Благословенные на подвиг души: православное монашество на Смоленской земле

Евгений ВАНИФАТОВ

О житии святого преподобного Герасима Болдинского, чудесном обретении его мощей и нелегкой многовековой судьбе созданных им обителей. Часть первая

Святая Успенская Киево-­Печерская Лавра. Первый и древнейший монастырь на Руси (фото: lavra.ua)

Многовековая история русских монастырей — это долгий, нелегкий, порой трагический, но всегда высокий и светлый путь беззаветного служения десятков тысяч людей Богу, вере и правде. Само христианское монашество возникло в IV веке в Сирии и Египте. В те же времена оно стало активно распространяться по всему Средиземноморью. На Руси первые монастыри появились после принятия христианства в X веке, то есть, когда в крупнейших центрах монастырской жизни — в Египте, Палестине, на Святой Горе Афон, в Константинополе уже были разработаны своеобразные правила подвижничества, оформленные в разных уставах монастырской жизни. К тому времени сложились три главных типа организации монашества: анахоретство (отшельничество), киновия (общежительство) и средний путь, называвшийся лаврским, царским или золотым. Русским подвижникам предстояло приобщиться к этому духовному опыту и самим выбрать наиболее близкие формы монастырского уклада.

Основателями первого большого монастыря на Руси, который признаётся древнейшей русской обителью, были преподобные Антоний и Феодосий Киево–Печерские. Знаменитая Киево–Печерская лавра стала подлинной колыбелью русского общежительного монашества. Наряду с ней возникали и расширялись другие монастыри в разных уголках Русской земли. По данным современных учёных, на Руси в XI веке возникли 19 монастырей, ещё как минимум 40 — в XII веке, за четыре десятилетия XIII века появились ещё 14. Кроме этого, по некоторым сведениям, в домонгольский период были основаны ещё 42 монастыря. То есть накануне нашествия монголов общее число монастырей на Руси равнялось 115.

В XIII веке при святом благоверном князе Данииле был основан первый московский монастырь. В ХIV–XVI веках на московской земле новых монастырей появляется всё больше. Это были обители и в самой столице, и в ближайшей её округе, и на отдалённых рубежах Московского княжества. Их основание связано с именами великих русских святых митрополита Алексия, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Саввы Звенигородского, Иосифа Волоцкого.

Формы организации монашеской жизни на Руси, как и в Византии, были разнообразными и во многом зависели от местных условий и традиций. Поэтому монашеские общины могли образовывать различные типы монастырей, специфика которых отражена в их названии. На Руси уклад монастырской жизни не всегда соответствовал греческому и многие формы обрели собственно русские названия. Наиболее общим обозначением монашеской общины является слово «монастырь», которое образовано путём сокращения греческого «монастирион», что обозначает «уединённое жилище». Этому первоначальному смыслу слова «монастырь» больше всего в русском языке соответствуют слова «пустынь» и «обитель». Пустынью в старину называли те небольшие монастыри, которые возникали в малонаселённых пустынных местах, среди труднопроходимых лесов. Наибольший расцвет «пустынных» русских монастырей приходится на XIV–XV века, то есть на время подвигов преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Примером монастыря, в названии которого сохранилось слово «пустынь», может служить Оптина пустынь, по преданию основанная раскаявшимся разбойником Оптой в глухом лесу именно в XIV столетии. Другое русское название — «обитель» — происходит от глагола «обитать», с очень древней общей индоевропейской корневой основой, и обозначает «место для жизни». Это слово употреблялось не только для названия любого монастыря, но и для обозначения всякого места, жилища, где человеку хорошо жить. В этом смысле слово «обитель» звучало ещё в русской классической литературе XIX века. В отличие от пустыни, где братия была обычно немногочисленной, крупнейшие монастыри получили название Лавра, которое по–гречески значит «улица» или «посёлок». В Российской империи к началу XX века существовало четыре Лавры: Киево–Печерская, Почаевская, Троице–Сергиева и Александро–Невская. При Лаврах или других больших монастырях могли существовать скиты, устраиваемые в отдалении от этих монастырей для того, чтобы в них могли жить отшельники. Название «скит» имеет общий корень со словами «скитаться», «скиталец». Жившие в скиту сохраняли подчинение главному монастырю.

