных средств. Именно благодаря системе-112 стало возможным оперативное доведение сигналов сразу до нескольких служб в считаные секунды после сообщения.
Российская газета
Текст: Владислав Куликов (блог автора)
Фото: newoscol.ru