Образование в смоленских школах станет платным?

В редакцию портала «О чем говорит Смоленск» обратились встревоженные родители с проблемой платного образования в смоленских школах.

Как пояснили родители, учитель школы №25 заявил детям (ученикам 9-го класса) о том, что образование становится платным. бесплатными останутся 2 часа русского языка, 2 часа литературы, 2 часа математики и два часа физкультуры в неделю. Остальные предметы — химия, история, физика и т.д. будут преподаваться за деньги. В результате ежемесячная оплата за обучение обойдется смоленским детям в 5-7 тысяч рублей.

Чтобы успокоить взволнованных родителей, мы обратились за разъяснениями в департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи.

Это полная чушь! Образование в школах бесплатное, — прокомментировал первый заместитель начальника департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи Николай Колпачков. — А учителя школ могут ответить в прокуратуре за такие заявления. Я призываю родителей, чтобы они, если их детям или родителям учителя будут говорить о платном образовании, обратились с письменным заявлением в департамент по образованию. Только тогда мы сможем принять конкретные меры к конкретным учителям.

Для тех кто желает ознакомиться с самим законом, пройдите по этой ссылке.

Далее идет пояснения к закону «Об образовании», которые даются на официальном сайте «Российская газета»

Интернет бурлит: якобы на самом верху подписан документ об увольнении в ближайшие годы 140 тысяч преподавателей вузов и 100 тысяч учителей школ.

Масла в огонь подливает и гуляющая по Сети еще одна «страшилка»: ребенок в школе сможет получить бесплатно лишь несколько базовых предметов — русский язык, английский, математику, физическую культуру и историю. Это, мол, 1-2 часа на предмет в неделю, а за все остальное придется платить. Так ли это?

Страшилка N 1 — об увольнении педагогов, родилась из подписанного недавно документа, названного в народе «дорожной картой» российского образования.

Что это такое? В минобрнауки «РГ» пояснили: «дорожная карта» — правительственный документ. И главные его исполнители — региональные власти. «В документе нет требований — это лишь общий взгляд на ситуацию, которая может сложиться в стране с учетом реальных демографических прогнозов, — убеждают в министерстве. — Говорить о конкретных объемах сокращения численности учителей или увеличении нагрузки — более чем преждевременно. Дело в том, что в настоящее время мы ждем ответа от регионов.

Они должны составить собственные «путеводители» с учетом местных особенностей — количества учащихся, слияния школ и вузов, ухода части педагогов на пенсию».

Ничего катастрофического не видит в опубликованном документе и председатель комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев:

— Документ, о котором идет речь, утвержден распоряжением правительства и рассчитан на срок до 2018 года. Он отражает инфраструктуру системы образования и ее перспективу с учетом демографической ситуации. Здесь отражены идеи, которые давно обсуждаются в профессиональной среде, в том числе по вопросам повышения качества образования, по уровням образования, в частности, заложены сроки апробации и внедрения через 5 лет прикладного и академического бакалавриата, предусмотрены новые подходы к оценке соотношения преподавателей к студентам.

При обсуждении этого документа премьер-министр подчеркнул, что с учетом исключительной важности проблемы предусмотрено увеличение объемов финансирования на образование и науку. Однако надо иметь в виду, что жизнь может выдвинуть новые жесткие требования, которые скорректируют программу.

По словам Дегтярева, в ходе этого пятилетнего марафона какие-то установки могут быть изменены. Но что мы не можем, к примеру, изменить, так это численность нашего населения в возрасте от 17 до 25 лет. Демографическую ситуацию изменить сложно. Если, конечно, не произойдет чудо, когда в Россию вдруг приедут миллионы граждан из бывших союзных республик и захотят продолжить у нас образование. Или вдруг в стране родится неимоверное количество детей, которые сразу же заполнят абсолютно все места в начальной школе.

Страшилка о полностью платном школьном образовании оказалась мало что анонимкой, да еще и «с бородой»

— Все вычисления в «дорожной карте» сделаны исходя именно из реальной демографической ситуации, которая после переписи населения стала очевидной, — говорит Александр Дегтярев. — Мы знаем, сколько у нас детей, и можно просчитать, сколько станет обучаться на каждом уровне образования. Количество молодых людей от 17 до 25 лет будет не 18 млн, а 13 млн 505 тысяч. Исходя из этого планируется количество бюджетных мест и соотношение преподавателей и студентов. Предполагается небольшое увеличение нагрузки на преподавателей. Так, если у нас сейчас 10 студентов приходится на одного преподавателя, то предполагается увеличить количество до 11,5. Другими словами, 23 студента на двух преподавателей. Это может привести к изменению числа профессорско-преподавательского состава. Теперь, что касается нагрузки преподавателей. В вузе, где я был ректором, нагрузка на преподавателя составляла 850 часов в год. Это достаточно много. Но любой профессионал скажет: для разных групп кафедр наполнение этих часов разное. Нагрузка на преподавателей специальных и общеобразовательных кафедр отличается. Не может профессор, который читает курсы по деталям машин или авиационным двигателям, читать столько же часов, сколько профессор истории. Соотношение аудиторных и внеаудиторных часов у них разное. В школах предполагается возможное увеличение нагрузки на учителя с 11 до 13 учеников. Подчеркиваю, это не норма, не закон и не обязательства. Это некие ориентиры, которые заданы с учетом демографии.

Страшилка N 2 — о полностью платном школьном образовании — оказалась мало что анонимкой, да еще и «с бородой».

«С 2013 года среднее образование станет платным», — так начинается опус, который на днях появился в Интернете. Так же начинался и текст, разгуливавший по Интернету два года назад. Только год был указан 2011-й. Тогда «РГ» развеяла миф, рассказав, откуда «ноги растут». А росли они из 83-го Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он дает государственным учреждениям, в том числе и школам, право становиться автономными, то есть получить больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которые выделяет государство. И плюс к этому — на вполне законных основаниях получать внебюджетный доход.

При этом весь объем знаний, который давала школа, как финансировался из госбюджета, так и продолжает финансироваться. На сегодняшний день многие школы уже второй год работают в таком режиме. И ни о какой платности нет и речи. Под этот закон и подвели «платность образования», мол, теперь школам «развязали руки» и они начнут брать с родителей деньги за все. Оказалось — вранье.

Текст, которым пользователи соцсетей наперегонки делятся сегодня, — абсолютный «брат-близнец» опуса двухгодичной давности. Единственное отличие — если раньше «косились» на 83-ФЗ, то теперь — на новый закон «Об образовании в РФ».

Авторы этой откровенной «дезы» и провокации связали страшилку с новым законом об образовании, в котором вообще нет ничего про самоокупаемость, зато есть все о государственных гарантиях бесплатного общего и дошкольного образования, — прокомментировал ситуацию ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Сергей Заир-Бек.

А тем временем истерика уже вышла за рамки соцсетей — один из уважаемых телеканалов, не удосужившись разобраться в теме, выпустил сюжет на 7 минут, основанный лишь на сетевой анонимке.

Конечно, среди директоров школ всегда найдутся «экземпляры», которые как устраивали «самоволку» с поборами с родителей, так и будут это делать. Причем часто все это сопровождается ссылками на невнятные документы и законы. Но прежде чем следовать «какому-то» закону и нести деньги в школу, найдите этот закон или потребуйте от директора предъявить вам его текст и только потом разбирайтесь — правомерно требование руководства или нет. Если нет — ручку в руки — и писать заявления в прокуратуру, защищать свои права.
(Текст: Мария Агранович , Ирина Ивойлова)

2501525015



Комментировать