Монастырь Оптина пустынь. Крестный ход на источник преподобного Пафнутия Боровского (фото: vk.com/optinaru)

Название каждого монастыря, как правило, состояло из нескольких имён. Одно из них отражало посвящение главного соборного монастырского храма: Донской монастырь с главным собором в честь Донской иконы Божией Матери, Троицкий, Успенский, Спасо–Преображенский монастыри, в которых соборные храмы были посвящены одному из великих православных праздников. Обычно такое название обитель приобретала с самого своего возникновения, когда святой — основатель монастыря возводил первую, зачастую маленькую деревянную церковь. Впоследствии в монастыре могли быть воздвигнуты многие большие каменные храмы, но только древнее посвящение первого храма, овеянное святостью преподобных отцов, занимало своё почётное место в названии обители.

Не менее употребимым было название, дававшееся монастырю по именам святых, основавших монастырь или особо почитаемых в этом монастыре: Оптина пустынь, Иосифо–Волоцкий монастырь, Марфо–Мариинская обитель. В формуляр названия также очень рано вошло указание на географическое местоположение монастыря, то есть имя, первоначально бытовавшее в местной топонимике: Соловецкий (по названию островов на Белом море), Валаамский, Дивеевский. В XVIII–XIX веках, когда возникают синодальные учреждения и духовные консистории, в которых велось делопроизводство по духовному ведомству, в официальном обиходе сложился полный тип наименования монастырей, включавший все варианты названия: в честь праздника, по имени святого и по географическому положению. В название также добавлялось указание на то, мужская это обитель или женская, общежительная или необщежительная. В итоге полное официальное названия монастыря состояла из 8–10 слов. В народе же обычно говорили кратко: Соловки, Валаам, Печоры. И до наших дней в разговоре о поездке в монастырь по–прежнему можно услышать: «собираюсь к Троице» или «пойду к преподобному Сергию».

На Смоленщине, как одном из самых древних княжеств Русской земли, монастыри стали возникать также предположительно с начала XIII века.

Между 1210 и 1219 годами епископом Игнатием был основан Богородицкий монастырь. Первым игуменом в обители был известный смоленский просветитель преподобный Авраамий Смоленский. В середине XVIII века после постройки Преображенского собора и обретения мощей Святого Авраамия монастырь получил свое современное название: Спасо–Преображенский Авраамиев.

К 1462 году относится упоминание о Троицком монастыре, названном так в память о древнейшем и, к сожалению, не сохранившемся Троицком монастыре на реке Кловке.

Нельзя не вспомнить о Спасо–Вознесенском женском монастыре в Смоленске, Дмитриевском Дорогобужском женском монастыре, Спасо–Преображенском Рославльском мужском монастыре.

Но самый заметный след в становлении и развитии монашества на смоленской земле оставил Преподобный Герасим Болдинский. О нем и главном деле всей его жизни — Свято–Троицком Герасимо–Болдинском монастыре наш сегодняшний рассказ.

Преподобный Герасим, Болдинский чудотворец

Преподобный Герасим родился в 1489 году на Владимирской земле, в городе Переславле–Залесском (ныне Ярославской области). Его родители — Михаил и Мария Михайловы, жившие скромно и благочестиво, по рождению сына назвали его Григорием. Еще ребенком, посещая храм с матерью и отцом, Григорий находил для себя в нем счастье и радость.

В Переславле–Залесском в те времена процветал Горицкий Успенский монастырь, отличавшийся величием богослужения и строгой жизнью монашеской братии. Среди иноков обители особо выделялся старец Даниил, сподвижник великого князя Василия III. Григорий часто посещал мудрого старца, который в беседах о спасительных истинах веры оказывал на него большое влияние. В тринадцать лет Григорий умолил преподобного Даниила принять его к себе на послушание. Вот как об этом сказано в житии преподобного Герасима:

«Прииде Григорий и припаде к ногам святаго старца Даниила и начат молити его со слезами, дабы постриг его в иноческий образ. Преподобный же старец возбраняше ему, глаголя: Чадо, юну ти сущу, како имаше понести труды иноческого жития и подвизатися? Много бо потребно терпения во иноческом образе».

Вскоре, вняв неоднократным просьбам Григория, предвидя, что юноша станет великим подвижником и прославит святую Церковь, преподобный Даниил принял его и по истечении послушнического срока постриг отрока в монашество с именем Герасим.

Будучи монахом, Герасим во всём слушался преподобного Даниила, очень много молился, строго постился, ограничивал себя в желаниях, чтобы бороться со страстями и спасти свою душу.

Преподобный же взял молодого подвижника под свое руководство и за много лет воспитал в духе веры и церковных преданий. Преподобный Даниил всегда оставался для Герасима примером строгой, чистой и богоугодной жизни.

В то время в полутора верстах от Переславля преподобный Даниил начал строительство храма в честь Всех Святых, положившего начало Троицкому монастырю, впоследствии получившему название Данилова.

