3 ноября. День в истории Смоленщины

142 года со дня рождения Александра Владимировича Богдановича (1874 — 1950), (сценический псевдоним – Владимиров), певца, заслуженного артиста и педагога РСФСР, общественного деятеля. Работал в Большом театре.

aleksandr-bogdanovich

Александр Богданович родился 22 октября (3 ноября) 1874 года в Смоленске в семье учителя. Окончив гимназию, он решает стать врачом и поступает в Московский университет на медицинский факультет.

В эти студенческие годы он интересуется общественными событиями в России, знакомится с революционными кружками, принимает участие в их работе, за что попадает на долгие годы под надзор полиции. Не раз арестовывался, сидел в Бутырской тюрьме и, конечно, был исключен из университета. Он закончит его позднее, и государственные экзамены сдаст в Казанском университете.

А пока, в 1899 году, его высылают в Смоленск, где ему удается избежать солдатчины, и он работает в земской больнице Смоленской губернии.
Получив диплом врача в 1900 году, Богданович возвращается в Смоленск и снова участвует в революционных кружках, собирает средства для политических ссыльных.

Частные уроки пения он начал брать еще в 1897 году у самого Л.В. Собинова, что позволило ему выступать в Смоленске в качестве певца-любителя на музыкальных вечерах. Однако целью была не вокальная карьера, а сбор средств для революционных нужд.

В 1901 году Александр Богданович переезжает в Петербург, где работает в клиническом институте. Параллельно он берет частные уроки у бывшей певицы, известного вокального педагога И.И. Онноре, посещает театры, концертные залы.

Он знаком уже со многими певцами и музыкальными деятелями, которые советуют ему всерьез заняться вокальной карьерой. И когда последовал новый арест, они нанимают ему лучших адвокатов, а Л.В. Собинов идет на прием к Святополку Мирскому – влиятельному чиновнику и добивается разрешения для Богдановича продолжить музыкальное образование.

Артистическая карьера Богдановича началась в 1902 году, когда он стал выступать в симфонических концертах Шереметевского оркестра в Петербурге. В 1903 году пел в Петербургской русско-итальянской частной антрепризе у К. Гвиди, дебютировал в партии Синодала в опере «Демон» А.Г. Рубинштейна, затем спел Ленского в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и Фауста в одноименной опере Ш. Гуно. Имел большой успех.

Неожиданно в 1904 году дирекция театра посылает его совершенствоваться в Милан у педагогов А. Броджи и Ф. Валеро.

По возращении из Италии Богданович в сезоне 1904–1905 гг. работал в Тифлисской опере в антрепризе Л. Дальского; в 1905 г. – в Петербургском Народном доме; в 1905–1906 гг. – в Мариинском театре, где дебютировал партией Фауста.

В 1906 году он получил приглашение от Дирекции Большого театра, где и работал уже постоянно до 1936 года. Дебютировал известной ему партией Синодала и пел партии лирического тенора наряду с Л.В. Собиновым и Д.А. Смирновым. В его репертуаре было около 40 партий, среди них крупнейшие партии русской и зарубежной оперной классики. Это Баян и Финн в опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, Князь в «Русалке» А.С. Даргомыжского, Самозванец в «Борисе Годунове» М.П. Мусоргского, Владимир Игоревич в «Князе Игоре» А.П. Бородина, Владимир Дубровский в одноименной опере Э.Ф. Направника.

Александр Богданович был первым исполнителем на сцене Большого театра партии Пинкертона в «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини и партии Рылеева в «Декабристах» В.А. Золотарева.

А.В. Богданович вел широкую концертную деятельность. Много выступал в концертах Керзинского кружка. Пел под управлением отечественных дирижеров. Много ездил с концертами по городам России, где выступал со своей женой, певицей Большого театра М.Г. Гуковой. Часто пел бесплатно для рабочих или давал концерты в пользу студенчества.

В годы Первой мировой войны Богданович был организатором и участником концертов в госпиталях и лазаретах. Силами артистов Большого театра организовал питательный пункт для беженцев, оказывал помощь и как врач. Организовал госпиталь на средства артистов и был его начальником. Во время революционных событий в Москве 1917 года принимал раненых, оказывая им помощь.

