5 декабря. День в истории Смоленщины
65 лет назад (1951) было сдано в эксплуатацию здание нового Смоленского железнодорожного вокзала, построенного по проекту архитекторов Б.С.Мезенцева и М.А. Шпотова в 1949-1951 гг.
Смоленщина одной из первых приняла на своих просторах первые железные дороги, самой первой из которых стала Рижско-Орловская, проложенная через Смоленск в 1868 году. Двумя годами позднее открылось движение по железной дороге Москва-Смоленск, которую спустя еще год продлили до Бреста, а к концу XIX века железнодорожный путь проложили от Смоленска до Мичуринска. Все эти стремительные перемены проходили в рамках мощного экономического бума, одним из характернейших проявлений которого было как раз масштабное строительство железных дорог, придавших городу дополнительный импульс в развитии, сделав его крупным транспортным узлом и торгово-перевалочным пунктом.
Первый вокзал в Смоленске, состоявший из двух зданий, располагавшихся вдоль северного и южного перронов и соединявшихся аркой с часами, представлял собой памятник архитектуры, выполненный в стиле неоклассицизма. Красивый вокзал должен был не только встречать гостей, выполняя все соответствующие функции, но также и служить визитной карточкой города. Но после почти 70 лет верной службы первый вокзал был сильно разрушен во время налетов фашистов на Смоленск летом 1941 года и не подлежал восстановлению.
В 1947 году здесь построили временный деревянный вокзал, а позднее по проекту архитекторов Б.С.Мезенцева и М.А.Шпотова возвели и нынешнее величественное здание железнодорожных ворот Смоленска, ставшее, кроме собственно места приема и обработки пассажиропотока, еще и истинным украшением города.
Здание железнодорожного вокзала Смоленска представляет собой яркий пример крупного общественного советского здания середины ХХ века, выполненного в характерном для того времени неоклассическом стиле. Наиболее доминантной и выразительной частью всего вокзального ансамбля является его симметричный главный фасад, обращенный на большую Вокзальную площадь. На главном фасаде выделяется высокий (в три этажа) заглубленный арочный проем со входами и колоннадой, венчаемый неполным циркулярным завершением. Все фасады здания вокзала, окрашенного в бирюзовый цвет с белоснежными декоративными наличникам на дверях и окнах, карнизами, полуколоннами и окантовками, тонко расчерчены по штукатурке под руст. Декоративные пояски, идущие по ризалитам и остальным участкам фасадов, состоят из лепных медальонов и розеток.
Внутри здание вокзала также богато украшено декоративной лепниной. Высокие своды центральных залов, призванные создать ощущение масштаба и величественной эстетики, держаться на монументальных колоннах.
Кроме того, в помещениях вокзала имеется несколько огромных художественных полотен, подаренных зданию отечественными художниками в разные времена. Так, здесь можно увидеть, например, репродукции картин Серова «Ходоки у Ленина», Кившенко «Военный совет в Филях», Непринцева «Отдых после боя» и даже репродукцию картины Шишкина «Рубка леса». Последним таким даром стала картина «Смоленск православный», написанная художником Анатолием Булдаковым. В отличие от всех предыдущих работ – это единственный подлинник.
текст: Семен Писарев