Троицкий Герасимо-­Болдинский мужской монастырь (современный вид).
Был освящен 9 мая 1530 года (фото: smoleparh.ru)

Обитель строилась на «Божедомии», то есть на месте, где стояла богадельня, принимавшая духовно и телесно увечных, слепых, хромых и не способных к работе. Новый монастырь взял на себя заботу об этих несчастных. Преподобный Даниил благословил Герасима на уход за ними. Помимо огромного трудолюбия, Герасим отличался добрым нравом, кротостью и мягкостью. Всю свою жизнь он строго соблюдал посты, возносил к Богу молитвы, стараясь неукоснительно соблюдать келейное правило. Под духовным началом старца Даниила преподобный Герасим прожил двадцать шесть лет. Надо отметить, что Герасима так же, как и его духовного отца, лично знал великий князь Московский Василий Иоаннович. За подвижническую жизнь Герасим почитался и среди его приближенных бояр, что впоследствии спасло преподобного.

В начале XVI века великий князь Василий Иоаннович III овладел Смоленском (1514 год) и окончил войну с Великим княжеством Литовским (1515 год). Более ста лет Смоленский край находился под властью иноземцев, и к этому времени во многих местах обезлюдел и был разорен.

По благословению своего духовного наставника преподобный Герасим направился к западным границам России с намерением поселиться в пустынном месте. Он побывал во многих местах, пока не пришел 25 марта (по старому стилю) 1528 года в окрестности древнего города Дорогобужа. Здесь преподобный Герасим поселился в глухом лесу недалеко от Смоленской (Московской) дороги.

Жизнь в этих местах была полна опасностей. Помимо диких животных и ядовитых змей, много житейских неприятностей преподобному Герасиму доставляли разбойники, массово промышлявшие в дремучих лесах. Они часто нападали на проезжавшие по дороге обозы и проходивших путников. Преподобный Герасим надеялся увещеваниями и молитвой привести этих людей к покаянию. В построенной им лесной келье, рядом с разбойниками, он прожил около двух лет. Душегубы несколько раз нападали на преподобного, избивали его, но он мужественно переносил страдания, терпел все искушения и никуда не уходил. По преданию, после очередного разорения, у преподобного Герасима появился необычный сторож–ворон. Громким криком и ударами крыльев эта птица отгоняла непрошеных гостей. Не подпускал к келии ворон и диких зверей, искавших у жилища преподобного, чем бы поживиться.

Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1489 году в Переяславле­-Залесском (ныне Ярославской области)

По особому видению преподобный Герасим перешел к юго–востоку от первоначального места, на поляну, где у источника рос многовековой дуб, и рядом протекала речка Болдинка. Однако с этого места его пытались прогнать местные жители. Они схватили преподобного, и как бродягу отвели к наместнику в город Дорогобуж. Тот, не разобравшись, велел посадить подвижника в темницу, но в этот момент к нему прибыл из Москвы царский посланник. Увидев преподобного Герасима, неоднократно бывавшего с преподобным Даниилом на приемах у великого князя Василия III, посланник низко поклонился ему, и, испросив благословение, поцеловал руку. Испуганный наместник с почетом отпустил преподобного, и с тех пор его никто уже не тревожил.

Вскоре вокруг преподобного Герасима собралась братия. Они вместе поставили келии и небольшую часовню для общих молитв. Видя, что количество последователей увеличивается, преподобный Герасим отправился в Москву, где испросил благословение на открытие обители. Вместе с братией преподобный поставил первый деревянный храм в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. 9 мая (по старому стилю) 1530 года храм освятили, положив начало Свято–Троицкому Болдину общежительному монастырю.

Преподобный Герасим не гнушался никакими работами в обители. Он принимал участие в возведении трапезной и келий, молол ручным жерновом зерна, пек хлеб, заготавливал и колол дрова, ухаживал за больными и немощными. При этом преподобный Герасим питался только хлебом с водою, а спал очень мало.

В конце 1535 года преподобный Герасим вместе со своим учеником Симеоном поселился в полутора верстах от города Вязьмы, на правом берегу речки Бебри, в густом ольховом лесу. Место это имело дурную славу у вязьмичей, так как оно на долгие годы стало прибежищем для беглых разбойников и лихоимцев.

Преподобный устроил здесь келию и несколько лет прожил с учениками в окружении убийц и грабителей. «Внегда же благоволи Бог создатися обители и престати тому сатанинскому умышлению, множицею вопль слышан бысть бесовский: «О горе нам! Отъята бысть корысть наша! Преподобный обиде нас, несть к тому наше жилище, но место преподобное».

