Дживан Гаспарян подарил смолянам музыку гор
В понедельник вечером в Смоленском драматическом театре имени Александра Грибоедова состоялось беспримерное событие — концерт Дживана Гаспаряна, одного из самых известных представителей world music, сообщает «Российская газета».
Можно не знать это имя, нельзя не знать его музыку — после череды голливудских бестселлеров. Можно не знать, что такое дудук, нельзя не знать музыкантов, считавших честью оказаться на одной сцене с Дживаном Гаспаряном — Питера Гэбриела, Брайана Ино, Лайонела Ричи, Брайана Мэя, наконец, Бориса Гребенщикова.
Концерт в Смоленске длился два часа. В первом отделении звучал квартет дудукистов (в его составе вместе с маэстро играл его внук, Дживан-младший), и вот странное дело: ведь неширок диапазон этого музыкального инструмента, но нет музыкальных тем, ему недоступных! И слушая, понимаешь, что имел в виду Дживан Гаспарян, когда говорил, что дудук — это как песня гор или беседа деревьев. Музыка эта звучит в концертных залах по всему миру, но правильнее слушать ее под открытым небом, а еще лучше — в местах, где растет дикий абрикос.
Именно из этого дерева дядя Дживан (это обращение к маэстро давно стало общеупотребительным) вытачивает свои дудуки. У него их немало — есть один, которому шестьдесят лет, есть драгоценный, инкрустированный золотом и драгоценными камнями. У каждого дудука свой собственный голос, и когда их голоса сплетаются вместе, ты вдруг оказываешься в Армении, даже если ни разу там не был. Как пояснил потом Дживан Гаспарян, он может играть разную музыку — итальянскую, английскую, русскую, у него много разных программ, но в Смоленске он решил сделать акцент на армянской музыке. Не потому, что в городе большая армянская диаспора (это не так), не потому, что Смоленск связывают с Арменией какие-то особые отношения (это тоже не так). Просто так получилось: Дживан Гаспарян и его друзья играли армянскую музыку, довели до след своих соотечественников, давно считающих Смоленск родным городом, и особые связи в результате возникли. Почувствовав это, смоленские армяне подарили дяде Дживану икону Божьей матери Одигитрии (Путеводительницы) — православный символ города. Она и будет помогать музыканту в пути…
Второе отделение было рассчитано на массового слушателя: дядя Дживан, как настоящий артист, умеет доставить удовольствие всем слушателем. К четырем дудукистам присоединился совершенно блистательный ударник (именно так Дживан Гаспапян определил профессию музыканта с большим барабаном — дхолом), гитарист, виртуозно управлявшийся не только с электрогитарой, но и с экзотическим таром, а также клавишник, вооруженный синтезатором и драм-машиной. С помощью этого арсенала музыканты выдали на-гора не только популярные джазовые композиции, но и пафосную музыку Ханса Циммера из фильма «Гладиатор», где звучит дудук Дживана Гаспаряна. Здесь же дядя Дживан сначала спел грустную песню о маме, а потом всех развеселил, изображая с помощью какой-то удивительной свистульки птичьи трели. Все шесть музыкантов при этом смотрели на маэстро с добрыми, понимающими улыбками — дескать, проказничает дедушка.
Концерт оставил удивительное ощущение. С одной стороны, слушатели прикоснулись к армянской музыкальной культуре, хранителем которой по праву считается Дживан Гаспарян. С другой стороны, на концерте были представлены явные доказательства гармоничного растворения дудука в общемировом музыкальном мейнстриме. Чем же в действительности занимается дядя Дживан, ведь две эти ипостаси разительно друг от друга отличаются? Задаваться этим вопросом можно, но ответ вряд ли волнует и Дживана Гаспаряна, и его слушателей. Первый исполняет красивую музыку, вторые — ее слушают.
Кстати
Журналисты чаще всего спрашивают Дживана Гаспаряна о часах, которые подарил ему Сталин. В 1947 году юный музыкант (Дживану было 19 лет) выступил на сцене Большого театра в составе самодеятельного ансамбля на фестивале искусств союзных республик. Присутствовавший в зале вождь, восхищенный игрой Дживана, подарил ему золотые часы «Победа». К сожалению, сохранить их музыкант не сумел. Времена были трудные, голодные, и однажды ему пришлось обменять подарок Сталина на три кружки пива и пирожки.
«Российская газета»
Текст: Дмитрий Раичев
Фото: liveinternet.ru