28 ноября. День в истории Смоленщины

189 лет со дня рождения Бориса Николаевича Алмазова (1827-1876), литературного критика, поэта-юмориста и переводчика. Родился в г. Вязьма.

almazov_boris_nikolaevich

Борис Алмазов происходил из старой дворянской семьи Алмазовых, относящейся к высшей московской знати. Сын отставного штабс-капитана Николая Петровича Алмазова и Евдокии Петровны Зубковой. Детство провëл в родовом селе Караваево (Смоленской губернии).

Первоначально получил домашнее образование. В 1839 году был принят в 1-ю Московскую гимназию, откуда перевëлся в пансион Эннеса. В 1848 году поступил на юридический факультет Московского университета, где посещал лекции известных профессоров-историков Т. Н. Грановского и П. Н. Кудрявцева. Университетского курса не кончил, в 1850 году отчислен за неуплату.

В 1853 году Алмазов женился на С. З. Ворониной, которой ранее давал уроки литературы. Семейная жизнь принесла с собой серьезные материальные трудности: жена не имела состояния, а потомство молодой четы быстро увеличивалось. В поисках заработка в 1854 году был вынужден поступить на службу в канцелярию попечителя московского учебного округа, откуда в 1857-м перешёл в контору московской синодальной типографии. Прослужив несколько лет, Алмазов уже в 1861 году вышел в отставку в чине губернского секретаря.

Последние годы жизни поэта были омрачены смертью жены (1874), оставившей ему на воспитание семерых детей (еще семерых детей семья Алмазовых лишилась ранее). Постоянная нужда и горе подкосили здоровье Б. Н. Алмазова. Он скончался в Шереметевской больнице. Похоронен в московском Донском монастыре (могила утеряна).

С 1851 года занялся литературной деятельностью. Благодаря тесной дружбе с А. Н. Островским и Аполлоном Григорьевым примкнул к кружку, так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин».

В «Москвитянине» Б. Н. Алмазов дебютировал (под псевдонимом Эраста Благонравова), с веселыми, остроумными фельетонами. Алмазов был больше эстетик, чем политик. Вот почему ему было так легко, после прекращения выхода «Москвитянина», перешел в «Библиотеку для чтения», придерживающуюся западнических взглядов и англоманский «Русский Вестник». Здесь он помещал переводы произведений разных поэтов, изредка оригинальные пьесы и критические статьи.

С возникновением в самом конце 1850-х годов ряда сатирических журналов, Б. Н. Алмазов становится одним из самых видных российских деятелей этого жанра литературы. Его тонко-остроумные стихотворные пародии, большею частью помещенные в «Развлечении» Федора Миллера, получили большую популярность. Из произведений Алмазова наиболее слабая единственная его повесть «Катенька». Из-под пера литератора вышел ряд критических работ, в частности, статья о Пушкине в сборнике «Утро». Основным тезисом критических статей Алмазова был доведенный до крайности принцип «искусства для искусства».

В 1860—1870-х годах Алмазов как литературный критик почти не выступает, но продолжает плодотворно работать как поэт и переводчик. Он сотрудничает в журналах «Русский вестник», «Развлечение», «Искра», «Заноза», «Зритель общественной жизни, литературы и спорта» и других, где публикует в основном юмористические стихи.

В 1863 году под псевдонимом Б. Адамантов издал в Москве сборник пародий «Диссонансы». Темы, сюжеты, типы, к которым обращается Алмазов, традиционны для русской демократической сатиры и юмористики. Оригинальных стихотворений Б. Н. Алмазова из разряда «серьёзных» очень немного — около 15 пьес. Здесь он выступает «гражданским» поэтом, бичующим разные несимпатичные его консервативному образу мыслей стороны общественной жизни 1860-х годов. В основном они философичны и проникнуты религиозным чувством («Гроза», «Успокоение»). Некоторые стихотворения «Учено-литературный маскарад», «Московский поэт и петербургский обыватель» и ряд других пользовались большим успехом. Написанные им в 1854 г. поэма «Русь и Запад», стихотворения «Старая русская партия» (1864), «Русскому царю», пронизаны славянофильскими умонастроениями.

Очень хороши его пародии. Пародии автора можно разделить на два разряда: общего характера и специально-литературного, где пикантность заключается в том, что фигурируют в комических положениях современные ему литераторы. Из последних наиболее интересны: «Похороны „Русской речи“, скончавшейся после непродолжительной, но тяжкой болезни» и «Учено-литературный маскарад». Основное свойство пародий Б. Н. Алмазова — тонкий изящный, но, вместе с тем, совершенно незлобивый юмор. При всей безукоризненности техники и при всем бесспорном остроумии, Алмазов остается, забавным пародистом, никогда не возвышавшимся до сатиры.

С конца 1860 годов Алмазов много переводит. Крупной работой в этой области стал его первый вольный перевод на русский язык «Песни о Роланде», изданный в 1869 г. в Москве под названием «Роланд».

В 1875 г. публикует повесть «Катенька», выдержанную в основном в духе «натуральной школы».

Итоговым в творчестве Б. Н. Алмазова стал сборник «Стихотворения», вобравший в себя почти все ранее написанное поэтом. Сочинения Б. Н. Алмазова собраны в 3 тома.

Член «Общества любителей российской словесности».

Современники по-разному воспринимали творчество Б. Н. Алмазова. Для большинства он остался даровитым юмористом, «певцом минуты», и лишь немногие разглядели самобытный облик интересного русского поэта и критика, бескомпромиссно отстаивающего свои взгляды на искусство.

 

текст: Семён Писарев

178775178775



Комментировать