Молва о богоугодной, благочестивой и подвижнической жизни преподобного Герасима быстро распространилась в окрестностях Вязьмы. Вскоре многие начали приходить к нему за благословением и для спасительного для души разговора. Некоторые, желая остаться при преподобном Герасиме, строили по его благословению новые келии.

К 1542 году количество собравшейся братии умножилось до достаточного количества для устройства обители. Преподобный «…богатый только нищетою Евангельскою, не имел ни малейших средств, никакой возможности к тому; но утвержденный и укрепленный в этой мысли явлением ему в сонном видении, как говорит предание, Крестителя Господня Иоанна, благословлявшего его на сей подвиг и возвещавшаго ему будущую славу избраннаго им уединения, воодушевился в своем намерении и твердо положил в душе своей стараться всевозможно о приведении онаго с помощию Божиею, во исполнение».

Из Вязьмы преподобный Герасим отправился в Москву испросить благословения и разрешения на устройство монастыря, которые и получил от царя Иоанна IV Васильевича и митрополита Макария (1482–1563).

Преподобного Герасима можно считать в пятом колене учеником самого Сергия Радонежского

На пожертвования боголюбивых поселян, трудами братии устроили деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По главному храму монастырь получил название Иоанно–Предтечева. Устроив новую обитель, преподобный Герасим поставил над ней настоятелем своего ученика Симеона и возвратился в Болдин монастырь. Игумен Симеон, следуя примеру преподобного, управлял Предтечевым монастырем тридцать четыре года, построил второй деревянный храм в честь Вознесения Господня, снискал доверие и уважение не только братии, но и окрестных жителей.

В 1545 году в 36 верстах от Дорогобужа преподобный Герасим восстановил небольшой монастырь, существовавший с конца XV века, в волостном селе Свирковы (Сверковы) Луки на левом берегу Днепра. Преподобный Герасим, получив в столице благословение на устройство обители, защитил собравшуюся братию от притеснений боярина Якова Андреевича Салтыкова, владевшего землями в окрестностях монастыря. Построив храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (по другим данным Введенский и Никольский храмы), келии для братии, преподобный оставил здесь настоятелем строителя Сергия.

В 1547 году в Брянских лесах преподобный основал еще один монастырь — Троице–Введенский. Он поселился на правом берегу реки Жиздры (приток Оки) при впадении в нее речки Бродны. На возвышенном полуострове, образованном этими реками, преподобный срубил первую келию и начал строительство деревянного храма в честь Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. За короткий срок в обители собралось сорок два человека братии, и преподобный поставив настоятелем строителя Петра (Коростелева) вновь вернулся в Болдино.

Просуществовал монастырь 193 года, но в 1740 году случился пожар, монастырь сгорел и уже не возобновлялся. На его месте в 1760 году была построена деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, и простояла она до 1932 года, когда сгорела от грозы.

Преставился преподобный Герасим 1 (14) мая 1554 года, на шестьдесят шестом году жизни. Перед кончиной он призвал к себе в Болдино настоятелей и насельников, из всех монастырей, числом 127, рассказал им о своей жизни, указал кому, в каком монастыре быть настоятелем, священником, диаконом, чтецом, певцом, и дал им последние наставления.

Настоятелем Болдиной обители преподобный Герасим оставил своего ученика игумена Иосифа Краснописца. По преставлении преподобного Герасима, игумен и соборные старцы Симеон, Макарий, Киприан, Евфимий, иеродиакон Феоктист и прочие «имеяше в память преподобного Герасима наказания и поучения, соблюдаше вся заповеди его, из его устнаго завещания преписавше многия хартии, да не землею память Преподобнаго засыпана будет».

Прослеживая духовную связь преподобного Герасима Болдинского, мы видим, какая мощная духовная сила стоит за ним, каких выдающихся учителей и духовных предшественников он имел. Ученику преподобного Сергия Радонежского священноиноку Никите Боровскому после пострига поручили на семь лет преподобного Пафнутия Боровского. При пострижении в Пафнутьевом монастыре преподобного Даниила Переславского дали в ученики преподобному Левкию Волоколамскому, ученику преподобного Пафнутия Боровского. Прожив с преподобным Левкием около двенадцати лет, преподобный Даниил поселился в городе Переславле–Залесском. Здесь в Успенском Горицком монастыре он постриг в монашество преподобного Герасима Болдинского. Таким образом, преподобного Герасима можно считать в пятом колене учеником самого Сергия Радонежского.

