8 декабря. День в истории Смоленщины
105 лет со дня рождения Петра Никифоровича Ионова (1911-1999), заслуженного художника Российской Федерации. Родился в д. Ворончиха Новодугинского р-на.
Петр Ионов родился в маленькой деревеньке Ворончихе Сычевского уезда. Одно из отрадных воспоминаний детства – увлечение рисованием. 15-летним отправляется Ионов с отцом на заработки в Москву. Посещение Третьяковской галереи усилило его интерес к искусству.
С 1927 г. он учится в Москве в художественной студии. В 1931г. поступает на второй курс Ленинградской академии художеств, где проучился всего несколько месяцев. Это был еще период становления советской художественной школы, и в учебных заведениях часто занимались экспериментаторством, что не устраивало талантливого юношу. В 1932 г. Ионов возвращается на родину, поселяется в Сычевке. Все свободное время отдает искусству: рисует, пишет с натуры. Как вспоминал художник, эти годы и были годами его учебы, вернее годами его самообразования.
Из предвоенного творчества художника ничего не сохранилось: все сгорело в Сычевке. В 1943 г., по освобождении города, Ионов был призван в армию. После войны, работая в школе, в музее, не оставлял занятие искусством. В 1946 году он был принят в члены Московского товарищества художников. С 1950 года Ионов переходит полностью на творческую работу, в 1952 году впервые участвует на республиканской выставке в Москве. Имя художника из Сычевки становится известным в художественных кругах. Этапной в творческой биографии художника явилась картина « На лужке» (1954г.) Работа экспонировалась на республиканской и всесоюзной выставках. Картина «На лужке» с этюдами к ней была удостоена диплома 1 степени Министерства культуры РСФСР. Особый успех имела картина Ионова «Теплый дождик»(1955), прошедшая многие выставки, приобретенная Министерством культуры для Третьяковской галереи.
В 1955 году Ионова принимают в члены Союза художников СССР. В 1958 году Смоленское начальство приглашает его на жительство в Смоленск. Он включается в общественную и художественную жизнь города. Смоленские художники избирают его председателем правления своей организации. Избирается он и в состав правления Союза художников РСФСР. Ионов – участник первого съезда Союза художников СССР. Но, как и прежде, много работает творчески.
Он не изменяет своей привязанности к деревне, много ездит по области. Жизнь подсказывает все новые и новые сюжеты, одно за другим появляются на выставках его произведения. И первыми зрителями теперь являются его земляки – смоляне. В 60-70 годы художник создает: «Зимним вечером», «В музее», «Порожняки», «Осень».
В 1960-х годах в советском изобразительном искусстве постепенно утверждаются новые черты, принципы, выразительность в расширении тематики, неподражания искусства, более глубоких его толкований, поисках новых изобразительных средств. Начинается новый период в развитии нашего искусства. Сама жизнь ставила новые задачи.
Параллельно с тематическими картинами он много работал в области портретно-жанровых произведениях, герои портретов колхозники, труженики Смоленщины.
В портретном жанре творчества Ионова особое место принадлежит автопортретам. Это и «специальные», созданные художником для выставок, для зрителей (хранятся они в музейных собраниях), потому что долгие годы находились в личном собрании художника в его мастерской. Ни у кого из смоленских художников нет такого количества автопортретов.
Работы художника хранятся во многих музеях России, в частности в Смоленском музее-заповеднике, в музее «Русская старина», в Рославльском, Ельнинском, Сычевском музеях, в Новосибирске, в Третьяковской галерее, в частных коллекциях.
Умер художник 7 сентября 1999 г. в Смоленске.
148 лет со дня рождения Николая Петровича Богданова-Бельского (1868-1945), известного русского художника.
Николай Богданов-Бельский родился 8 декабря 1868 года в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне — Оленинский район Тверской области). Учился в церковно-приходской школе, затем в ныне знаменитой школе С. А. Рачинского в селе Татеве.
В 1882 году Рачинский отдал Богданова-Бельского в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, а в 1884 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учителями Богданова-Бельского были В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников. За работу «Будущий инок» (1889) Богданову-Бельскому вручили большую серебряную медаль и присвоили звание классного художника. В 1891 году картина «Будущий инок» была куплена К. Т. Солдатёнковым, затем её перекупила императрица Мария Фёдоровна.
В 1894—1895 годах учился живописи в Императорской Академии художеств у И. Е. Репина, потом уехал в Париж, где посещал студии Ф. Коларосси, Ф. Кормона. Работал в Мюнхене и в Италии.
В 1903 году окончил Академию художеств, в 1905 году ему было присвоено звание академика, а в 1914-м он стал действительным членом Академии.
Регулярно приезжал в село Островно на берегу озера Удомля, где жил и работал в имении местного помещика Ушакова. После 1921 года он переехал в Ригу.
Он был членом нескольких видных обществ художников, в том числе передвижников (с 1895 года) и общества имени Куинджи (он был одним из основателей и председателем с 1913 по 1918 год).
В 1920 году Богданов-Бельский уехал в Петроград, затем в Латвию.
В Риге 25 октября 1930 года стал почётным членом (почётным филистром) студенческой корпорации Fraternitas Arctica.
Богданов-Бельский писал в основном жанровые картины, особенно образование крестьянских детей, портреты, импрессионистские этюды пейзажей.
В 1944 году художник тяжело заболел. Лежал в берлинской клинике.
Умер художник 19 февраля 1945 года в Берлине. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель (Виттештрассе, 37).
23 июня 2000 года в селе Татеве Оленинского района был открыт музей художника.
Также в этот день:
57 лет назад (1959) в Смоленске состоялся первый после войны съезд учителей.
текст: Семен Писарев