Кому можно праздновать Пасху
Праздновать ли Пасху, если ты не постился? А также не исповедовался, не причащался, даже совсем не молился.
И вспоминал о Боге лишь иногда: во время отпевания одноклассника, или в тот жуткий миг, когда твой новенький Chevrolet на обледенелой Варшавке вдруг вылетел на встречку. Когда у тебя в анализах, как потом оказалось по ошибке, нашли онкомаркеры, а на работе замутили эту подлейшую реорганизацию. Мысль о Нем, таком далеком и неприступном, порой сама собой безотчетно всплывала в твоей голове — например, в те долгие, тревожные минуты, когда стюардесса рейса на Анталию объявляла о незапланированной посадке. Ты всматривался в чистое, холодное, отстраненное от вашей тревоги небо, и пытался понять, а где Он там? И если Он, такой Всемогущий там, то есть ли Ему дело до нас — суетливых, маленьких, нелепых в своей беспомощности узников чужой ошибки?.. Ах, да! Еще ты вспоминал о Нем, когда в горячке метался твой младшенький, а скорая все не ехала. Ну и потом, когда подросший Митька объявил, что решил со своей Настей венчаться, и жена начала поговаривать, что и вам бы хорошо — вслед за сыном…Все.
Так стоит ли тебе, такому занятому, состоявшемуся и самодостаточному поддаваться сейчас всеобщей истерии и идти на Пасху в церковь? Или спросим так, с чуть большим смирением: а можно ли тебе, не простаивающему часами в храме, не высчитывающему, что разрешено съесть, а что ни боже мой, насмешливо взирающему на суету вокруг крашеных яиц и освящения куличей, обходящему стороной вереницы убого одетых, странноватых теток, по утрам семенящих мимо твоего дома в церковь, — к Церкви всегда прибивается столько ущербных и неудачливых! Тебе, нормальному, абсолютно полноценному, привыкшему критично мыслить и имеющему вполне определенное мнение на то, откуда у монахов, разъезжающих на гелендвагенах, деньги. Тебе, давно разбирающемуся в людях, «на раз» видящему чужие слабости, но и самому не всегда чистому по части заповедей — особенно седьмой! — и все же не подлецу, не сволочи, человеку порядочному, числящему себя, несмотря на все эти оговорки, православным и верующим, можно ли тебе, такому, прийти на Пасху в храм?
Вот эта разница в формулировках, разница между: «а стоит ли мне?» и «а можно ли?..», многое решает. На вопрос: «А стоит ли мне идти в храм?», — каждый отвечает сам. На вопрос: «А можно ли праздновать Пасху, если ты не постился?», — ответ уже есть. Во время пасхальной ночной праздничной службы перед самым началом Божественное Литургии в церквях торжественно читается знаменитое «Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста».
Это «Слово» несет в себе глубочайший богословский смысл. Но, даже не имея специальной подготовки, его нетрудно понять. Одно замечание: верующие здесь сравниваются с работниками, пришедшими в виноградник. Есть «работники первого часа» — то есть пришедших ко Христу раньше других, «работники третьего часа» — те, кто встретил Его позже, а значит и преуспел на этой ниве меньше, «работники шестого часа, девятого», и, наконец, «работники часа одиннадцатого», — люди, обретшие Христа едва ли не в последний миг. Но все-таки обретшие. Так вот, «Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста», звучащее в храмах на Пасху, не оставляет возможностей для двоякого толкования. Можно! Вслушайтесь в эти радостные слова!
«Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим добрым и светлым торжеством. Кто благоразумен, да войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, да воспримет сегодня награду. Кто от первого часа делал, да получит сегодня долг. Кто к третьему часу пришел, благодаря, да празднует. Кто в шестом часе достиг, ни в чем да не усомнится, ибо ни насколько не будет удален. Кто лишился и девятого часа, да приступит, ни в чем не сомневаясь и не боясь. Кто только достиг в одиннадцатый час, да не устрашится замедления, любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого, упокоивает в одиннадцатый час пришедшего, так же, как делавшего от первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и одному дает, и другому дарствует, и дела приемлет, и намерения целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Потому-то все войдите в радость Господа своего: и первые, и вторые мзду примите. Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь днесь. Трапеза исполнена, насладитесь все. Телец упитанный, никто да не отойдет алчущим: все да насладятся пиром веры, все воспримут богатство благости. Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Никто же да не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение от гроба воссияло. Никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть. Угасил ее от нее Сильный. Пленил ад, сошедший во ад, огорчил его, вкусившего Плоти Его. Провидевший это Исаия нам возвещал: ад говорит: я огорчился, встретив Тебя под землей, огорчился, ибо упразднился, огорчился, ибо поруган, огорчился, ибо умертвился, огорчился, ибо низложен, огорчился, ибо связан. Приняв Тело, с Богом соединился, приняв землю, встретил Небо, приняв зримое, впал в незримое. Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа? Воскрес Христос, и ты низвергнут, Воскрес Христос, и попадали демоны. Воскрес Христос, и жизнь жительствует. Воскрес Христос, и мертвый не один во гробе, ибо Христос, восстав от мертвых, начало усопших стал. Тому слава и сила во веки веков. Аминь».
Можно ли, если ты не постился, приходить на Пасху в храм? Можно, можно, нужно! Особенно в дни Страстной недели, перетекающей в Пасху. Самое время. Потому что сегодня, сейчас, в сей миг и в эту минуту происходит умаление такого могущественного — усмирял моря и стихии! — Сына Божьего до нас — слабых, маленьких, немощных человеков. Он умаляет Себя до нас, Он делает рывок нам навстречу — принимая наши грехи, нашу беззащитность, нашу смертность. Рывок через бездну ада, из холодного, недоступного неба в мир людей. Сделаем и мы навстречу Ему свой шаг! Сегодня в храмах происходит самое главное.