День памяти преподобного Герасима Болдинского РПЦ ежегодно празднует 14 мая (фото: vk.com/monastir_boldino)

Под духовным наставничеством преподобного Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, впоследствии святитель; епископ Вологодский, написавший не позднее 1586 года житие преподобного Герасима; Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе в Болдино.

Обретение мощей святого Герасима Болдинского

После кончины преподобного Герасима в 1554 году он был похоронен в Троицком соборе Болдинского монастыря, в приделе во имя святого Иоанна Богослова. Из дошедших до нас письменных источников известно, что святые мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили, органично включив в пространство южного придела.

Обретя ещё при жизни широкую известность и славу, после смерти преподобный стал почитаться как местночтимый святой. К месту его захоронения всегда стекались богомольцы.

В мае 1921 года (согласно свидетельству, записанному в 1971 году со слов участника событий Тита Петровича Новикова) комиссией по ликвидации мощей было произведено вскрытие захоронения. С глубины около одного метра извлекли белокаменный саркофаг и долбленую колоду, в которых, по мнению комиссии, находились останки преподобного Герасима и его ученика Якова Андреевича Салтыкова, который, согласно тексту жития преподобного, был погребен вблизи святого.

Саркофаг был увезен в Смоленск, а останки переложили в два новых гроба и захоронили на кладбище вне стен монастыря. Однако существовали сомнения в том, что при вскрытии раки, находившейся всего в одном метре от уровня пола начала ХХ века, было потревожено подлинное место упокоения преподобного Герасима. Возможно, именно поэтому и не почиталось верующими место нового захоронения останков, извлеченных комиссией в 1921 году.

При разборке руин Троицкого собора, взорванного фашистскими оккупантами в 1943 году, стало ясно, что южный придел собора закладывался в конце XVI века на пологом склоне холма, спускавшемся от места, где стоял более древний собор, к реке Болдинке. Чтобы пол в южном приделе оказался на одном уровне с полом всего собора, строителям пришлось досыпать грунт. Это доказывало, что даже в XVI веке захоронение преподобного Герасима находилось на глубине гораздо большей, нежели один метр. К тому же во время раскопок, начатых в мае 2001 года, было установлено, что в ходе ремонтных работ собор был поднят на 85 см от первоначального уровня. Вначале раскопки проводились силами насельников монастыря. В южном приделе пришлось снять полутораметровый слой земли, прежде чем был выявлен уровень конца XVI века (время начала строительства Троицкого собора).

Организацией раскопок в более древних слоях занимались заведующая отделом археологии музеев Московского Кремля Татьяна Панова и художник–реставратор по тканям и коже Наталья Синицына. При снятии насыпного грунта в месте, где раньше стояла рака преподобного Герасима, были обнаружены контуры могильной ямы.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор

— Монашество всегда было и остается главной духовной силой России: издревле православные монастыри, являясь негасимым светочем духовности, хранителями чистоты веры и предания Церкви, становились культурно­-просветительскими центрами Руси. И одним из таких духовных центров на древней Смоленской земле стал Свято­Троицкий Болдин монастырь, основателем и устроителем жития в котором явился преподобный Герасим Болдинский

Вскрытие могильной ямы было начато 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало нетронутым. На глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись мощи преподобного Герасима Болдинского.

Подлинность их не вызывает сомнений: захоронение выполнено в монастырской традиции, в могильной засыпке найдена керамика XVI века, обнаружены и остатки гроба в виде тлена. Гроб представлял из себя деревянную колоду, выдолбленную из цельного ствола дерева. Конфигурация гроба, с сужением в изножье, также характерна для того времени. Кроме того, в захоронении была найдена кожаная обувь. Преподобный Герасим, как известно, был кожешвец и, вероятно, эта обувь была вытачана его руками.

Мощи были извлечены и помещены в трапезном Введенском храме в специально изготовленном гробе. О совершившемся чудесном обретении мощей угодника Божия было  сообщено правящему архиерею епархии митрополиту Смоленскому и Калининрадскому Кириллу.

«Верим, что в этом чудесном событии даруется всем нам знак Божия благоволения, дабы возрождалась в народе нашем вера и благочестие, а через эти добродетели менялась и самая жизнь, наполняясь светом Божией Правды, миром, покоем и процветанием», — ответил в ответном письме Владыка.

Митрополит Кирилл благословил день 20 июля, когда были даны официальные заключения по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму, считать датой обретения его всечестных мощей.

Продолжение следует. По материалам: Игумен Тихон Полянский «Путешествие в историю русских монастырей». smoleparh.ru

текст: Антон Савенок

494903494903