В эти годы его шефская концертная деятельность имела особенно широкий размах. Продолжал он петь и на оперной сцене. Одновременно работал в Художественном совете театра и многих комиссиях.

В 1919 году он принимает участие в создании оперной студии при Большом театре под руководством К.С. Станиславского. И преподает в этой студии вместе с М. Гуковой вокал молодым певцам.

В Правлении Дома ученых, куда его рекомендовал Н.А. Семашко. Он организовывал концерты, привлекал в них выдающихся артистов-певцов. Сам давал сольные концерты. Заведовал художественной частью созданного на базе студии оперного театра им. К.С. Станиславского.

В 1925 году за заслуги в оперном искусстве и общественно-театральной деятельности А.В. Богданович был удостоен звания заслуженного артиста республики. Его общественная деятельность продолжалась долгие годы.

С 1934 года он – зав. оперной труппой Большого театра, в 1936-м оставляет этот пост по болезни. Работает в ВТО (Всероссийском театральном обществе), возглавляет кабинет музыкальных театров, и в этой должности он проявляет себя разносторонне: консультирует молодых певцов, создает студию звукозаписи, помогает художественной самодеятельности. Одновременно А. Богданович – председатель вокально-методической комиссии при Управлении музыкальных учреждений в Комитете по делам искусств.

В годы Великой Отечественной войны Александр Владимирович руководил фронтовым театром, организованным им самим, его артисты выступали на передовых рубежах.

Александр Владимирович Богданович скончался 6 апреля 1950 года в Москве.

 

 

98 лет со дня рождения Константина Борисовича Пастернака (1918—2005), скульптора, автора памятника Герою Советского Союза партизану В. Куриленко в г. Смоленске.

konstantin-pasternak

Константин Пастернак родился в г. Макеевка Донецкой области; получил профессиональное образование в ленинградской Академии художеств им. И.Е. Репина, по окончании которой в 1952 г. был направлен в Смоленск.

Автор памятника Герою Советского Союза партизану Володе Куриленко (1967 г.) в Смоленске.

Им же созданы: памятник первой русской маевке в Красном Бору под Смоленском, скульптурные группы «Клятва» в Ельне и «Атланты» у стадиона «Спартак» в Смоленске (утрачена), памятная доска Николаю Рыленкову на здании Смоленского государственного университета. Работы скульптора хранятся в Смоленском музее-заповеднике.

Последние годы жизни К.Б. Пастерна провел в Вязьме. Умер скульптор 30 октября 2005 г., похоронен на кладбище д. Черное под Вязьмой.

 

 

85 лет со дня рождения Владимира Михайловича Волкова, специалиста в области физиологии спорта, доктора биологических наук, профессора (1971), заслуженного работника физической культуры РФ (1988), заведующего кафедрой физиологии СГИФК. Родился в г. Смоленске.

muz_fiz

Владимир Волков (1928 г.р.) – выпускник Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры (1951), Смоленского педагогического института (1962). Специалист в области физиологии спорта.

Доктор биологических наук (1970). Профессор (1971). Член-корреспондент Академии естествознания (1996).

Опубликовал более 150 научных работ, в том числе монографии «Восстановительные процессы в спорте» (1977; переиздана в Югославии, Франции, Аргентине), «Спортивный отбор» (1983, соавтор; переиздана на Кубе), «Человек и бег» (1987, соавтор; переиздана в США), «Резервы спортсмена» (1993, соавтор), «Средства восстановления в спорте» (1994, соавтор); учебники и учебные пособия «Физиология человека» (1979, 1984, соавтор), «Спортивный отбор» (1979), «Биология» (1983), «Спортивная физиология» (1986, соавтор), «Тренировка и восстановительные процессы» (1990), «Предсоревновательная подготовка спортсмена» (1991, соавтор).

Подготовил 14 кандидатов наук.

Заслуженный работник физической культуры РФ (1992).

Профессор кафедры физиологии Смоленского государственного института физической культуры.

 

текст: Семен Писарев

175705175705



Комментировать