У православных верующих наступило Прощёное воскресенье

У православных христиан наступило последнее воскресенье перед Великим постом. Позади Масленица — с разгульным весельем, широкими пиршествами (пусть мяса уже нет на столе, зато сколько подается к сытным, лоснящимся от жира блинам!), с безудержной щедростью общения: родные и не очень, близкие и дальние, мы разделяем жизнеутверждающую, земную радость масленой недели со всеми! Впереди долгий путь Великого поста. И на рубеже, на стыке двух таких разных по душевному настрою периодов удивительный день — Прощеное воскресенье.

Обычай просить прощенье и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернуться ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прошенье. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин — т.е. особый порядок церковной службы Прощеного воскресения, он служится вечером. А весь день мы слышим: «Прости меня, пожалуйста!» И в ответ: «Бог простит! И я прощаю!» И в этом всеобщем примирении глубокий смысл.

Начинающийся завтра Великий пост — время нашего покаяния перед Богом. И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал? Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу — то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. И тут возникает удивительный момент. Господь вводит еще одно условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие — те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощеным Богом, надо самому научиться прощать. Сегодня утром на Божественной Литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: «Ибо если вы будете лакомств прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6. 14-15).

Вот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды! Никто из нас не безгрешен, мы все виноваты — перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: «… и прости нам долги наши!», то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: «Мера того, насколько вы будете прощены, зависит от вас самих!» Только вдумайтесь в слова молитвы «Отче наш», где мы просим Бога: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6. 12) То есть Бог однозначно предупреждает: «Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего врага, так и сам будешь прощен!»

Кстати, верующие знают: часто на исповеди, рассказывая священнику о каких-то сложных ситуациях, когда нам причинили боль или обидели, а то и оскорбили, мы слышим в ответ: «Примирился с обидчиком? Не держишь на него зла? Как это: «Не могу!»? А как же к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти обиду от себя!»

Прощеное воскресенье — это день, когда нам всем дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя нашу гордость, не задевая чувства ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели — вольно ли, невольно. И самим простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу общались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы «обновили в себе ощущение ближнего» и теперь, в Прощенное воскресенье, напоминая повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, тактично, дает возможность это сделать. Искренно произнести: «Прости меня, пожалуйста!» И от всего сердца ответить: «Бог простит! И я прощаю!»

2435424354



Комментировать